Развитие речи детей в разные возрастные периоды
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей по развитию речи детей разных возрастов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
um_na_konchikah_paltsev.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ум на кончиках пальцев»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский В. А. в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития. Поэтому ограничение его движений является тормозом его общего развития.
Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук.
Значение тонкой моторики:
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
4. Развивается чувство ритма и координация движений.
5. Ребенок лучше адаптируется в практической жизни, учится понимать многие явления окружающего мира.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Вспомните, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку -белобоку", показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.
- Играть в пальчиковые игры нужно каждый день. И чтобы ребенок сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время можно вернуться к позабытым.
- Не перегружайте ребенка сложными пальчиковыми играми и не проводите слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия сначала начинайте с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.
- Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.
- Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он приболел?
- Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.
- Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается.
Наиболее доступным способом тренировки пальчиков, является нетрадиционное использование предметов, которые можно найти в каждом доме. В роли таких предметов могут выступать:
- Крупные и мелкие бусины
- Прищепки
- Крупные орехи (например, грецкие орехи)
- Массажные мячики и др.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук:
1) Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребёнка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2) Разрывание бумаги. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
3) Перелистывание страниц. Попросите ребёнка перелистывать страницы книжки с картинками или журнала.
4) Вкладыши-мисочки. Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
5) Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребёнка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
6) Рисование и раскрашивание. Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.
7) Собирание мозаик и пазлов.
8) Вырезание. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.
9) Горошина. Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребёнку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребёнка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно, несколько раз и тогда он обязательно сможет всё повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребёнку другую игру.
10) Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
11) Застёгивание, расстёгивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Еще дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.
12) Лепка. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, нужно систематически. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, чёткими и скоординированными.
Пальчиковые игры для всех возрастов
1-я мл.группа
Пальчиковая игра «Зайчик»
Жил-был зайчик – | Три пальца сложить в кулачок, |
2-я мл. группа
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка, | Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки. |
Средняя группа
Пальчиковая игра «Капуста»
Что за скрип? Что за хруст? Как же быть без хруста, Мы морковку трем, трем. И в кадушечку кладем. | Сжимать и разжимать пальцы. |
Старшая группа
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. | Соединять пальцы в «замок». |
Подготовительная к школе группа
Пальчиковая игра «Гости»
- Мама, мама! | Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...
Статья для воспитателей на тему: "Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах"
Информация будет интересна и полезна как воспитателям, так и родителям, т.к игра - основная форма организации жизни ребёнка....
Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....
Труд детей в разные возрастные периоды.
Для того, чтобы вырос ответвенный ученик, а затем и ответственная личность, к труду необходимо приучать с 3 -х лет....
Развитие речи ребёнка на разных возрастных этапах
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...
Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
Ведущий вид деятельности (термин А.Н. Леонтьева) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его лич...
Консультация для родителей на тему: «Речевые умения и развитие речи детей на разных возрастных этапах дошкольного детства»
Есть все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речиЛ.С. Выготски...
- Мне нравится (1)