Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_tolerantnosti_2.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»
г. Владимира
по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»
I.Обоснование актуальности.
Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта одной из образовательных задач является:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Поэтому решение данной задачи можно проводить под девизом «Единство помогает людям сохранять мир».
Другими словами, мы, педагоги ДОУ, должны в первую очередь воспитывать в детях социокультурную толерантность. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
II.Задачи: Поэтому для формирования этих качеств мы поставили следующие задачи:
- Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
- Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
- Воспитать у детей уважительное отношение к людям пожилого возраста, к одиноким и инвалидам.
Что же такое социокультурная толерантность?
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Сегодня научные исследования и педагогическая практика выявили два вида противоречий, требующих разрешения в каждом образовательном учреждении:
- противоречия между возрастающей социальной значимостью проблемы воспитания социокультурной толерантности и практической неразработанностью данного вопроса в системе дошкольного образования;
- между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием в науке и практике воспитательных моделей, обеспечивающих воспитание социокультурной толерантности, начиная с дошкольного возраста.
Главными системообразующими факторами процесса воспитания социокультурной толерантности являются:
- целевые установки;
- ценностно-смысловые ориентиры, обусловливающие становление индивидуальных аспектов мышления и поведения;
- макро- и микросоциум;
- знания о самом себе в различных ролях и статусах;
- социокультурные традиции семьи, дошкольного образовательного учреждения;
- жизненный опыт, традиции и ценностные ориентиры старшего поколения;
- нравственно-эстетические идеалы;
- социокультурные оценки, установки, отношения;
- исторический опыт народа;
- родной язык.
Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом.
Основные условия воспитания социокультурной толерантности следующие:
- для овладения детьми культурой своих предков и другого народа;
- формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
- воспитания положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности;
- развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы во время организованной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек и музеев города.
III.Ожидаемые результаты:
Уровень сформированности толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста современного дошкольного учреждения повысится,
• воспитатель будет знать проблемы, возникающие у детей старшего
дошкольного возраста в этом направлении,
• педагоги будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшего дошкольника;
• использовать формы и методы работы, направленные на разрешение проблемы толерантности.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
-произведения искусства и др.
Формы воспитания толерантности:
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры и игры других народов;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Терпеливый человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Добрые дела», «Уроки добра»
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спина к спине», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветик-семицветик», «Для меня Россия начинается здесь», «Удиви меня!»
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
- Беседы
- Проекты
- Конструирование
- Видеопросмотры
- Экскурсии
- Целевые прогулки
- Фольклорные и тематические праздники
- Театрализованные представления
Работа с родителями.
- Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Мероприятия с родителями:
- круглый стол;
- тренинги, семейные игротеки;
- тематические дни в ДОУ;
- консультативный пункт;
- «Школа для заботливых родителей»;
- Анкетирование
- Совместные праздники
- Конкурс «Моя родословная»
- Конкурсы совместных рисунков
- Выставки
- Целевые экскурсии совместно с детьми по микрорайону.
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Нами разработан социальный проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Откроем сердце доброте» по отношению к одиноким и пожилым людям.
Расскажем немного о нашем проекте «Откроем сердце доброте».
Рядом с нашим ДОУ находится Дом престарелых и инвалидов. А так как пожилые люди и инвалиды ограничены в общении со здоровыми людьми, им сложно ориентироваться в социальном мире.
Современные же дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.
Основная идея проекта - мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные. Среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
- Ознакомление детей с условиями проживания инвалидов и пожилых людей в доме инвалидов микрорайона Оргтруд города Владимира
- Развитие коммуникативных способностей детей, родителей, сотрудников дошкольных образовательного учреждения № 5 в общении с пожилыми , одинокими людьми.
- Воспитание гармонично развитой личности, ориентированной на высокие духовные ценности, воспитание сочувствия, сопереживания к пожилым и одиноким людям, доброты, милосердия, взаимовыручки, взаимопонимания, желание помогать и делать добрые дела у всех участников воспитательного процесса.
Актуальность проблемы.
Данный проект направлен на воспитание у детей дошкольного образовательного учреждения чувства милосердия к взрослым, пожилым и одиноким людям с ограниченными возможностями посредством проведения для них творческих мероприятий и оказания коммуникативной, эмоциональной, деятельной поддержки. Необходимо, чтобы современные дети умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они. В микрорайоне Оргтруд находится дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором проживает сто пожилых одиноких людей. Дети дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть вовлечены в работу с такой категорией людей, только тогда мы добьемся того, что все будут ценить и уважать друг друга, бескорыстно заботиться о близких и далеких, научатся сопереживать их несчастьям и радоваться благополучию. Общение с пожилыми людьми дает детям возможность получить опыт общения с данной категорией людей, а для пожилых людей возможность отстраниться от личных проблем, желание жить, получить эмоциональную поддержку. Мы дадим возможность одиноким старикам чувствовать себя живыми людьми, нужными, полезными и передающими свой опыт. А детям – возможность проявить любовь и милосердие к пожилым людям. Следует отметить, что до этого планомерная работа в этом направлении в микрорайоне не велась.
Приоритетным направлением нашей работы является вовлечение детей ДОУ и пожилых одиноких людей–инвалидов в интересную и насыщенную жизнь; расширение их кругозора, общения.
В рамках проекта предполагается изменить представления о пожилых людях, как о больных, беспомощных, ненужных. И направить их богатый жизненный опыт, творческие способности на развитие подрастающего поколения. Пожилые люди дома-инвалидов могут научить детей песням, танцам, познакомить с обрядами и традициями. А дети , в свою очередь , разнообразят досуг пенсионерам , помогут внести радость в их нелегкую жизнь. В проекте предполагается по достоинству оценить и использовать навыки и способности каждого пожилого человека.
Решение данной проблемы мы видим в организации досуга для пожилых людей силами детей дошкольного возраста ДОУ № 5.( фото)
Данный проект был представлен на конкурс в ООО «Милосердие и порядок», где получил грант на его реализацию. (фото гранта)
Также в нашем саду проводятся тематические недели.
«Неделя дружбы» под девизом : «Все люди достойны уважения!»
В рамках тематической недели с детьми проводятся:
- Беседы об истории праздника: «День народного единства».
- Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».
- Проведение подвижных национальных игр.
- Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
- Музыкально- спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».
- Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».
- Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.
- Оформление картотеки игр народов мира.
- Совместное проведение праздников и развлечений
- Наше ДОУ приняло активное участие во Всероссийском фестивале передового педагогического опыта « Современные метода и приемы обучения» по теме: «Сказка как метод нравственного воспитания дошкольников. Через сказку к пониманию человеческих ценностей».
Неделя Доброты
Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.
В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Так же в старших группах проводятся «Уроки доброты» по формированию эмпатии и сочувствия к окружающим людям.
В результате, наши воспитанники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание социокультурных толерантных установок.
Список использованных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01 01 2014 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя № 11.2012 г.стр 6
- Журнал Дошкольное воспитание № 2,2012 г. стр.31
- http://nsportal.ru
- http://dohcolonoc.ru
- http://www.moi-detsad.ru
- http://ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
презентация "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"
данная презентация является дополнением к размещенному ранее опыту работы по данной теме....
Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»
Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к детям с ОВЗ....
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...
Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...