Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".
статья
Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_madou_no_6_g._gusev.docx | 373.77 КБ |
shagi_k_uspehu_-_soprovozhdenie_professionalnoy.pptx | 361.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6»
по теме:
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РОСТА ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ
ВВЕДЕНИЯ ФГОС».
Деловая игра
«ШАГИ К УСПЕХУ»
Подготовила:
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Гусева
Лопатина Оксана Юрьевна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п.3.2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
- профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования.
Все это актуализирует разработку проблем, обращенных к формированию личности педагога, обоснованию условий для его саморазвития. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно-смыслового отношения к педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание ценностных ориентаций, повышает эффективность процесса интеграции педагога в профессионально-педагогическую среду и соответствующую культуру.
Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связывается с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. В мировой практике профессиональная успешность - одна из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерий оценки деятельности любого специалиста, универсальный социопсихологический мотив самоидентификации личности.
Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе «человек – человек».
В этой связи профессиональная успешность выступает не только в виде объективной социальной потребности, но и как субъективная способность, напрямую связанная с аспектами профессии.
Что нужно, чтобы достичь успеха?
- Предпосылки к успешности педагога
Изменение содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной базой. Эти новшества повлияли и на подходы к работе с педагогическими кадрами в ДОУ. Ключевым фактором успешной реализации «ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог (его профессиональные и личностные качества, лояльность и преданность организации, в которой он работает).
Что же можно предпринять в дошкольной образовательной организации для профессионального развития педагогов? Насколько готовы мы, педагогические работники к реализации Стандарта? Как нам спланировать работу, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования? В нашей дошкольной организации примером работы по теме «Организация профессионального роста педагогов в условиях введения ФГОС» является деловая игра «Шаги к успеху». (А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ». Методическое пособие. ТЦ «Сфера». Москва 2012 г.)
Становление человеческого сознания неотъемлемо предполагает ответ на три существенных вопроса:
«Что я здесь делаю?»
Вопросы напрямую касаются смысла жизни, роли человека в этом мире и места во взаимоотношениях с окружающими. Поставим эти же вопросы для педагога: «Кто я как воспитатель?», «Кто такой ребенок?», «Какова цель моей деятельности?».
«Кто я как воспитатель?» «Кто такой ребенок?»
«Какова цель моей деятельности?»
Постараемся ответить на первый вопрос. Сначала попросим воспитателя закончить фразу:
Воспитатель – это…..
Высказывания педагогов (затем определимся к нашему определению) «Воспитатель» - как Человек, на основе имеющейся у него квалификации и опыта способный развивать другого (растущего ) человека средствами своей развитой личности.
Основные признаки воспитателя:
- результат деятельности (развитие ребенка);
- средства деятельности (опыт и образование);
- главное условие (само развитая личность).
Перейдем ко второму вопросу:
«Кто такой ребенок?»…. Высказывания педагогов. (Делаем вывод):
на первый план выдвигается главная задача: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных. Ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.
И, наконец, третий вопрос (один из самых сложных) «Какова цель моей деятельности?», как субъекта педагогического труда. Чтобы дать полноценный ответ, необходимо выполнить упражнение «Зачем». Выполняем его в несколько этапов:
1. Сформулируем задание в понятной форме: «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….., населенного пункта…… в должности….?»
Правило: не следует долго думать и много писать.
2. Далее после вопроса ««Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….» ставим слово « Зачем?» и продолжаем работу, отвечая на последний сформулированный вопрос.
3. Затем, к готовой фразе снова задаем вопрос «Зачем?» и продолжаем работу. (Можно до тех пор, пока не будем испытывать затруднений)
4. Теперь мы соединяем первый вопрос «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….., населенного пункта…… в должности….?» с последним ответом. В большинстве случаев, такая тактика помогает воспитателю понять цель своей деятельности. (Ответы педагогов).
Идеальный вариант цели звучит следующим образом. Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребенку. Большинство воспитателей отказываются понимать и принимать такую цель, забывая, что результат их деятельности – не зависимость от воспитателя, а то, насколько ребенок свободен от взрослого. Иначе говоря, дальнейшее развитие ребенка напрямую зависит от успешной работы воспитателя, а главный показатель – то, что он самостоятельно выполняет определенные операции без помощи воспитателя. Для иллюстрации справедливости предложенного ответа приведем слова Римского – Корсакова: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя – стать вам не нужным».
Каковы же качества и черты характера, необходимые для успешности педагога: (высказывание педагогов):
- хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
- наблюдательность;
- заразительная увлеченность дошкольным детством;
- богатое воображение;
- энергичность;
- профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
- умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
- понимание процесса интеграции образовательных областей, специфических видов детской деятельности.
Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога дошкольного образования
Принципы | Педагогический замысел |
«Принцип фейерверка» Раскрой себя! | Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное хотеть сиять. |
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! | Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения. |
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй!
П П П | У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. |
«Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу
Могу Умею | Создание ситуации успеха. Главное - почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. |
- Сопровождение успешности в ДОУ: аспекты методической работы.
Обозначим несколько сопутствующих шагов, обращая внимание именно на воспитателей ДОУ.
Шаг 1 Перспектива деятельности и дела:
«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать».
Н.Н. Бурденко
Перспективы воспитателя:
- создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- привлекать родителей для совместной работы;
- совершенствоваться профессионально;
- реализовывать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
- устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.
Перспективы мероприятий ДОУ:
- реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;
- практиковать новые умения и навыки у детей;
- учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;
- усваивать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.
Шаг 2 Ответственность:
«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить». Наполеон.
- за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;
- установление позитивных контактов с родителями;
- наблюдение, изучение и анализ поведения детей;
- коллегиальное решение проблем;
- привлечение специалистов разного профиля;
- организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей.
Шаг 3 Творчество
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». К.Г. Паустовский.
Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать творческий потенциал каждого сотрудника, используя активные формы методической работы – блицтурниры, организацию «площадки» успешности деятельности педагога. Например, методика «Квадрат функций», которая представлена в журнале «Старший воспитатель» № 4 апрель 2014г. Назначение этой методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогов при реализации ФГОСДО.
Шаг 4 Умение признавать и исправлять свои ошибки:
«Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо совершать ошибки». Лоуренс Дж. Питер.
Недопустимые ошибки воспитателя:
- недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные).
- нарушение требований к организации и ходу (в том числе адекватность к возрасту, содержанию и нагрузке).
- учет всех видов деятельности.
Шаг 5 Живое участие:
«Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».
А. де Сент-Экзюпери.
Так называемое «живое участие» предполагает:
- умение, такт, готовность прийти на помощь;
- постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ.
Шаг 6 Конструктивная критика:
«Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно». Л.Н. Толстой.
Критиковать следует действия, а не личность.
Конструктивная критика должна:
- своевременно выявлять ошибки;
- анализировать причины;
- аккумулировать предложения по коррекции;
- принимать коллегиальное решение;
- оказывать помощь.
- Факторы, влияющие на формирование основ успешной деятельности педагога ДОУ
Пример диагностики профессиональной подготовленности воспитания (максимальная оценка 5 баллов).
Фактор | Балл |
Любовь к детям | |
Знание психолого-педагогических основ дошкольного образования | |
Наличие соответствующих личностных качеств педагога | |
Педагогическая этика | |
Владение методиками | |
Стремление к изучению актуального педагогического опыта | |
Знание индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста | |
Умение планировать собственную деятельность | |
Благоприятный климат в коллективе детей | |
Развитие индивидуальных способностей детей | |
Умение эмоционально общаться с детьми | |
Умение поставить себя на место ребенка |
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.
- Основные источники определения успешности педагога:
- результаты воспитанности, обучения детей в различных видах деятельности;
- количество детей успешно обучающихся в начальной школе;
- успешно проведенные педагогические мероприятия;
- обобщение передового профессионального опыта;
- публикации в местной печати, СМИ.
В наше непростое время многие теряют веру не только в будущее, но и в самих себя. Попытайтесь открыть в своем характере то хорошее, что выгодно отличает вас от других. Не отрицайте сами, не давайте другим повод негативно относиться к вашим достоинствам и возможностям.
Кодекс деятельности успешного воспитателя
В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.
- Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
- Творчество – отличительная черта.
- Здоровый образ жизни – основа существования.
- Уважение к коллегам, детям, родителям воспитанников – культура воспитателя.
- Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.
- Профессиональная компетентность – дело чести.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИ ВОПРОСА: «Где я?» «Кто я?» «Что я здесь делаю?»
Поставим эти же вопросы для педагога «Какова цель моей деятельности?» «Кто такой ребенок?» «Кто я как воспитатель?»
Воспитатель – это… ? «ВОСПИТАТЕЛЬ» - как Человек, на основе имеющейся у него квалификации и опыта, способный развивать другого (растущего) человека средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: - результат деятельности (развитие ребенка) - средства деятельности (опыт и образование) - главное условие (развитая личность).
«Кто такой ребенок?» ВЫВОД: на первый план выдвигается главная задача: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.
«Какова цель моей деятельности?», как субъекта педагогического труда. Упражнение «Зачем?» «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, населенного пункта…, в должности……?». Далее после вопроса «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, ставим слово «ЗАЧЕМ?» и продолжаем работу, отвечая на последний сформулированный вопрос. Затем к готовой фразе снова задаем вопрос «ЗАЧЕМ?» и продолжаем работать. (можно работать до тех пор, пока не будем испытывать затруднений). Теперь мы соединяем первый вопрос «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, населенного пункта…, в должности……?» с последним ответом. Такая тактика помогает воспитателю понять цель своей деятельности .
Миссия (цель) воспитателя - перестать быть нужным ребенку. «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и выбудете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя – стать вам не нужным». Н.А. Римский – Корсаков.
Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений; наблюдательность; заразительная увлеченность дошкольным детством; богатое воображение; энергичность; профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок; умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей; понимание процесса интеграции образовательных областей, специфических видов детской деятельности.
Слагаемые успешности педагога дошкольного образования «Принцип фейерверка» Раскрой себя!
Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Фейерверка» Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других.. Главное хотеть сиять.
«Весов» Найди себя! Твой выбор -твои возможности!
Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Весов» Найди себя! Твой выбор -твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! П П П
Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях
«Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу Могу Умею
Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу Могу Умею Создание ситуации успеха. Главное - почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственно...
план по самообразованию по теме:"ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 9 «Рябинка» ...
Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...
Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»
Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»...
Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»
Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....
Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...