Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.
картотека по развитию речи
Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.
Возрастная группа | Название игры | Цель, задачи | Игровые действия | инструкция | оборудование |
Вторая младшая | «Птицеферма» | Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога. | Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко». «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. | Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4. | Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка. |
«Кто как разговаривает?» | Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос. Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. | Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает | мяч | |
«Стучалочка» | Тренировка чёткого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия. | Дети и воспитатель садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Воспитатель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Игра начинается словами: «Звуки я сказать хочу И по мячику стучу….» | Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один вдох, например: А АА ААА Э ЭЭ ЭЭЭ О ОО ООО Затем можно производить различные сочетания звуков: ААЭ, АЭО, ААУ. | Мячи по количеству играющих. | |
«Ласковые слова» | Развитие грамматического строя речи. | Воспитатель показывает на кукле и называет часть тела. Дети должны назвать эту часть тела ласково: Голова-головка Нога - ножка | Кукла или изображение человека в полный рост. | ||
Средняя | «Подскажи словечко» | - развитие мышления, быстроты реакции; -активизация словарного запаса; -развитие слухового внимания. | Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, задаёт вопрос. Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить. | Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: - Сорока стрекочет. Примеры вопросов: - Сова летает, а кролик? - Корова ест сено, а лиса? - Крот роет норки, а сорока? - Петух кукарекает, а курица? - Лягушка квакает, а лошадь? - У коровы телёнок, а у овцы? - У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? | Мяч |
«Бабочка, лети!» | Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. | Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. | Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова. | Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. | |
«Две сестрички» | Развивать у детей связную речь, умение описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения. | Воспитатель предлагает детям познакомиться с девочками. Начинает рассказ о них, и предлагает детям ей помогать – описывать одежду, сравнивать её. | Воспитатель побуждает детей при описании употреблять разные слова и словосочетания: кудрявые волосы, голубоглазая, сетлоглазая, светловолосая. | Дидактическое пособие: панно с двумя девочками, карточки с изображениями одежды, которые можно наложить на изображения девочек. | |
«Поющие мячи» | Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительности ротового выдоха. | Дети садятся парами на расстоянии 3 метров, лицом друг к другу. У каждой пары мяч. Воспитатель произносит сочетания гласных звуков. Последний произносится длительно, пропевается. А А Ээээээээ У Э Ааааааа | Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребёнок катит мяч партнёру. Прокатывание мяча подчёркнуто плавное, длительное, как и произнесение звука. | мячи | |
«Большой – маленький» | Развивать грамматический строй речи. Упражнять детей правильном назывании маленьких предметов. | Воспитатель называет большой предмет, а ребёнок – маленький. Стол-столик Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ... Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ... | |||
Старшая | «Кто кем был?» | Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. | педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. | Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый –ребёнком | Мяч |
"ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ" | Закреплять произношение звука Ш в словах. | Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят: Тише, тише, Маша шьет, Наша Маша долго шьет. А кто Маше помешает, Того Маша догоняет. После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. | Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами. | ||
«Измени по образцу» | Развитие грамматического строя речи. | Воспитатель приводит пример изменения слова: белый – беленький. Предлагает детям продолжить: Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий | |||
«Вчера, сегодня, завтра» | Закрепить умение детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, связной фразовой речи. | Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы. Дети возвращают мяч, отвечают на вопросы. | То, что было, что будет, Каждый помнит – не забудет. Ты ответь мне будь добра, Что ты делала вчера? Всё ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я ещё узнать хотела – Что ты завтра будешь делать? | Мяч | |
Подготовительная | «Горячий – холодный» | Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. | Педагог - Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый | мяч |
"Добавь слово" | Развивать память, умение классифицировать предметы по группам, активизация словарного запаса. | Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее. Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. | Допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита. В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..." | ||
«Хорошо – плохо» | Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости. | Дети сидят в кругу. Ведущий задаёт тему обсуждения. Дети передают мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо и плохо в природных явлениях. | Дождь. Дождь – это хрошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. | Мяч, картинки с изображениями времён года, явлений природы и т.п. | |
«Кто быстрее соберёт вещи?» | Упражнять детей в диффиринциации звуков С – Ш. | Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи в названиях которых есть звук – С, другой со звуком – Ш. Выигрывает тот кто соберёт больше вещей в свой чемодан. | Вариант когда играет 1 ребёнок, раскладывает вещи по чемоданам. | Картинки с чемоданами, на первом буква – Ш, на втором буква –С. По кругу картинки с предметами одежды, в названиях которых есть звук С или Ш (шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, сарафан, свитер, сапоги, сандалии, костюм, рубашка. | |
«Доскажи словечко». | Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Развивать грамматический строй речи. | Воспитатель начинает предложение, а дети должны подобрать нужный глагол. | Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения, направленных на развитие речи детей в семье
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испыт...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 3-4 лет
Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре...
Игровые упражнения как средство развития речи детей раннего возраста
Практические игровые упражнения для развития речи детей раннего возвраста....
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье...
игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.
собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....
Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....