ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРЕДПОСЫЛКАМИ ОДАРЕННОСТИ
статья на тему
Статья с конференции " Игровые технологии в художественном развитии детей с предпосылками одаренности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_o_odarennosti.odt | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРЕДПОСЫЛКАМИ ОДАРЕННОСТИ
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты...»
А. Бебель
Под профессиональной компетентностью педагога, понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности воспитателя. Компетентность воспитателя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Выделим 12 основных особенностей каким должен быть педагог:
- Быть доброжелательным и чутким;
- Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- Иметь широкий круг интересов и умений;
- Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
- Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- Иметь живой и активный характер;
- Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:
а) принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Общее обучение - раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.
б) принцип этапности обучения.
Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.)
в) принцип единства теоретической и практической подготовки
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. К профессиональной компетентности мы относим психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности:
- знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
- знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
- знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми;
- знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
- умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;
- умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;
- умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи.
Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:
• высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
• внутренний локус контроля;
• высокая и адекватная самооценка;
• стремление к личностному росту.
Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ребенке».
При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:
1. комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей), обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2. комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
3. разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
4. тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Таким, образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: проблема выявления у педагога качеств, определяющих его личностную готовность к работе с одаренными детьми, актуальна и мало изучена.
Список использованной литературы:
- Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 398 с.
- Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: методическое пособие / под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности
В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...
«Реализуем ФГОС ДО.Система выявления и поддержки детей с предпосылками одаренности» Викторина "Все хочу на свете знать"
Развиваем логику, воображение, учим работать командой....
Консультация на пед.совет" Особенности профессиональной речи педагога
Выступление на педагогическом совете....
Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".
Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"...
Особенности профессионального становления педагога
работа с молодыми специалистами...
Выявление детей с предпосылками одаренности
Понятие, виды и признаки одаренности, характеристика одаренного ребенка, 10 способов, как распознать детскую одаренность.Рекомендации для родителей детей с предпосылками одаренности -буклеты по видам ...
Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...