Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Учимся взаимодействовать с родителями»
материал
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_uchimsya_vzaimodeystvovat.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования
«Учимся взаимодействовать с родителями»
Музыкальный руководитель: Гончарова Н.Н..
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
• Выявить проблему в организации совместной работы молодого педагога с родителями воспитанников.
• Определить стратегии взаимодействия родителей и педагогов.
• Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Стихотворение
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Учимся общаться с родителями».
Работа с семьей - это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
На мгновение включим фантазию и представим себе Утром мамы и
папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят детей домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные
стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ...
К сожалению, грустная картина, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, школы и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.
Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:
- Непонимание родителями важности режима детского сада и постоянное его нарушение
- Отсутствие единства требований в семье и детском саду.
- Стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.
Из чего же складывается успех общения?
- Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей. Не уместна категоричность, требовательный тон.
- Индивидуальный подход нужен не только в общении с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель должен чувствовать ситуацию, настрой мам и пап, должен уметь успокоить родителей, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители — люди грамотные и компетентные, поэтому позиция наставлений, пропаганды пользы не принесет.
Предлагаю вам небольшую разминку.
Вопросы в презентации.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка- дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
- Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
- Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, и т.д.)
- Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в
курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
• Желание пойти на контакт, наладить отношения.
• Помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера.
• Услышать партнера.
• Признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. (Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу).
Я раздаю вам:
• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.
• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует ребёнка, настраивает его против детского сада.
• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто
ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.
• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать? (Ответы участников)
Положите их обратно в корзину.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Игра «Общение с родителями»
На столе перед вами расположены установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
- вопрос
а) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
- вопрос
а) меня должны уважать.
б) я должна завоевать уважение.
- вопрос
а) я должна быть в центре внимания.
б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
- вопрос
а) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
б) я всегда авансирую доверие родителям.
Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Игра «Тренировка интонации»
Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».
- с оттенками иронии,
-безразличия,
- требовательности,
-доброжелательности.
Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?
Правила общения с родителями:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Взаимодействие родителей и детского сада возникает не сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий такта, взаимоуважения и терпения, как со стороны педагога, так и со стороны родителей.
Игра «Волшебное озеро» звучит спокойная музыка
Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Волшебное озеро».
У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку). Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся).
Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.
Хочу закончить наш мастер-класс словами Антона Семёновича. Макаренко:
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Спасибо за внимание!
Источники:
https: //www. maam.ru/detskij sad/master-klas-dlj a-vospitatelei-uchimsj a- vzaimodeistvovat-s-roditeljami.html
https: //www. maam.ru/detskij sad/master-klas-dlj a-pedago gov-uchimsj a-obschatsj a- s-roditelj ami.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/28/master-klass-dlya-pedagogov- uchimsya-obshchatsya-s-roditelyami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования, воспитателей ИЗО по теме "Кукла как источник творчества"взрослых и детей
Мастер-класс...
Конспект открытого просмотра Мастер – класс «Ритмопластика и хореография» Дополнительное образование кружок «Маленькая страна»
Конспект открытого просмотра Мастер – класс «Ритмопластика и хореография» Дополнительное образование кружок ритмопластики и хореографии «Маленькая страна»...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов дополнительного образования художественной направленности на тему "Корзиночка для подарка"
Целью данного мастер-класса является передача коллегам личного профессионального опыта...
Театрализация без границ (мастер - класс для педагогов дополнительного образования "Сказка "Заюшкина избушка" из ЛЕГО")
Опыт деятельности и новые формы предоставления услуг по дополнительному образованию в ДОУ...
Мастер- класс «Волшебная палочка» Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки.
Цель: познакомить с азами вокальной техники....
Мастер-класс для воспитателей: "«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями».
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное врем...
Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»
Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...