Проектная деятельность. "Нам надо знать о той войне"
проект (средняя группа) по теме
Побудить к воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников - гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._nam_nado_znat_o_toy_voyne.docx | 127.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Кондинский район
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ягодинская средняя
общеобразовательная школа
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
(разновозрастная группа «Светлячок» 4 – 6 лет)
Нам надо знать о той войне
Выполнила: Аперонова Ирина Евгеньевна
воспитатель дошкольных групп
п. Ягодный 2013
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию
«Нам надо знать о той войне»
Вырастешь ты и начнешь узнавать о славе героев,
Отцовскую славу познаешь и мужества мощь непоколебимую.
Вергилий
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.
Мною был разработан проект, который я назвала «Нам надо знать о той войне». Я считаю, что метод проекта дает возможность детям в доступной форме усвоить предложенный материал, делая познавательный процесс интересным, увлекательным. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, а также учит их мыслить, делать выводы.
Цель проекта:
Побудить к воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников - гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Задачи проекта:
- способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, труженикам тыла, воинам российской армии;
- расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
- развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности,;
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о войне, используя иллюстрации. Обогащать активный словарь новыми словами;
- вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Предполагаемый результат:
- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
- Изготовление альбома «Вечная память героям войны!»» (с использованием фотографий с мероприятий)
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
- повышение социальной компетентности дошкольников;
- оформление выставки детского творчества ко Дню Победы;
- посещение школьного музея, знакомство с экспонатами по теме « Великая Отечественная война»;
- праздник «День Победы» (с участием тружеников тыла и детей войны)
Гипотеза:
Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему о Великой Отечественной войне, то у детей воспитается уважение и гордость за воинов – земляков, тружеников тыла, пожилых людей – детей войны.
Участники: дети старшей, подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы
Сроки реализации: февраль – май 2013 г
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: коммуникация, изобразительная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность.
Методы проекта:
- беседа
- игра
- наблюдение
- экскурсия
- рассказ
- цифровые образовательные ресурсы
- демонстрация иллюстраций, картин
- объяснение
Этапы проведения и реализации проекта
1 этап – подготовительный
- выбор темы
- составление плана деятельности
- сотрудничество с родителями
- подбор литературных произведений о войне
- подбор музыкальных произведений на военную тему
- подготовка цикла бесед о ВОВ
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с родителями:
1.Информация в родительском уголке
2.Индивидуальные и групповые консультации по организации выставки «Нам нужен мир» и проведению праздника
3.Презентация «Мировая авиация» ( увлечение семьи Емельяновых)
Работа с детьми
1.Чтение и обсуждение произведений о войне
2.Экскурсия к памятнику погибшим воинам
3.Рассматривание иллюстраций по теме
4.Просмотр презентаций по теме
5.Индивидуальные беседы о войне
6.Разучивание стихов, песен о войне
7.Рассматривание альбомов «Мы внуки твои, Победа», «Нам надо знать о той войне»
8.Посещение школьного музея
9.Слушание музыкальных произведений по теме
10.Изготовление пригласительных и подарков приглашенным труженикам тыла и детям войны
11. Изобразительная деятельность по теме «Славный День Победы»
12.Участие в праздничном концерте в КСК
13.Участие в митинге, посвященному празднику 9 мая
3 этап – заключительный
- Выставка рисунков «Славный День Победы»
- Праздник «День Победы» (с участием тружеников тыла и детей войны)
Изготовление альбома «Вечная память героям войны!» (с использованием фотографий с мероприятий)
Содержание проектной деятельности
февраль | тема | цель | форма проведения |
«Есть такая профессия – Родину защищать» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. | Ситуативный разговор | |
о храбрости и трусости | развивать положительные моральные качества | беседа | |
Наша Российская Армия | Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; | презентация | |
Бравые солдаты | Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. | беседа | |
о чуткости и равнодушии | Воспитывать положительные моральные качества | беседа | |
о Российской Армии | Знакомить с Российской Армией через чтение художественную питературу | Чтение стихов, рассказов | |
Защитники Родины | Продолжать расширять представления детей о Российской армии, о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, | Непосредственно – образовательная деятельность | |
Такие разные войска | Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. | Рассматривание альбома | |
Портрет папы | Развивать творческие способности | рисование | |
Кораблик для папы. Из бумаги и картона | Воспитывать желание дарить подарки близким | Ручной труд | |
День защитников Отечества | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине | Непосредственно – образовательная деятельность | |
март | Богатыри земли русской | Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны. | Праздник с участием пап |
«Пограничники» | Познакомить с правилами игры | С – р игра | |
Военный корабль | Развивать творческий замысел | лепка | |
«Мы – солдаты» | Учить играть вместе, распределять роли | С – р игра | |
Наша армия | Продолжать знакомить с армейской жизнью солдат | Рассматривание иллюстраций | |
Корабль из геометрических фигур | Развивать мышление | Д / игра | |
Обводим по точкам боевую технику | Развивать мелкую мускулатуру пальцев | Работа в прописях | |
Кто быстрее?», «Кто выше?», | Развивать двигательную активность | Подвижные игры | |
Наша Армия | Показать разнообразие боевой техники и разнообразие родов войск | презентация | |
апрель | Великая Отечественная война | Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, | беседа |
Почему война так называется? | Систематизировать знания детей по теме | беседа | |
Что такое «война» | Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны | беседа | |
«Нам надо знать о той войне» | Познакомить с фотографиями экспонатов музея, мероприятий, посвященных Дню Победы | Рассматривание альбома | |
О той войне | Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек | презентация | |
«Разведчики» | Развивать двигательную активность, умение применять полученные знания | С – р игра | |
Наша армия сильна | Развивать у детей умение передавать в рисунке полученные знания | рисование | |
«Памятник погибшим землякам» | Познакомить детей с памятником героям земли кондинской | Экскурсия к памятнику погибшим землякам - воинам ВОВ | |
самолеты | Развивать творческие способности | Конструирование из бумаги | |
Открытка труженикам тыла и детям войны | Развивать творческие способности | аппликация | |
Музей | Знакомство с экспонатами музея | Посещение музея | |
май | День Победы | Систематизировать знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне | Непосредственно – образовательная деятельность |
День Победы | Развивать творческие способности | рисование | |
Дети и война | Систематизировать знания детей по теме | беседа | |
«День Победы» | Показать преемственность поколений защитников Родины | Разучивание стихов | |
«Военные на учении» | Знакомить с играми на военную тему | С – р игра | |
Этот День Победы | Систематизировать знания детей по теме | презентация | |
Праздник «День Победы» | Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне | беседа | |
О хороших поступках | Воспитывать положительные моральные качества | Ситуативный разговор | |
Победа | Систематизировать знания детей по теме | беседа | |
Помощь пожилым людям | Воспитание уважения к старшему поколению | Ситуативный разговор | |
«Мы внуки твои, Победа» | Познакомить с фоторепортажем с мероприятия «Наши деды и отцы в военные годы» | Рассматривание альбомов | |
«Славный День Победы» | Развивать творческий замысел | Конкурс рисунков | |
Такие разные войска | Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. | Д / игра | |
«Мировая авиация» | Познакомить с увлечением самолетами семьи Емельяновых | Семейное творчество Емельяновых , Презентация | |
«Вальс Победы» | Показать детям значимость праздника | Презентация | |
«Годы военные нам забывать нельзя» | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | Участие в митинге, посвященному празднику 9 мая | |
«9 мая – праздник Победы» Встреча с тружениками тыла и детьми войны | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | Праздник. Встреча с тружениками тыла и детьми войны | |
«Этих дней не смолкнет слава» | Воспитывать желание участвовать в концерте | Участие в праздничном концерте в КСК |
Приложение
Конспект утренника
«9 мая – праздник Победы!
1 вед: Много праздников мы отмечаем.
Все танцуем, играем, и поём.
То красавицу осень встречаем,
То нарядную елочку ждём.
Но есть праздник один – самый главный
И его нам приносит весна.
День Победы – торжественный славный,
Отмечает его вся страна.
2вед: Дорогие ребята! Совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник – День Победы. Каждый год мы отмечаем этот великий праздник. Мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину и способными в трудную минуту встать на её защиту.
Песня «Сегодня Салют».
Я знаю от папы, я знаю от деда
Девятого мая пришла к нам Победа!
Победного дня весь народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал.
Когда приходит День Победы,
Цветут сады, цветут поля.
Когда приходит День Победы
Весною дышит вся земля!
Когда приходит День Победы,
Пораньше солнышко встает
И, как одна семья большая,
Идет в колоннах наш народ!
Когда приходит День Победы,
Звучат и музыка, и смех,
И, поздравленья принимая,
Мы поздравляем всех!
Песня «Сегодня Салют».
Ведущая: Какое весеннее майское солнце!
Сегодня весенний победный народ.
Мы крикнем все вместе, пусть слышат повсюду
Дети: Да здравствует дружба
Российских ребят!
Ведущий: Да здравствует Родина наша большая!
Да здравствует Армия наша родная!
Да здравствует счастье народа!
Да здравствует мир и свобода!
Дети: Ура! Ура! Ура!
Ведущий: Дню Победы.
Дети: Ура!
Благодарим солдаты, Вас
За жизнь, за детство, за весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Уже давно закончилась война
Она несла лишь горести и беды.
Сегодня отмечает вся страна
Великий, славный праздник – День Победы!
Победа так была нам всем нужна,
Чтоб звонко птицы в вышине запели.
Чтоб могла смеяться детвора,
Цвели цветы и травы зеленели,
Как много жизней унесли война!
Об этом свято помнят ветераны
И в праздник одевают ордена
Ведь День Победы –
Праздник самый главный!
Песня «Солнечный круг».
1вед: Каждый год 9-го мая, на главной площади нашей страны – Красной площади - проходит военный парад. Проезжает военная техника, проходят маршем нынешние солдаты и курсанты военных училищ, но самые главные на этом празднике – ветераны, люди, выжившие и победившие в той страшной войне, воевавшие на фронте и в тылу. На их груди сияют ордена и медали, медали за подвиги и за труд в тылу. Ветераны встречаются у памятников погибшим, рассказывают о том, как воевали. вот и у нас каждый год проходят митинги у памятника погибшим в годы войны.
2 вед А на нашем празднике присутствуют гости - это дети той войны. Им не довелось воевать, но тяготы войны коснулись и их детских плеч. О том, что им пришлось пережить в годы войны, о том, как воевали их папы, дедушки, они нам сейчас расскажут.(беседа с показом фронтовых писем, орденов, медалей)
1 Вед: За время войны поэты и композиторы сочинили много хороших песен. Песня всегда помогала поддержать боевой дух солдат. Это были песни о Родине, о матерях, о любимом доме.
Наш солдат – народ веселый
Грусти воли не дают,
И в свободные минуты
Дружно пляшут и поют.
И сейчас я предлагаю всем в этом зале вспомнить песни военных лет.
2 Вед: Одной из любимых песен русских солдат была песня «Синий платочек». А наши ребята исполнят танец
Танец «Синий платочек».
1Вед: Много жизней унесла война. Наши ветераны были тогда совсем молодыми, но они сражались с врагом и на суше, и на море, и в воздухе.
Ребенок Падали бомбы, и рвались гранаты,
Смело в атаку бросались солдаты.
Много их – кто не вернулся с волны,
Но нашу землю они сберегли.
Ребенок Жизнь отдавали, сражаясь с врагами,
Чтоб было мирное небо над нами,
Чтоб больше не было страшной войны,
Помнить об этом все люди должны.
Ребенок. Очень скоро подрастём,
В армию служить пойдем,
Нужно только не лениться,
В школе хорошо учиться,
Спортом надо заниматься,
Смелым, сильным стать стараться.
Ребенок Надо, очень много знать
Чтоб Отчизну охранять.
В море, в небе и на суше
Грамотный защитник нужен.
Он примером должен быть
И очень Родину любить!
2Вед: Много жизней унесла война. Война отгремела, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям. Во многих городах и поселках, как и у нас, тоже есть памятники, которые называются «Обелисками Славы».
1 Вед. В честь победы над фашистом горит Вечный огонь, чтобы люди не забывали о подвигах наших героев.
Ребенок Приходят люди к Вечному огню.
Приходят, чтобы низко поклониться
Тем, кто погиб в жестокую войну.
Их подвигами Родина гордиться.
Ребенок Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,
Не заметут его метель и ветер.
Бессмертен подвиг доблестных солдат.
Ребенок Несут цветы и взрослые и дети
Тем, кто стоял за Родину свою.
Чтоб не могла война вновь повториться.
Приходят люди к Вечному огню,
Приходят, чтобы низко поклониться.
Ребенок Запомним подвиг нашего народа,
Солдат, погибших в огненном бою.
С Победой принесли они свободу,
Спасая мир в жестокую войну.
Минута молчания.
1 вед Нет! – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам,
- Должна трава зеленой быть,
А небо синим – синим.
2 вед Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды.
1 вед Всех, Отчизну отстоявших,
Прославляет наш народ
О героях в битвах павших,
Память вечная живет.
2 вед В ясном небе пусть сияют
Звезды мира над страной
Пусть все краше рассветает
Наш российский край родной!
Танец «Журавли».
1 вед. Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
2 вед День Победы! Солнце мая!
Всюду музыка слышна.
Ветераны надевают
Боевые ордена.
1 вед Слава! Слава ветеранам!
Слава Армии родной!
Развевайся, флаг Победы,
Над любимою страной!
2 вед Мир в каждом доме,
В каждой стране,
Мир – это май на планете,
Мир – это солнце на нашей земле,
Мир – нужен взрослым и детям!
1 вед: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Что весной ручьи звенели,
2 вед. Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
1 вед. Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы детям снились сны.
Все Чтобы не было войны!
Песня «Майский вальс!»
(дети дарят подарки гостям)
Приложение 2
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест, поздравление ветеранов.
Беседы о Войне с детьми дошкольного возраста
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России).
Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.
Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
В этом 1910 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.
ПОЧЕМУ ВОЙНА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ?
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!
22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
5. Кто встал на защиту Отечества
ДЕТИ И ВОЙНА
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.
Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?
Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.
Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».
Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.
Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.
Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».
«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.
Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!
Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.
Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».
Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.
Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.
Вопросы:
1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.
2. Как помогали дети взрослым в тылу?
3. Что посылали школьники бойцам на фронт?
ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистских войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.
Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.
Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.
Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.
Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.
Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.
Никто не забыт, ничто не забыто!
Великая победа
Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину-мать.
Она посыла на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину-мать!
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.
По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.
Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.
В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством! Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!
Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.
Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!
Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Вопросы:
1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?
2. Расскажите о героях войны.
3. Как отмечается День Победы в нашей стране?
4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?
ПОБЕДА
По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.Враг был разбит!
9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.
Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.
Первый день мира
Душистая густая тишина,
Ни выстрел не звучит, ни взрыв.
Сегодня утром кончилась война,
И хоть кругом чужая сторона
Я чудом уцелел, я жив!
Друзей я вспомнил тех, кто никогда
Не выйдет в час рассветный на покосы
Кто не забросит в реку невода,
Кого не обдадут весною росы.
Я не хотел ни убивать, ни жечь,
Я ощущал лишь зов родной земли,
Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,
что на чужбине полегли!
Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
Вопросы:
1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?
2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.
3. Какова их судьба?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
- Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
- Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
- День Победы! (Тематические коллекции) http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
- Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
- Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
- Стихи:
- С. Михалков «После Победы»
- М. Владимов «Еще тогда нас не было на свете»
- Н. Найдёнова "Пусть будет мир"
- . Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г
- . Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
- М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.
- интернет – ресурсы: презентации по теме
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: "Проектная деятельность: что должен знать, уметь, понимать воспитатель?"
На данном педсовете раскрываются основные определения, типы, этапы и формы работы проектной деятельности в детском саду....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Два года назад я прошла обучение на курсах по теме «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге и в транспорте». Актуальность данной про...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме «Знать обязаны детишки, что не надо портить книжки….»
Формирование гуманных чувств у дошкольников посредством знакомства с правилами поведения в работе с книгой....
Методическая разработка совместной деятельности «Надо знать с рождения правила движения» - итоговая интегрированная НОД по формированию основ безопасного поведения на улицах и проезжей части среди детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость создания сценария совместной деятельности возникла из объективного состояния детского дорожно-транспортного травматизма в городе Санкт-Петербурге. Данное мероприятие направлено на профил...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием интерактивной доски Тема: «Всем на свете надо знать, как по улице шагать!»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....
Проектная деятельность «Дружбой надо дорожить»
Развитие навыков эффективного взаимодействия детей через понятие «дружба», используя различные методы и приемы....
Перспективный план работы по проектной деятельности "Хочу все знать". Все возраста.
laquo;Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». ...