Консультация: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_molodyh_spetsialistov.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания.
В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром.
В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной.
Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения.
Д. С. Лихачев.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе нужно стремиться сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение и правильное понимание сверстников.
Дошкольный возраст характеризуется рядом особенностей: - осознанием, пониманием и объяснением собственных переживаний и эмоциональных состояний других людей; - становлением личности ребенка через освоение общественно значимых ценностей, норм и установок; - формированием самосознания, мыслей и переживаний о жизни, единства личности.
Детский возраст оптимален для формирования большинства личностных качеств, лежащих в основе толерантности, поскольку именно в этот период: - происходит интенсивное психическое развитие детей; - начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения; начинают развиваться произвольность и саморегуляция; - становится самоценным общение со сверстниками; - появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми, в признании и уважении с их стороны; - появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию, умение сдерживать свои негативные побуждения и конструктивно решать конфликтные ситуации, умение регулировать свою активность.
Толерантность детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ мы понимаем как качество личности, проявляющейся в позитивном отношении, принятии и готовности к оказанию помощи. Мы- педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Нужно относиться к окружающим с уважением. Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать. Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия). Уметь видеть ценность каждого человека.
Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду.
Основные принципы: 1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми. 2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами. 3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. 4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения. 5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Принципы содержания работы: - комплексно- тематический подход к планированию; - личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса; - интеграция образовательных областей; - использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе; - обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности; - построение развивающей предметно- пространственной среды с учетом современных требований.
Основные направления по формированию толерантности у детей: - позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания; - формирование навыков коммуникации; - изучение национальных особенностей народов мира на примере фольклора; - развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.
Формы воспитания толерантности: для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов детской деятельности дошкольников: 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; 3) русские народные подвижные игры; 4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем; 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран; 7) с традициями празднования «Нового года», 1 мая, 9 мая, 1 апреля в разных странах и т.д.; 8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Методические приёмы: 1. Игры и игровые упражнения, направленные на: - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»; - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»: - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; - развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»; - регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник» 2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам. 3. Этюды и упражнения направленные на: - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы». 4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. 5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. 6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля». 7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми: беседы, конструирование, видеопросмотры , экскурсии, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления. Работа с родителями. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Мероприятия с родителями: анкетирование, совместные праздники , конкурс «Моя родословная», конкурсы совместных рисунков, выставки, тематические дни, консультативный пункт.
Цикл проводимых мероприятий позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...
Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста
Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников....
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...
Консультация "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
Культурно - гигиенические навыки дошкольников...
Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...
Методический проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста
В методической разработке дано описание проекта "Мы разные , но мы вместе " по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста и работа с педагогами в данном направлении....