Семинар – практикум с педагогами
консультация на тему

Карфидова Елена Анатольевна

Семинар-практикум с педагогами на тему: "Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_s_pedagogami.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с педагогами

 «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр».

 «Если вы сумеете научить ребёнка

в детские годы ощущать красоту,

изумляться дивным творениям

человеческих рук, красотой природы,

то вырастите человека с высокой

культурой чувств»

        В.А. Сухомлинский.

  В одной сказке Андерсена колдунья дала поэту свои очки и слуховой рожок - и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, стульев – коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи тоже «заговорят», но на особом языке – языке красоты.

 Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. И в этом мире вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалось декоративно-прикладное искусство.

 В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

 Мы педагоги не только даём детям определённые знания о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, знакомим с особенностями тех или иных изделий декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. В практике сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности.

- Какие это формы деятельности?

Чаще всего применяются специально-организованные занятия. Традиционную форму представляет и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого в группах создаются уголки изодеятельности. Представления о некоторых видах декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр. Именно игра может выполнить в этом процессе наиважнейшую роль. Дидактические игры, как известно, способствуют умственному и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

- Что представляет собой дидактическая игра?

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это

-  игровой метод обучения;

-  форма обучения;

-  самостоятельная игровая деятельность;

-  средство развития личности ребёнка.

Рассмотрим некоторые игры, которые обеспечивают развитие ребёнка в ходе знакомства с особенностями декоративно-прикладного искусства.

Условно разделим игры на три группы. 

  Игры первой группы, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов. Они помогают различать виды декоративно-прикладного искусства по следующим основным стилевым признакам:

- особенностям материала, из которых они изготовлены;

- подбору цветового колорита;

- выбору традиционных для промысла элементов росписи.

Такие игры как:

Д/и: «Найди лишнее».

В ходе этой игры  дети учатся находить предметы определённого промысла среди предложенных, развивается внимание, наблюдательность, речь, умение доказать.

Д/и: «Художественный салон» /продавец-покупатель/ дети учатся описывать выбранный предмет.

Д/и: «Что изменилось». Помогает закреплять представление о какой-либо росписи, развивается наблюдательность, внимание, быстрота реакции, мышления, память, учатся анализировать, находить отличия в узорах.

  Игры второй группы сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора, т.е. внимание детей воспитатель сосредотачивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит выделять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях.

Например: кольцо в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Или Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме с различным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой.

Д/и: «Домино» помогает закреплять представление об основных элементах какой-либо росписи, учит различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами. Развивает внимание, наблюдательность. Вызывает интерес. Так же

Д/и: «Найди пару», «Узнай элементы узора».

Д/и: «Отгадай и покажи» с использованием загадок.

«Синие птицы по белому небу

Море цветов голубых

Кружевное это чудо

Привезли купцы, откуда?» /гжель/

«Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица-

Это значит …»  /городец/

«Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой

Кто привёз товар такой?» /хохлома/

«Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я?» /дымковская/

Из отдельных элементов узора создаётся красота.

Узорница – так в российских деревнях говорили о красоте. Из чего же плетётся красота узоров на изделиях? Узнаем, когда кроссворд отгадаем.

  1. Самый знаменитый элемент Городецкой росписи. /купавка/
  2. Элемент хохломы. /завиток/
  3. Самый излюбленный узор гжели. /роза/
  4. Один из элементов дымковской росписи. /круг/
  5.  Главный цветок в полохов-майданской росписи. /шиповник/
  6. Важная часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка. /оживка/
  7. Что изображают чаще всего на жостовских подносах. /цветы/
  8. Символ растительности в филимоновской росписи. /ёлочка/

 у

 з

 о

 р

 н

 и

 ц

 а

Игры третьей группы знакомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии. Дети затрудняются в составлении узоров и орнаментов на различных шаблонах, нарушают основной закон – определённый ритм чередования составляющих их элементов. В этом помогают такие игры как:

Д/и: «Составь узор». Дети учатся составлять декоративные композиции, т.е. располагать элементы, подбирая их по цвету на разнообразных силуэтах в стиле определённого промысла. Развивается чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Д/и: «Разрезные картинки». У детей закрепляются знания о выразительных средствах, упражняются в умении составлять целую картинку из отдельных частей. Развивается внимание, сосредоточенность.

Так в ходе специально организованных дидактических игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства.

2 часть: По верованиям народа, узоры /символы/, используемые при оформлении предмета или игрушки, а ныне это декоративно-прикладное искусство имели важное  обрядовое и магическое значение. Наши предки верили, что игрушка охраняет сон и как «оберег» клали её в зыбку к ребёнку. Считалось, что она принесёт здоровье и благополучие. Так же верили, что народная игрушка, в том числе и кукла, имеет магическую силу. Ими старались отпугивать и отгонять «злые силы» и привлекать «добрые». Вот мы сегодня и попробуем привлечь к себе «добрые силы» куклой «Женское счастье». Эту куклу как «оберег» делала мать для своей дочери, которая выходила замуж. Чем больше юбок было у куклы, тем богаче и лучше она будет жить. Когда её делали, то про себя наговаривали много хороших слов, и такая кукла хранилась у женщины всю жизнь.

 Изготовление куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...