Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_osnov_tolerantnosti_u_doshkolnikov.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников»
Из опыта работы Тодор С.П.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На занятиях используются разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия».
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков.
6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение»
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: консультации, выставки детской художественной литературы, фотовыставки, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Мероприятия с родителями:
- круглый стол;
- тренинги, семейные игротеки;
- тематические дни в ДОУ;
- консультативный пункт;
- «Школа для родителей»;
- клуб «Надежда» совместно с центром социальной защиты населения «Данко».
- целевые экскурсии совместно с детьми по городу.
Разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность – дорога к миру!».
В рамках решения задач поликультурного воспитания было предусмотрено взаимодействие с социальными институтами:
– социальным центром «Данко»;
- клубом пожилых людей «У самовара»;
- казачьим обществом «Станица Покачевская»;
- движением «Эхо поколений»;
- краеведческим музеем;
- выставочным залом.
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Цель и задачи проекта.
Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
4. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:
• осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;
• осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
• осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
• осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
• развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
• углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
• формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
• определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).
5. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.
6. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности:
- целенаправленности;
- индивидуальных и возрастных особенностей
- культуросообразности;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- положительных черт ребенка;
- социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;
- единства знания и поведения;
- диалогичности и сотрудничества;
- рефлексии.
Также, работа по проекту предполагает преемственность работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.
Неделя «Дружат дети всей Земли»:
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».
Проведение подвижных национальных игр.
Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
Музыкально - спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».
Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».
Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.
Оформление картотеки игр народов мира.
Конкурс плакатов по толерантности «Толерантность-дорога к миру».
Организация недели национальной кухни.
Совместное проведение праздников и развлечений
Наше ДОУ приняло активное участие в городской фестиваль «Югра- это ты и я!».
Реализация проекта по взаимодействию с пожилыми людьми «Мудрость рядом с нами».
Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуб «У самовара» решили ввести в традицию проведение совместных мероприятий в детском саду.
Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали в Покачи совсем молодыми, прожили и проработали здесь многие годы.
Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуба «У самовара». В результате работы сформировался коллектив единомышленников из членов клуба «У самовара» и коллектива детского сада – детей, педагогов, родителей.
Цель данного проекта:
Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.
Задачи:
1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения.
2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.
3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать.
4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.
5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.
6. Формировать интерес к общественной жизни.
7. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.
8. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий.
Реализация проекта «Доброта спасет мир»:
Цель проекта:
Организация взаимодействия детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дети с отклонениями в развитии участвуют в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную, театральную студии, спортивный зал. При этом дети с отклонениями в развитии включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально - ритмическую и др.) совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель – первая ступенька интеграции, когда существующая поначалу дистанция между детьми может постепенно сокращаться. Общение способствует включению механизмов социальной адаптации к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение детей ДОУ с детьми- инвалидами является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности.
Неделя Доброты
Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.
В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
Задачи: Формирование у детей чувства любви к родному краю, к его истории.
Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Привлечение к участию в культурно- массовых мероприятиях родителей.
Неделя театральных представлений.
Были представлены такие сказки, как «Под грибом», «Как ежик счастье искал», «Волк и семеро козлят» и др.
Празднование Дня семьи стало в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает немаловажные задачи воспитания толерантности у детей.
Великий день Победы.
День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Поэтому, педагоги нашего детского сада доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов «Мы это будем помнить всегда…». В ходе мероприятия дети просмотрели презентацию «О войне - детям», слушали тематические песни и читали стихотворения. Всего в конкурсе чтецов приняли участие 26 детей. Всем детям были вручены подарки и сладкие призы. Победители призовых мест получили грамоты.
Была проведена акция «Гордимся и поздравляем». Дети рисовали тематические рисунки о празднике Победы и поздравляли горожан, расклеивая поздравительные открытки в общественных местах города.
В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"
данная презентация является дополнением к размещенному ранее опыту работы по данной теме....
Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»
Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"...
Консультация: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном разви...
Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...
Методический проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста
В методической разработке дано описание проекта "Мы разные , но мы вместе " по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста и работа с педагогами в данном направлении....