Особенности профессионального становления педагога
учебно-методический материал

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

работа с молодыми специалистами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_professionalnogo_stanovleniya_pedagoga.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности профессионального становления педагога

Профессиональное становление личности педагога - это формирование профессиональной компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к профессиональному росту, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения деятельности, соответствующих индивидуально-психологическим особенностям личности. [1]

Э.Ф. Зеер выделяет несколько этапов профессионального становления личности: оптация (формирование профессиональных намерений), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. [2]

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.

Рассмотрим особенности профессионального становления воспитателя детского сада[3]:

Многие педагоги отмечают, что интерес к педагогической профессии возник у них еще в детстве. Среди детских игр их особенно привлекали игры в школу или детский сад, а роль учителя или воспитателя приносила больше радости, чем роль ребенка. Им больше нравилось играть с куклами, чем со сверстниками. Так в сознании постепенно формировалась мысль о том, что им нравится учить и проявлять заботу о детях.

В период обучения в школе мечты о будущей профессии обычно меняются по нескольку раз в зависимости от раскрывающихся способностей, нравящихся предметов изучения и влияния авторитетных учителей и сверстников, а также родителей, престижности профессии и других факторов. Пик формирования профессиональных намерений приходится на 15-17 лет. Этот возраст связан с выбором образовательного учреждения, рефлексией своих возможностей, а также желаемого и реальности.

Родители, как правило, поддерживают выбор своих дочерей, так как профессия воспитателя является чисто женской, а главное - всегда востребованной. К тому же, учитывая, что сейчас открываются частные детские сады, растет спрос на гувернеров, домашних учителей и нянь с педагогическим образованием, появилась возможность, имея диплом, способности и желание, не только успешно работать, но и хорошо зарабатывать.

Формированию педагогической направленности на стадии профессиональной подготовки способствуют различные формы организации воспитательной и научно-исследовательской работы со студентами в рамках факультета и вуза в целом: педагогические чтения, конкурс блиц - идей, мастер-классы, психологические тренинги, заседания дискуссионного клуба, КВН и т.п.[4]

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации (до двух лет). Молодые воспитатели приступают к самостоятельной практике. Первые недели, месяцы работы вызывают у них большие трудности. Основная причина - психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной жизни с представлениями и ожиданиями. Для новичка любая профессиональная ситуация становится проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь? Умеешь или не умеешь? Сделаешь лучше, чем остальные, или нет? И т.д. При этом, чем младше дети в группе, тем чаще в группе молодого воспитателя появляются методист или заведующая. Таким образом, начинающего работника ставят в ситуацию борьбы, самоутверждения, осложняющую адаптацию к требованиям профессии. Этот период действительно сложный и важный, так как именно в это время начинает формироваться отношение и к выбранной профессии, и к себе как профессионалу. Если детский сад воспринимается как временное место работы, то человек и не будет стремиться качественно, выполнять профессиональные обязанности. Он останется равнодушным к детям и образовательному процессу, его задача сведется к тому, чтобы избегать критики со стороны руководства и просто следить за детьми, чтобы в целости и сохранности передать их в конце дня родителям. Такого педагога трудно распознать в том случае, если он демонстрирует кипучую деятельность при формальном подходе к делу. Поэтому здесь многое зависит от старших коллег.

Следовательно, чем больше помощи и поддержки новичок получит от старшего воспитателя, чем чаще будет переживать успех в деятельности, тем больше шансов, что у него появится желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно выполнять свои обязанности. Все это постепенно вызовет у молодого специалиста уважение к коллегам, признание их авторитета, а главное - сформирует восприятие детского сада и профессии воспитателя как постоянных, а не временных.

Что касается профессиональных знаний, то недавние выпускники необъективны в их оценке, т.е. они твердо уверены в том, что все знают и все правильно делают, а это может привести к завышению самооценки, что в следствии, как правило, приводит к нежеланию дальше развиваться, узнавать что-то новое. Чтобы избежать этого, целесообразно как можно раньше определять уровень профессиональной компетентности воспитателей, лучше всего на стадии адаптации и первичной профессионализации, когда молодой человек способен безболезненно признавать свои ошибки и слабые места. Тогда же необходимо принять соответствующие меры: прикрепить к авторитетному наставнику, послать на курсы повышения квалификации, сделать видеозапись занятий нескольких воспитателей, а потом детально проанализировать их и т.п.[5]

Движущим фактором дальнейшего профессионального развития становится потребность в самореализации (по А. Маслоу), появляется желание усовершенствовать систему работы детского сада, передать накопленный опыт. Педагогам, достигшим стадии профессионального мастерства, свойственна социальная и профессиональная сверх активность, творческий характер выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:[6]

  • не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
  • высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
  • педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
  • работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;
  • имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

Перестройка социально-экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению и личностному развитию.

Профессиональная компетентность включает следующие компоненты: когнитивный компонент - это профессиональные знания в области психолого-педагогических и межличностных наук, деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт педагогов, профессионально-личностный компонент – личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога.[7]

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.[8]

I        этап — стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы   с  детьми   заставляет   его заняться самообразованием;

II        этап — развивающий, идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег;

  1.  этап — практический (4—5-й год работы), в деятельности педагога начинает складываться система;
  2.  этап — совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Подведем итоги. Профессиональное становление личности происходит на протяжении всей жизни и сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют профессиональную жизнь человека. Пожалуй, не найдется ни одного человека, чей профессиональный путь прошел бы гладко, без взлетов и падений, без внутриличностных конфликтов, разочарований, противоречий и переживаний. Поэтому в начале профессионального пути надо потратить много времени и приложить максимум энергии, стараний, терпения, воли, и тогда в зрелые годы можно пожинать плоды вложенного труда.


[1] Емельянова М. Особенности профессионального становления воспитателя // Дошкольное воспитание – 2007. - №1.  

[2] Емельянова М Особенности профессионального становления воспитателя // Дошкольное воспитание – 2007. - №1.

[3] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание –Минск: Педагогика, 2003.

[4] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание –Минск: Педагогика, 2003.

[5] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание –Минск: Педагогика, 2003.

[6] Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения Профессия или призвание – Минск: Педагогика, 2003.

[7] Лосев П.Н. Управление методической работой в современном  ДОУ.- М.: Творческий центр, 2005

[8] Карпова Л.С., Тимофеева Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ // Управление ДОУ – 2007. -№ 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как  возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...

"Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования"

Педагог для ребенка - значимая фигура, на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессионал...

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.

Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения но...