Учимся взаимодействовать с родителями
КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Можно выделить пять уровней участия родителей: 1) оказание разовой помощи; 2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий; 3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; 4) родители помогают определять основные направления работы в группе; 5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом. При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом». 1. Первые визиты в детский сад. Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом. 2. Вводные собрания. После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию. 3. Посещения на дому. Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке. 4. Когда приводить и забирать ребенка. Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями. 5. Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними. 6. Конференции родителей и воспитателей. Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ. Используйте письменные формы общения Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. 7. Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. 8. Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. 9. Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др. 10. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. 11. Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы. 12. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости. 13. Доска объявлений. Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, меро приятиях детского сада, расписании на день и др. 14. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей. 15. Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Создавайте множество ролей для родителей Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них. 16. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. 17. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. 18. Член родительского совета. Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики. Развивайте работу, направленную на родителей 19. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки. 20. Информация для родителей и их обучение. Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка. 21.Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т.п. 22. Использование коммуникативных ресурсов. Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей. 23. Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться. Предложения для работы с родителями Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей. 24Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями. 25. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада. 26. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой. 27 Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом. Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. 28. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада. 29 Будьте терпеливыми. Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях. 30. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка. 31. Поддерживайте тесные контакты. Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю. 32. Выражайте свою признательность. Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе. 33. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи. 34. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей. 35. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье. 36. Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества. 37. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе. Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения). 38. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С «МОЛЧУНАМИ» И «ГОВОРУНАМИ» В разговоре с молчунами: 1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?» 2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника. 3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?» 4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?» 5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором. В разговоре с «говорунами»: 1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например: — У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже. — Не могли бы вы рассказать в двух словах о... — Какая из задач наиболее важна для вас в этом году? — Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения. — Я должна прервать вас, так как наше время истекло. 2. Прервите разговор. Например: — У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по... Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например: — Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю... — Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно. Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованны, ваши — тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.
ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности. 1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей. 2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи. 3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям. 4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей. 5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения. 6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться с вами». 7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего беспокойства. 8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему. Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать». Избегайте: — спорить с родителями; — добавлять новых проблем; — вставать на защитную позицию; — уходить от поставленной проблемы. ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ: \— читать детям рассказы, сказки, истории; — приносить различные игрушки для общих игр; — собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.; — участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.). ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ - Посещение семьи на дому.
- Индивидуальные и групповые беседы.
- Родительские собрания.
- Конференции.
- «Круглые столы».
- Семинары.
- Тренинги.
|