Семинар – практикум с педагогами
консультация на тему
Семинар-практикум с педагогами на тему: "Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_s_pedagogami.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум с педагогами
«Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр».
«Если вы сумеете научить ребёнка
в детские годы ощущать красоту,
изумляться дивным творениям
человеческих рук, красотой природы,
то вырастите человека с высокой
культурой чувств»
В.А. Сухомлинский.
В одной сказке Андерсена колдунья дала поэту свои очки и слуховой рожок - и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, стульев – коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи тоже «заговорят», но на особом языке – языке красоты.
Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. И в этом мире вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалось декоративно-прикладное искусство.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.
Мы педагоги не только даём детям определённые знания о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, знакомим с особенностями тех или иных изделий декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. В практике сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности.
- Какие это формы деятельности?
Чаще всего применяются специально-организованные занятия. Традиционную форму представляет и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого в группах создаются уголки изодеятельности. Представления о некоторых видах декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр. Именно игра может выполнить в этом процессе наиважнейшую роль. Дидактические игры, как известно, способствуют умственному и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
- Что представляет собой дидактическая игра?
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это
- игровой метод обучения;
- форма обучения;
- самостоятельная игровая деятельность;
- средство развития личности ребёнка.
Рассмотрим некоторые игры, которые обеспечивают развитие ребёнка в ходе знакомства с особенностями декоративно-прикладного искусства.
Условно разделим игры на три группы.
Игры первой группы, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов. Они помогают различать виды декоративно-прикладного искусства по следующим основным стилевым признакам:
- особенностям материала, из которых они изготовлены;
- подбору цветового колорита;
- выбору традиционных для промысла элементов росписи.
Такие игры как:
Д/и: «Найди лишнее».
В ходе этой игры дети учатся находить предметы определённого промысла среди предложенных, развивается внимание, наблюдательность, речь, умение доказать.
Д/и: «Художественный салон» /продавец-покупатель/ дети учатся описывать выбранный предмет.
Д/и: «Что изменилось». Помогает закреплять представление о какой-либо росписи, развивается наблюдательность, внимание, быстрота реакции, мышления, память, учатся анализировать, находить отличия в узорах.
Игры второй группы сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора, т.е. внимание детей воспитатель сосредотачивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит выделять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях.
Например: кольцо в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Или Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме с различным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой.
Д/и: «Домино» помогает закреплять представление об основных элементах какой-либо росписи, учит различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами. Развивает внимание, наблюдательность. Вызывает интерес. Так же
Д/и: «Найди пару», «Узнай элементы узора».
Д/и: «Отгадай и покажи» с использованием загадок.
«Синие птицы по белому небу
Море цветов голубых
Кружевное это чудо
Привезли купцы, откуда?» /гжель/
«Коль на досочке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит …» /городец/
«Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой
Кто привёз товар такой?» /хохлома/
«Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я?» /дымковская/
Из отдельных элементов узора создаётся красота.
Узорница – так в российских деревнях говорили о красоте. Из чего же плетётся красота узоров на изделиях? Узнаем, когда кроссворд отгадаем.
- Самый знаменитый элемент Городецкой росписи. /купавка/
- Элемент хохломы. /завиток/
- Самый излюбленный узор гжели. /роза/
- Один из элементов дымковской росписи. /круг/
- Главный цветок в полохов-майданской росписи. /шиповник/
- Важная часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка. /оживка/
- Что изображают чаще всего на жостовских подносах. /цветы/
- Символ растительности в филимоновской росписи. /ёлочка/
у | |||||||||||
з | |||||||||||
о | |||||||||||
р | |||||||||||
н | |||||||||||
и | |||||||||||
ц | |||||||||||
а | |||||||||||
Игры третьей группы знакомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии. Дети затрудняются в составлении узоров и орнаментов на различных шаблонах, нарушают основной закон – определённый ритм чередования составляющих их элементов. В этом помогают такие игры как:
Д/и: «Составь узор». Дети учатся составлять декоративные композиции, т.е. располагать элементы, подбирая их по цвету на разнообразных силуэтах в стиле определённого промысла. Развивается чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Д/и: «Разрезные картинки». У детей закрепляются знания о выразительных средствах, упражняются в умении составлять целую картинку из отдельных частей. Развивается внимание, сосредоточенность.
Так в ходе специально организованных дидактических игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства.
2 часть: По верованиям народа, узоры /символы/, используемые при оформлении предмета или игрушки, а ныне это декоративно-прикладное искусство имели важное обрядовое и магическое значение. Наши предки верили, что игрушка охраняет сон и как «оберег» клали её в зыбку к ребёнку. Считалось, что она принесёт здоровье и благополучие. Так же верили, что народная игрушка, в том числе и кукла, имеет магическую силу. Ими старались отпугивать и отгонять «злые силы» и привлекать «добрые». Вот мы сегодня и попробуем привлечь к себе «добрые силы» куклой «Женское счастье». Эту куклу как «оберег» делала мать для своей дочери, которая выходила замуж. Чем больше юбок было у куклы, тем богаче и лучше она будет жить. Когда её делали, то про себя наговаривали много хороших слов, и такая кукла хранилась у женщины всю жизнь.
Изготовление куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Семинар практикум для педагогов «Здоровье педагога- залог успеха в работе!»
Семинар практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...