Особенности профессионального становления педагога
учебно-методический материал
работа с молодыми специалистами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_professionalnogo_stanovleniya_pedagoga.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности профессионального становления педагога
Профессиональное становление личности педагога - это формирование профессиональной компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к профессиональному росту, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения деятельности, соответствующих индивидуально-психологическим особенностям личности. [1]
Э.Ф. Зеер выделяет несколько этапов профессионального становления личности: оптация (формирование профессиональных намерений), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. [2]
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.
Рассмотрим особенности профессионального становления воспитателя детского сада[3]:
Многие педагоги отмечают, что интерес к педагогической профессии возник у них еще в детстве. Среди детских игр их особенно привлекали игры в школу или детский сад, а роль учителя или воспитателя приносила больше радости, чем роль ребенка. Им больше нравилось играть с куклами, чем со сверстниками. Так в сознании постепенно формировалась мысль о том, что им нравится учить и проявлять заботу о детях.
В период обучения в школе мечты о будущей профессии обычно меняются по нескольку раз в зависимости от раскрывающихся способностей, нравящихся предметов изучения и влияния авторитетных учителей и сверстников, а также родителей, престижности профессии и других факторов. Пик формирования профессиональных намерений приходится на 15-17 лет. Этот возраст связан с выбором образовательного учреждения, рефлексией своих возможностей, а также желаемого и реальности.
Родители, как правило, поддерживают выбор своих дочерей, так как профессия воспитателя является чисто женской, а главное - всегда востребованной. К тому же, учитывая, что сейчас открываются частные детские сады, растет спрос на гувернеров, домашних учителей и нянь с педагогическим образованием, появилась возможность, имея диплом, способности и желание, не только успешно работать, но и хорошо зарабатывать.
Формированию педагогической направленности на стадии профессиональной подготовки способствуют различные формы организации воспитательной и научно-исследовательской работы со студентами в рамках факультета и вуза в целом: педагогические чтения, конкурс блиц - идей, мастер-классы, психологические тренинги, заседания дискуссионного клуба, КВН и т.п.[4]
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации (до двух лет). Молодые воспитатели приступают к самостоятельной практике. Первые недели, месяцы работы вызывают у них большие трудности. Основная причина - психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной жизни с представлениями и ожиданиями. Для новичка любая профессиональная ситуация становится проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь? Умеешь или не умеешь? Сделаешь лучше, чем остальные, или нет? И т.д. При этом, чем младше дети в группе, тем чаще в группе молодого воспитателя появляются методист или заведующая. Таким образом, начинающего работника ставят в ситуацию борьбы, самоутверждения, осложняющую адаптацию к требованиям профессии. Этот период действительно сложный и важный, так как именно в это время начинает формироваться отношение и к выбранной профессии, и к себе как профессионалу. Если детский сад воспринимается как временное место работы, то человек и не будет стремиться качественно, выполнять профессиональные обязанности. Он останется равнодушным к детям и образовательному процессу, его задача сведется к тому, чтобы избегать критики со стороны руководства и просто следить за детьми, чтобы в целости и сохранности передать их в конце дня родителям. Такого педагога трудно распознать в том случае, если он демонстрирует кипучую деятельность при формальном подходе к делу. Поэтому здесь многое зависит от старших коллег.
Следовательно, чем больше помощи и поддержки новичок получит от старшего воспитателя, чем чаще будет переживать успех в деятельности, тем больше шансов, что у него появится желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно выполнять свои обязанности. Все это постепенно вызовет у молодого специалиста уважение к коллегам, признание их авторитета, а главное - сформирует восприятие детского сада и профессии воспитателя как постоянных, а не временных.
Что касается профессиональных знаний, то недавние выпускники необъективны в их оценке, т.е. они твердо уверены в том, что все знают и все правильно делают, а это может привести к завышению самооценки, что в следствии, как правило, приводит к нежеланию дальше развиваться, узнавать что-то новое. Чтобы избежать этого, целесообразно как можно раньше определять уровень профессиональной компетентности воспитателей, лучше всего на стадии адаптации и первичной профессионализации, когда молодой человек способен безболезненно признавать свои ошибки и слабые места. Тогда же необходимо принять соответствующие меры: прикрепить к авторитетному наставнику, послать на курсы повышения квалификации, сделать видеозапись занятий нескольких воспитателей, а потом детально проанализировать их и т.п.[5]
Движущим фактором дальнейшего профессионального развития становится потребность в самореализации (по А. Маслоу), появляется желание усовершенствовать систему работы детского сада, передать накопленный опыт. Педагогам, достигшим стадии профессионального мастерства, свойственна социальная и профессиональная сверх активность, творческий характер выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:[6]
- не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
- высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
- работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;
- имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.
Перестройка социально-экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению и личностному развитию.
Профессиональная компетентность включает следующие компоненты: когнитивный компонент - это профессиональные знания в области психолого-педагогических и межличностных наук, деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт педагогов, профессионально-личностный компонент – личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога.[7]
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.[8]
I этап — стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием;
II этап — развивающий, идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег;
- этап — практический (4—5-й год работы), в деятельности педагога начинает складываться система;
- этап — совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Подведем итоги. Профессиональное становление личности происходит на протяжении всей жизни и сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют профессиональную жизнь человека. Пожалуй, не найдется ни одного человека, чей профессиональный путь прошел бы гладко, без взлетов и падений, без внутриличностных конфликтов, разочарований, противоречий и переживаний. Поэтому в начале профессионального пути надо потратить много времени и приложить максимум энергии, стараний, терпения, воли, и тогда в зрелые годы можно пожинать плоды вложенного труда.
[1] Емельянова М. Особенности профессионального становления воспитателя // Дошкольное воспитание – 2007. - №1.
[2] Емельянова М Особенности профессионального становления воспитателя // Дошкольное воспитание – 2007. - №1.
[3] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание –Минск: Педагогика, 2003.
[4] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание –Минск: Педагогика, 2003.
[5] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание –Минск: Педагогика, 2003.
[6] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание – Минск: Педагогика, 2003.
[7] Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.- М.: Творческий центр, 2005
[8] Карпова Л.С., Тимофеева Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ // Управление ДОУ – 2007. -№ 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:· Уточнить теоретические понятия ...
Сообщение "Профессиональное становление педагогов, как средство повышения качества дошкольного образования"
Сообщение для педагогов...
Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...
Публикация "Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода" в сборнике по итогам городских педагогических чтений, 2019г.
В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения педагогов ДОУ на основе системного подхода...
"Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования"
Педагог для ребенка - значимая фигура, на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессионал...
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.
Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения но...