Учимся взаимодействовать с родителями
консультация на тему
как привлечь родителей к работе в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_privlech_roditeley_k_rabote_v_detskom_sadu.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения
Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».
/. Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2. Родительские собрания.
После того как ребенок записан в детский сад. вводные собрания для родителей помогают встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4. Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовались для общения с семьями.
5. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
6. Конференции родителей и воспитателей.
Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Используйте письменные формы общения
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
7. Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
8. Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
9. Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе др.
10. Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, повелении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
11. Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семьи о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержат не просьбы.
12. Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том. что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дин рождения, новая работа, поездки, гости.
13. Доска объявлений
Доска объявлении — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, меро приятиях детскою сада, расписании на день и др.
14. Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группок воспитателей.
15. Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Создавайте множество ролей для родителей
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
16. Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
17. Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения пр.
18. Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива-
19 Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям но поводу их теории и практики.
Развивайте работу, направленную на родителей
20. Сотрудничество родителей друг. с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
21. Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию по интересующую их тему о развитии ребенка
22. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т.п.
23 Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
24. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статен, буклетов, видео и аудио кассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Предложения для работы с родителями
Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.
25. Уважение к роли родителей.
Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями
26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей. проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой,
28. Позволяйте семьям самим. решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.
Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.
30. Будьте терпеливыми.
Участие родителей возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуются время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
31. Делайте акцент на сильных! сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.
Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
32. Поддерживайте тесные контакты.
Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
33. Выражайте свою признательность. Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.
34. Постарайтесь вовлекать всю семью.
Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
35. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителем время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.
36. Сохраняйте конфиденциальность.
Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованны, ваши - тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.
ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ
Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.
1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей.
2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.
3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.
4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.
5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.
6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться с вами».
7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего беспокойства.
8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему. Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать». Избегайте:
спорить с родителями;
— добавлять новых проблем;
— вставать на защитную позицию;
— уходить от поставленной проблемы.
ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:
— читать детям рассказы, сказки, истории;
— приносить различные игрушки для общих игр;
— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.н.:
— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Посещение семьи на дому. Индивидуальные и групповые беседы.
Родительские собрания. Конференции. «Круглые столы». Семинары. Тренинги.
Телефон доверия. Группы поддержки родителей.
Чаепития. Пикники. Спортивные соревнования, КВНы.
Экскурсии.Распродажи.
Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
37. Учитесь навыкам сотрудничества.
Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.
38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.
Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).
39. Создайте консультационную гриппу по проблемам семьи.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С «МОЛЧУНАМИ» И «ГОВОРУНАМИ».
В разговоре с молчунами:
1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»
4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»
5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.
В разговоре с «говорунами»:
1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например
— У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
— Не могли бы вы рассказать в двух словах о...
— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
— Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать нашу точку зрения.
— Я должна прервать вас, так как наше время истекло.
2. Прервите разговор. Например:
— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по... Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
— Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю...
— Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся взаимодействовать с родителями КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Учимся взаимодействовать с родителями КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУСегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реал...
Учимся играя Артикуляционная гимнастика во взаимодействие с родителями, повышение их компетентности
Учимся, играя!!! Артикуляционная гимнастика.....Взаимодействие с родителями при ознакомлении их с артикуляционной гимнастикой, используя разные формы работы- консультации, открытые просмотры инд...
Учимся взаимодействовать с родителями. Адаптация детей к ДОУ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14664021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]]...
Учимся взаимодействовать с родителями
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей....
В помощь молодым воспитателям: Учимся взаимодействовать с родителями
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...
Мастер-класс «Учимся взаимодействовать с родителями»
Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные сп...
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Учимся взаимодействовать с родителями»
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования«Учимся взаимодействовать с родителями»...