Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".
статья

Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Обобщение   опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6»

                                                             по теме:

                             «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РОСТА ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС».

Деловая игра

                            «ШАГИ К УСПЕХУ»

Подготовила:

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Гусева

Лопатина Оксана Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п.3.2.6  Федерального  государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования).

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

- профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования.

Все это актуализирует разработку проблем, обращенных к формированию личности педагога, обоснованию условий для его саморазвития. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно-смыслового отношения к педагогической деятельности, потребности  в получении, углублении и расширении знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание ценностных ориентаций, повышает эффективность процесса интеграции педагога в профессионально-педагогическую среду и соответствующую культуру.

Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связывается с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. В мировой практике профессиональная успешность -  одна из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерий оценки деятельности любого специалиста, универсальный социопсихологический мотив самоидентификации личности.

Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе «человек – человек».

В этой связи профессиональная успешность выступает не только в виде объективной социальной потребности, но и как субъективная способность, напрямую связанная с аспектами профессии.

Что нужно, чтобы достичь успеха?

  1. Предпосылки к успешности педагога

Изменение содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной базой. Эти новшества повлияли и на подходы к работе с педагогическими кадрами в ДОУ. Ключевым фактором успешной реализации «ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог (его профессиональные и личностные качества, лояльность и преданность организации, в которой он работает).

Что же можно предпринять в дошкольной образовательной организации для профессионального развития педагогов? Насколько готовы мы, педагогические работники к реализации Стандарта? Как нам спланировать работу, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования?  В нашей дошкольной организации примером работы по теме «Организация профессионального роста педагогов в условиях введения ФГОС» является деловая игра «Шаги к успеху».  (А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ». Методическое пособие. ТЦ «Сфера». Москва 2012 г.)

Становление человеческого сознания неотъемлемо предполагает ответ на три существенных вопроса:  человечек 3

                                                  «Что я здесь делаю?»

Вопросы напрямую касаются смысла жизни, роли человека в этом мире и места во взаимоотношениях с окружающими.  Поставим эти же вопросы для педагога: «Кто я как воспитатель?», «Кто такой ребенок?», «Какова цель моей деятельности?».

«Кто я как воспитатель?»                                 «Кто такой ребенок?»

     Копия thumbnail                                                                Копия thumbnail   

                               «Какова цель моей деятельности?»

Постараемся ответить на первый вопрос. Сначала попросим воспитателя закончить фразу:                        

Воспитатель – это…..

Высказывания педагогов (затем определимся к нашему определению) «Воспитатель» - как Человек, на основе имеющейся у него квалификации и опыта способный развивать другого (растущего ) человека средствами своей развитой личности.1

Основные признаки воспитателя:

  • результат деятельности (развитие ребенка);
  • средства деятельности (опыт и образование);
  • главное условие (само развитая личность).

Перейдем ко второму вопросу:  

«Кто такой ребенок?»….               Высказывания педагогов.  (Делаем вывод): 

на первый план выдвигается главная задача: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных. Ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

ANd9GcQvo2IxM49qGinJedP6fKeIMeOoWBG5L42rlBesYd4twuwmYID5                            ANd9GcRbBQWR_5loHMEjJSU4n79RLtRPtOLqvEiYkvTfV0xqHI34_YNMPw

И, наконец, третий вопрос (один из самых сложных) «Какова цель моей деятельности?», как субъекта педагогического труда. Чтобы дать полноценный ответ, необходимо выполнить упражнение «Зачем». Выполняем его в несколько этапов:

1. Сформулируем задание в понятной форме: «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….., населенного пункта…… в должности….?»

Правило: не следует долго думать и много писать.

IMG_3016

2. Далее после вопроса ««Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….» ставим слово « Зачем?» и продолжаем работу, отвечая на последний сформулированный вопрос.

3. Затем, к готовой фразе снова задаем вопрос «Зачем?» и продолжаем работу. (Можно до тех пор, пока не будем испытывать затруднений)

4. Теперь мы соединяем первый вопрос «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….., населенного пункта…… в должности….?»  с последним ответом. В большинстве случаев, такая тактика помогает воспитателю понять цель своей деятельности. (Ответы педагогов).

IMG_3015

Идеальный вариант цели звучит следующим образом. Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребенку. Большинство воспитателей отказываются понимать и принимать такую цель, забывая, что результат их деятельности – не зависимость от воспитателя, а то, насколько ребенок свободен от взрослого. Иначе говоря, дальнейшее развитие ребенка напрямую зависит от успешной работы воспитателя, а главный показатель – то, что он самостоятельно выполняет определенные операции без помощи воспитателя. Для иллюстрации справедливости предложенного ответа приведем слова Римского – Корсакова: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя – стать вам не нужным».

IMG_2998

Каковы же качества и черты характера, необходимые для успешности педагога: (высказывание педагогов):

  • хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • наблюдательность;
  • заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • богатое воображение;
  • энергичность;
  • профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • понимание процесса интеграции образовательных областей, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога дошкольного образования

Принципы

Педагогический замысел

             «Принцип фейерверка»

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное хотеть сиять.

«Принцип весов»: Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

«Принцип рейтинга»:

Побеждай! Пробуй! Планируй!

                       

                                  П

         П                                       П

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»: Реализуй себя!

          Знаю                              Хочу

     

           

          Могу                              Умею

Создание ситуации успеха.

Главное -  почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

  1. Сопровождение успешности в ДОУ: аспекты методической работы.

Обозначим несколько сопутствующих шагов, обращая внимание именно на воспитателей ДОУ.

Шаг 1 Перспектива деятельности и дела:

«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать».

                                                                                                    Н.Н. Бурденко

Перспективы воспитателя:

  • создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • привлекать родителей для совместной работы;
  • совершенствоваться профессионально;
  • реализовывать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
  • устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.

Перспективы мероприятий ДОУ:

  • реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;
  • практиковать новые умения и навыки у детей;
  • учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;
  • усваивать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.

Шаг 2 Ответственность:

«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить». Наполеон.

  • за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;
  • установление позитивных контактов с родителями;
  • наблюдение, изучение и анализ поведения детей;
  • коллегиальное решение проблем;
  • привлечение специалистов разного профиля;
  • организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей.

Шаг 3 Творчество

«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». К.Г. Паустовский.

Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать  творческий потенциал каждого сотрудника, используя активные формы методической работы – блицтурниры, организацию «площадки» успешности деятельности педагога. Например,  методика «Квадрат функций»,  которая представлена в журнале «Старший воспитатель» № 4 апрель 2014г.  Назначение этой методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогов при реализации ФГОСДО.  

Шаг 4 Умение признавать и исправлять свои ошибки:

«Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо совершать ошибки». Лоуренс Дж. Питер.

Недопустимые ошибки воспитателя:

  • недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные).
  • нарушение требований к организации и ходу (в том числе адекватность к возрасту, содержанию и нагрузке).
  • учет всех видов деятельности.

Шаг 5 Живое участие:

«Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».

                                                                                        А. де Сент-Экзюпери.

Так называемое «живое участие» предполагает:

  •  умение, такт, готовность прийти на помощь;
  • постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ.

Шаг 6 Конструктивная критика:

«Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно».  Л.Н. Толстой.

Критиковать следует действия, а не личность.

Конструктивная критика должна:

  • своевременно выявлять ошибки;
  • анализировать причины;
  • аккумулировать предложения по коррекции;
  • принимать коллегиальное решение;
  • оказывать помощь.

  1. Факторы, влияющие на формирование основ успешной деятельности педагога ДОУ

Пример диагностики профессиональной подготовленности воспитания (максимальная оценка 5 баллов).

Фактор

Балл

Любовь к детям

Знание психолого-педагогических основ дошкольного образования

Наличие соответствующих личностных качеств педагога

Педагогическая этика

Владение методиками

Стремление к изучению актуального педагогического опыта

Знание индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Умение планировать собственную деятельность

Благоприятный климат в коллективе детей

Развитие индивидуальных способностей детей

Умение эмоционально общаться с детьми

Умение поставить себя на место ребенка

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

  1. Основные источники определения успешности педагога:
  • результаты воспитанности, обучения детей в различных видах деятельности;
  • количество детей успешно обучающихся в начальной школе;
  • успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • обобщение передового профессионального опыта;
  • публикации в местной печати, СМИ.

В наше непростое время многие теряют веру не только в будущее, но и в самих себя. Попытайтесь открыть в своем характере то хорошее, что выгодно отличает вас от других. Не отрицайте сами, не давайте другим повод негативно относиться к вашим достоинствам и возможностям.

Кодекс деятельности успешного воспитателя

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.

  • Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
  • Творчество – отличительная черта.
  • Здоровый образ жизни – основа существования.
  • Уважение к коллегам, детям, родителям воспитанников – культура воспитателя.
  • Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.
  • Профессиональная компетентность – дело чести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Шаги к успеху» - сопровождение профессиональной успешности педагогов в условиях ФГОС ДО» М униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» города Гусева Калининградской области . Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» Лопатина Оксана Юрьевна

Слайд 2

ТРИ ВОПРОСА: «Где я?» «Кто я?» «Что я здесь делаю?»

Слайд 3

Поставим эти же вопросы для педагога «Какова цель моей деятельности?» «Кто такой ребенок?» «Кто я как воспитатель?»

Слайд 4

Воспитатель – это… ? «ВОСПИТАТЕЛЬ» - как Человек, на основе имеющейся у него квалификации и опыта, способный развивать другого (растущего) человека средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: - результат деятельности (развитие ребенка) - средства деятельности (опыт и образование) - главное условие (развитая личность).

Слайд 5

«Кто такой ребенок?» ВЫВОД: на первый план выдвигается главная задача: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

Слайд 6

«Какова цель моей деятельности?», как субъекта педагогического труда. Упражнение «Зачем?» «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, населенного пункта…, в должности……?». Далее после вопроса «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, ставим слово «ЗАЧЕМ?» и продолжаем работу, отвечая на последний сформулированный вопрос. Затем к готовой фразе снова задаем вопрос «ЗАЧЕМ?» и продолжаем работать. (можно работать до тех пор, пока не будем испытывать затруднений). Теперь мы соединяем первый вопрос «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, населенного пункта…, в должности……?» с последним ответом. Такая тактика помогает воспитателю понять цель своей деятельности .

Слайд 7

Миссия (цель) воспитателя - перестать быть нужным ребенку. «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и выбудете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя – стать вам не нужным». Н.А. Римский – Корсаков.

Слайд 8

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений; наблюдательность; заразительная увлеченность дошкольным детством; богатое воображение; энергичность; профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок; умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей; понимание процесса интеграции образовательных областей, специфических видов детской деятельности.

Слайд 9

Слагаемые успешности педагога дошкольного образования «Принцип фейерверка» Раскрой себя!

Слайд 10

Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Фейерверка» Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других.. Главное хотеть сиять.

Слайд 11

«Весов» Найди себя! Твой выбор -твои возможности!

Слайд 12

Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Весов» Найди себя! Твой выбор -твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Слайд 13

«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! П П П

Слайд 14

Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях

Слайд 15

«Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу Могу Умею

Слайд 16

Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу Могу Умею Создание ситуации успеха. Главное - почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены.   С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственно...

план по самообразованию по теме:"ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 9 «Рябинка»                            ...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте  введения ФГОС ДО»...

Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.

В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....

Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...