Мастер-класс «Учимся взаимодействовать с родителями»
статья

Беседина Елена Ивановна

В статье рассматриваются современные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_besedina_e.i.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседина Елена Ивановна

педагог-психолог

МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский»

Мастер-класс «Учимся взаимодействовать с родителями»

«В дошкольные годы ребенок почти полностью

идентифицируе себя с семьей, открывая и

утверждая себя и других людей преимущественно

через суждения, оценку и поступки родителей»

В.А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.) подчеркивают ведующую роль семейного института в формировании института эмоциональных отношений.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии, что, безусловно, невозможно без тесного сотрудничества с семьей.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Эффективность взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы взаимодейтсвия с семьями воспитанников подразделяются на традиционнные и нетрадиционные.

К традиционным формам относятся такие как, групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

  1. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Перечислим некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

  1. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты
  • qr-библиотека.

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей -это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями. На слайде представлена схема классификации нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей, предложенная О.Л. Зверевой и М.В. Кротовой.

Особое место среди инновационных методов работы с родителями занимает мастер-класс [1], главные особенности которого представлены на слайде.

Основной принцип мастер-класса можно описать следующей фразой: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» [2].

В технологии проведения мастер-класса главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности: прием, метод, методику или технологию. Поэтому передать продуктивные способы работы является одной из важнейших задач для педагога-мастера.

На основании проведенного анализа сформулированы следующие основные требования к организации и проведению мастер-класса:

  1. мастер-класс является это оригинальным способом организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников);
  2. мастер-класс как технология передачи педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.
  3. мастер-класс должен состоять из заданий, которые четко направляют деятельность участников на решения поставленной педагогической проблемы [1].

В процессе проведения мастер-класса, педагог-мастер не должен, стремится просто передать знания. Его главной задачей является задействование его участников в процесс, сделав их активными, таким образом, способствуя их саморазвитиию. Следовательно, все задания педагога-мастера и его действия направлены на подключение воображения у участников. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, чтобы родители проявили себя как творцы, используя демократичное и незаметное руководство деятельностью участников мастер-класса[4].

Педагогу-мастеру необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности между участниками, развивая сотворчество в общении и исключая официальное оценивание работы её участников.

Как показывает практика родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме, дают возможность родителям узнать своего ребенка с другой стороны, наблюдая его в условиях детского сада; обсудить педагогические проблемы в свободной беседе; способствуют повышению чувства ответственности за воспитание детей и сплочению коллектива родителей в целом.

Опыт организации мастер-класса для родителей «Созданине развивающих игр своими руками»

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам:

  1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
  2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
  3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
  4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

Библиографический список:

  1. Антипина, Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г.А. Антипина // Управление ДОУ. – 2016. – № 12. – С. 95-98.
  2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья./ Е.П. Арнатуова. – М.: Карапуз, 2012. – 264с.
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду/ О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  4. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
  5. Лагутина, Л.Ф. Детский сад как сообщество сотрудников, детей и родителей / Лагутина Л. Ф. // Воспитатель ДОУ. – 2015. – №17. – С. 114–118.
  6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастер-класс, как форма взаимодействия с родителями."

В младшей группе "Бусинки" прошел мастер-класс " Рисуем пальчиками"Мы собрались вместе с родителями для разговора о наших малышах и о том, как нужно их развивать и воспитывать...

«Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями обучающихся дошкольного возраста»

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...

Мастер-класс "Правила сетевого взаимодействия с родителями"

Консультация для воспитателей о правилах сетевого взаимодействия с родителями...

«Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями ДОУ».

laquo;Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями ДОУ»....

Проведение мастер-класса по теме "Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей"

Проведение мастер-класса по теме «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей»...

Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Развитие творческого потенциала родителей, их компетентность в сфере новых игровых технологий....