Развитие познавательной и слухоречевой активности детей в условиях детского сада
статья на тему
Доклад из опыта работы с детьми с нарушением слуха, компенсированных кохлеарным имплантом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной и слухоречевой активности детей с нарушением слуха в условиях детского сада.
У детей нарушение слуха, даже небольшие приводит к нарушению развития не только понимания речи и собственной речи, но так же навыков общения, мышления, эмоционально волевых качеств. Поэтому все дети с нарушением слуха нуждаются в длительной психолого-педагогической реабилитации.
Группа для детей с нарушением слуха начала свою деятельность с 1998 года. Если раньше родители были вынуждены отправлять своих детей в другие города, то сегодня предоставляется возможность находиться в кругу семьи и получать квалифицированную помощь, образование, где они успешно проходят процесс социализации.
В начале воспитательно-образовательной деятельности с данной категорией детей мы работали по программе Л.П.Носковой «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста». Фронтальные и индивидуальные занятия проводили с помощью стационарного звукоусиливающего аппарата, рассчитанного на шестерых детей. В дальнейшем, нашим детям по линии здравоохранения стали выделять слуховые аппараты, что было очень удобно для детей, так как они могли слышать звуки не только на занятиях, сидя за столом, но и в других режимных моментах и в других видах деятельности.
Многим из них достаточно хорошо помогали и помогают обычные слуховые аппараты. Но есть дети, у которых повреждена большая часть рецепторов улитки, даже самые современные слуховые аппараты им не помогут.
В настоящее время единственным способом реабилитации больных с тотальной глухотой является кохлеарная имплантация.
Кохлеарный имплант – это медицинское высокотехнологическое электронное устройство. Он состоит из корпуса и цепочки электродов. Функция кохлеарного импланта заключается в стимуляции электрическими импульсами волокон слухового нерва в улитке.
Речевой процессор – это электронное устройство, функция которого заключается в улавливании звуков микрофоном, кодировании их в последовательные электрические импульсы и передачей импульсов через катушку (антенну) непосредственно на кохлеарный имплант.
С появлением в нашей группе детей с кохлеарным имплантом, нам пришлось кардинально перестроиться, так как сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. После проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
Прежде всего, мы связались с НИИ уха, горла, носа и речи г. Санкт-Петербурга, приобрели всю необходимую для изучения и работы учебно-методическую литературу. В то время, когда детям была сделана операция, им было по 3-4 года. Сенситивный период был уже упущен. Мы понимали, что процесс реабилитации будет долгим и трудным, нам не обойтись без помощи специалистов. На очередном педагогическом совете мы по результатам обследования составили индивидуальную карту развития на каждого ребенка по всем разделам программы воспитания и обучения слабослышащих детей. Перспективные планы психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре совпадали с планами сурдопедагога и воспитателей.
Работали в тесном сотрудничестве с родителями. Именно родители являлись связующим звеном между нами и врачами сурдологами из центра слуха Санкт-Петербурга и Москвы, так как через пол года, а в дальнейшем, через год производилась настройка речевого процессора. Мы в характеристике отмечали о положительной динамике или затруднениях ребенка. Сурдологи давали рекомендации, на что нужно обратить внимание, на какой режим настроен речевой процессор, каких речевых единиц недостаточно в словаре. Работа педагогов направлена не только на речевые процессы, но и на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание уделяли развитию мышления, внимания, памяти, что создает предпосылки, необходимые для формирования речи. Наша работа строилась с учетом психофизического состояния детей, степени проявления потери слуха и недоразвития речи. И только благодаря совместной работе всех специалистов нашего детского сада, возможно, добиться положительного результата. Создание доброжелательной обстановки, воспитание адекватного отношения к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие нравственных этических представлений детей – важнейшие задачи работы воспитателя. Воспитатель внимателен к психическому состоянию ребенка, на каждом занятии отмечает все положительные изменения. Занятия должны приносить малышу чувство удовлетворения от собственных успехов. Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшей деятельности, но и способствует появлению уверенности в своих силах.
Слухоречевая реабилитация дала свои результаты. Речь детей стала более внятная, доступная для понимания окружающих. Но работы только сурдопедагога и воспитателей было недостаточно для качественного произношения конкретных звуков речи. Хотя в сурдогруппе не предусмотрена ставка логопеда, но, реалии нашего времени требовали этого. Нам пришла идея объединить усилия двух специалистов сурдопедагога и логопеда, так как сурдопедагог на своем занятии, прежде всего, концентрирует свою работу на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и её понимания, а логопед больше внимания уделяет развитию произносительных навыков.
Врачи после операции рекомендуют детям находиться в речевой среде, но обязательно нужно сопровождение сурдопедагога. В порядке эксперимента, заручившись согласием родителей, как здоровых, так и слабослышащих, мы создали интегрированную группу, куда входили 3 имплантированных ребенка, 2 слабослышащих и 5 здоровых детей с хорошей речью.
Два года наши дети находились в речевой среде, что благоприятно сказалось на их развитии. Мы создали доброжелательную обстановку, проводили совместные занятия, игры, развлечения, трудовую деятельность. В процессе всех видов деятельности, имплантированные и слабослышащие дети, видели, что они ни в чем не уступают и не отстают от других детей. Это очень мотивировало детей на дальнейшую деятельность, у них появилась уверенность в своих силах. Благодаря этому происходила постепенная перестройка отношения детей к своему дефекту, к себе, к окружающим, менялись в лучшую сторону характерологические черты.
Благодаря совместным усилиям педагогического коллектива нашего детского сада и родителей наши дети научились читать, писать под диктовку небольшой текст, рассказывать стихи, петь, лепить, рисовать, конструировать. Речь детей на бытовом уровне и в хорошо знакомой ситуации доступна для понимания окружающих.
Положительный опыт нашей группы в воспитании и обучении слабослышащего ребенка совместно с семьей продолжает реализовываться в специальных и общеобразовательных школах. Мы не теряем связь с семьями выпускников, продолжаем общение и интересуемся их дальнейшей судьбой.
Козулева Т.Н.
воспитатель первой квалификационной категории
ДОУ №24 «Кук чэчэк» г.Альметьевск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.
Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада».
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»....
Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада
Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада...
Доклад Тема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»
ДокладТема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей...
Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»
В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...
КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов "Использование координационной лестницы для оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада"
Конспект мастер-класса для педагогов«Использование координационной лестницы для оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»Цель: повышение уровня компетенции п...