Предметно-развивающая среда в средней группе
консультация (средняя группа) на тему

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

        В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно- пространственной среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Предметно-развивающая среда в средней группе»

        В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно- пространственной среды.

        Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.                   

     Модель развивающей среды нашей средней группы  создавалась в соответствии с принципами построения развивающей среды  в дошкольных учреждениях, которые были отражены  в концепции В.А. Петровского:

- Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении -ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза». Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска на уровне глаз детей и др).

-  Принцип активности предусматривает создание  условий для самостоятельной свободной деятельности.

-  Принцип стабильности, динамичности предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования заключается  в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям заниматься в соответствии с их  интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности: рисованием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации  и не мешать друг другу.

-  Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого предусматривает личное пространство каждому ребенку, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты.  

2

-   Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (музыкальные паузы, перед сном спокойную классическую музыку – «минутку тишины» или слушание короткой сказки и т.д.)

- Принцип открытости, закрытости предусматривает создание семейных альбомов, фотоуголков детей группы, декоративно-прикладного искусства. Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, о кукол в национальных костюмах,  гербы,  о родном городе или поселке и т.д.)

-  Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек.

     Наша работа начинается с утреннего приема детей в группу. Прием детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации, советы родителям, наши именинники, а также имеется уголок времени года.

      Групповое помещение позволяет нам выделить учебную, игровую и бытовую зоны.      

      Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы падает с левой стороны. Столы для занятий размещаются в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

       Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому  учебные столы и стулья у нас с регулируемыми ножками. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей ( 1 – дети низкого роста, 2 – дети высокого роста).

       В учебной зоне размещаются: уголок изодеятельности, уголок природы, книжный уголок, уголок музыкального развития, уголок дорожного движения, уголок ручного труда.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья  позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

        Целью уголка изодеятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирвоание

3

эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь используются такие материалы как доски для лепки, пластилин, стеки,  шаблоны, трафареты, бумага разного цвета, ножницы, карандаши, восковые мелки, фломастеры,  и т.д.   В уголке изодеятельности дети обычно проводят много времени, рисуют, делают поделки из пластилина, вырезают из бумаги.

      Работы детей мы размещаем в группе на доске, а также в раздевалке. Поделки из пластилина размещаются на специальной дощечке, которая разделена квадратиками. У каждого ребенка на квадратике свой рисунок.

       Уголок природы расположен непосредственно у окна. Его целью является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитании любви и бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями и животными. Здесь  дети наблюдают за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учатся правильно за ними ухаживать, при этом пользуются таким материалом как детские лейки, палочки для рыхления, тряпочки, губки для протирания пыли и листьев, тазики, фартуки, корм. В уголке природы помещаем краеведческие материалы: фотографии, картинки о природе родного края, а также гербарий растений, типичных для данной местности.   Есть календарь погоды, где дети сами определяют и отмечают какая сегодня погода, какие осадки, какой ветер.  

       Рядом с уголком природы имеется уголок ручного труда, где помещен природный материал для изготовления поделок, игрушек-самоделок (шишки, камешки, ракушки, желуди, каштаны, палочки, береста,  и т.д.).  

       Книжный уголок представляет собой столик с полочкой для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. У детей формируется представление о книге как об особом предмете. Они рассматривают картинки, находят своих любимых героев, красочные иллюстрации насыщают зрительное восприятие детей, делая книгу источником положительных эмоций.  Уголок размещен  рядом с уголком изодеятельности, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же

рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой.

4

        В учебной зоне у нас имеются материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, дидактические игры.

       Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.

       Имеется игровая зона. Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений,  замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковер – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья».  В игровой зоне, в шкафах, размещен крупный напольный строительный материал, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек из разного строительного материала можно использовать наборы разных  игрушек (куклы, машины разной величины и др.). Настольный строительный материал хранится в коробках в закрытом виде с символикой фигур, которые в них хранятся. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть швейные машины, утюги, куклы, пупсы, для мальчиков – наборы инструментов, машины

      Рядом с игровой зоной имеется физкультурный уголок. Он оснащен мячами кеглями, скакалками, резиновыми мячами, на которых дети прыгают, дорожками – ребристыми и пуговичными.

      В игровой зоне располагается уголок ряжения и кукольный театр,  целью которых является  стимулирование творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений детей. В уголке ряжения есть сундучок для нарядов, сарафаны, юбки, кокошники, бусы, шляпы, косынки, фуражки, рубахи, кушаки. Ряжение  вносит много радости. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, одновременно с этим учатся навыкам самообслуживания: самостоятельно раздеваются и одеваются, застегивают и

расстегивают, завязывают и развязывают, учатся аккуратно и правильно вешать и складывать.

5

     В кукольном театре развиваются артистические способности детей, коммуникативность, общительность, развивается моторика рук и пальцев, двигательная активность детей, они знакомятся с множеством детских сказок. Здесь мы применяем фланелеграф – доска-стенд покрытая гладкой тканью фланелькой и плоскостные фигурки животных, людей из разных сказок, настольно- плоскостной театр, театр игрушек, где используем обычные детские игрушки, имеющиеся в группе или дома,  театр петрушек – персонажи детских спектаклей. Сценой театра является ширма, на нее ставится декорация, где происходит действие кукол. За ширмой находятся дети-кукловоды, в играх драматизациях используем самодельные костюмы, маски, изготовленные воспитателями и самими родителями.

      В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формировать умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.  Чтобы дети могли сами определять дежурных, имеются фотографии детей.

      Весь игровой материал находится в стеллажах и шкафчиках, для того чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место.

      Таким образом, создавая развивающую среду, мы постарались сделать ее информационно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Список литературы

1. Нищева Н.В «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева – Спб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

2. Рыжова Н.А. «Развавающая среда дошкольных учреждений» (из опыта работы). Москва, ЛИНКА 0ПРЕСС, 2003г.

3. Киреева Л.Г. «Организация предметно-развивающей среды» (из опыта работы)/ авт –сост. Л.Г. Киреева-Волгоград, 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе.

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Выросли физические возможности детей. Дети испытывают острую по...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Материал представляет собой проект предметно-развивающей среды в средней группе детского сада и может быть полезен педагогам ДОУ и студентам....

Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"

Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...