Методический проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Коняшова Елена Владимировна

В методической разработке дано описание проекта "Мы разные , но мы вместе " по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста и работа с педагогами в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tolerantnost_metod.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  « Детский сад №131»

Педагогический проект на тему:

«Формирование  толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Выполнили:

Коняшова Е.В., старший воспитатель

Дзержинск-2020

Актуальность

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети  замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

     Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

     Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья.

     Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того,  чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование  толерантности у дошкольников в условиях ДОУ».

Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать  систему  мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.

Педагогическими условиями формирования толерантности у детей дошкольного возраста в  дошкольном образовательном учреждении станут:

1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном  учреждении.

2.Организация условий по подготовке педагогов, специалистов соответствующая целям и задачам толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольного образовательного учреждения специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д. 

Цель проекта: Формирование основ толерантности у дошкольника.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;

2.Пополнение материальной и методической базы ДОУ;

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;

5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

6. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности  у детей старшего дошкольного возраста.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Воспитательные:

-Формирование толерантного  отношения к  людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;

-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения  выходить из конфликтных ситуаций;

Развивающие: 

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми;

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть  сущность понятия «толерантность»;

-Изучить возрастные особенности детей  дошкольного возраста.

- Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников;

-Разработать  ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности;

-Определить педагогическую эффективность реализованных проектов;

-Выявить уровень толерантности родителей

-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:

-Подготовка совместно с детьми фото проектов.

 -Участие в совместных мероприятиях

-На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для  родителей.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: сентябрь-ноябрь2020

Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

Материально-техническое оснащение:

  • Кабинет психолога для занятий с детьми;
  • Компьютер; магнитофон;
  • Проектор для презентации

Планируемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Мы разные, но мы вместе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Реализация проекта в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

I этап: Подготовительный

1.Разработать план работы по формированию толерантности

Воспитатели, специалисты,

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Воспитатели, специалисты

3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Воспитатели, родители

4. Составить список произведений художественной литературы  для чтения и обсуждения

Воспитатели, педагог-психолог

5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами

Педагог-психолог

6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением

Воспитатели, педагог-психолог

7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения»

Педагог-психолог

8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Воспитатели

9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности

Воспитатели, специалисты

10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Воспитатели, педагог-психолог

II этап: Реализация проекта

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственный

Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

Организация информационного пространства среди родителей

1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

2.Приобретение картин художников мира

3.Создание картотеки подвижных игр народов мира

4.Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Воспитатели, родители,

специалисты

1 этап –

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.

2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

3.Анкетирование педагогов для самооценки

толерантности, опросник

« Черты терпимой личности»

4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

Педагог-психолог

1.«Игры народов мира»

2. Семинар – тренинг с педагогами

1.Спортивное развлечение

2.Подвижные игры на прогулке

3. Семинар – тренинг по теме «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности педагога- воспитателя»

Инструктор по физкультуре,

Воспитатели, Педагог-психолог

В течение года

Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;

5. Просмотр видеофильмов « Мы –другие»;

6.Оформление информационных стендов для родителей.

Педагоги группы

Пеагог-психолог

Муз.руководитель

Инструктор по физической культуре

 3 этап

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

1. Анкетирование родителей и педагогов по выявлению уровня сформированности толерантного отношения;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей.

3. Отчет педагога о проделанной работе

Педагог-психолог, педагоги группы

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности

с 12 по 16 ноября

Чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября   выпуск памяток для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»

 13 ноября   «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп

14 ноября   Семинар-тренинг с пед.коллективом» (педагог-психолог)

15 ноября  Спортивный праздник «Игры разных народов»

(инструктор физкультуры)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

Выставка дидактических игр и пособий по формированию основ толернтости у деетй дошкольного возраста

Основные формы работы:

1. Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта  является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов  и приемов, использования  национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие  виды  деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения  через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.

3.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

4.Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5.Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.    Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Беседа на моральные темы
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений
  • Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
  • Слушание и пение детских песен
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
  • Рисование на заданную тему
  • Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

2. С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру»;

2. Круглый стол.

3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру,  папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»;

4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

Формы работы с воспитателями

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);

2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности  воспитателя»

3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

4. Консультирование  воспитателей по проблеме формирования толерантности.

III этап: Заключительный

1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

2. Презентация проекта на педагогическом совете.

Список используемой литературы

  1. Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  2. Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  4. Закон «Об образовании» 2013 г.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль  
  6. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
  7. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  8. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с

Электронные ресурсы

  1. Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru
  2. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
  3. Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Аннотация к методической литературе и пособий по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста»

   Методическая литература по ОБЖ делится на два вида: теоретическая и практическая....

Методические рекомендации для воспитателей по формированию основ бережливости у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по формированию основ бережливости  у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данно...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относите...