Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
статья по психологии
Ведущий вид деятельности (термин А.Н. Леонтьева) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
Важно понимать: какой именно вид деятельности выступает ключевым в тот или иной возрастной период. Именно это поможет подобрать оптимальные пути взаимодействия с воспитанником, обозначить ключевые задачи этого взаимодействия, понять, на чём необходимо сосредоточить внимание педагогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vedushchie_vidy_deyatelnosti.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
Ведущий вид деятельности (термин ввёл А.Н. Леонтьев) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности. Таким образом, на каждом возрастном этапе выделяется в качестве ведущей тот вид деятельности, который соотносится с социальной ситуацией развития (специфической для каждого возраста системой отношений индивида с окружающим миром) и позволяет к окончанию того или иного этапа сформировать психологические новообразования (устойчивые психические функции, которые обусловлены ходом возрастного развития человека и присущи определенному его этапу).
Рассмотрим в формате таблицы ведущие виды деятельности, характерные для каждого возрастного этапа во взаимосвязи с социальной ситуацией развития и психологическими новообразованиями.
Период | Возраст | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования |
Младенчество | 0 – 1 год | Освоение норм отношений между людьми | Эмоциональное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослым – общение ребёнка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности. . | Ходьба, первое слово |
Ранний возраст | 1 – 3 года | Усвоение способов деятельности с предметами | Предметно-манипулятивная деятельность – деятельность ребёнка с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми. | Кризис «Я сам» |
Дошкольный возраст | 3 – 6(7) лет | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми | Игровая деятельность (вид игры: сюжетно-ролевая) – сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения участников. | Произвольность поведения |
Младший школьный возраст | 6(7) – 10(11) лет | Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности | Учебная (учебно-познавательная) деятельность – сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. | Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта |
Средний школьный возраст | 10(11) – 14(15) лет | Освоение норм и отношений между людьми | Интимно-личностное общение в учебной и др. видах деятельности (профессионально-личностное общение) – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам; построение близких отношений с товарищами на основе морально-этических норм. | Чувство взрослости, возникновение представлений о себе не как о ребёнке |
Старший школьный возраст (ранняя юность) | 14(15) – 16(17) лет | Освоение профессиональных ЗУН | Учебно-профессиональная деятельность, самоопределение – особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей. | Профессиональное и личностное становление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей на тему: "Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах"
Информация будет интересна и полезна как воспитателям, так и родителям, т.к игра - основная форма организации жизни ребёнка....
Условия формирования экспериментально - исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
Роль экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника...
Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....
Труд детей в разные возрастные периоды.
Для того, чтобы вырос ответвенный ученик, а затем и ответственная личность, к труду необходимо приучать с 3 -х лет....
Ведущая деятельность в разных возрастных периодах.
Ведущая деятельность- это такая деятельность , развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенных стадиях его р...
Ведущая деятельность детей в возрастных периодах
Ведущая деятельность детей в возрастных периодах Ведущая деятельность — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка (Н.А. Леонтьев)....
Развитие речи детей в разные возрастные периоды
Консультация для родителей по развитию речи детей разных возрастов...