Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Средняя группа (от 4 до 5 лет).
материал (средняя группа)
Материал представляет собой проект предметно-развивающей среды в средней группе детского сада и может быть полезен педагогам ДОУ и студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prs.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой». — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Основные направления развития | Название уголка, «зоны» | Содержание | |
Физическое развит | Физическая культура Обеспечивать гармоничное физическое развитие. Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. | Площадка для активного отдыха (спортивный уголок) | • Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со фактурной поверхностью (для профилактики плоскостопия); • палка гимнастическая; • мячи; корзина для метания Физическое развитие мечей; • обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; • скамейка; • мат гимнастический; • шнур длинный и короткий; • лестница гимнастическая; • мешочки с грузом (150-200 гр.); • мешочек с грузом большой (400 гр); • ленты, флажки; • кольцеброс. |
Художественно-эстетическое развитие | Конструктивно-модельная деятельность Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.). Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и др.). Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строи-тельного материала. Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и шири-не), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (Построй такой же домик, но высокий). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. | Центр конструирования (из деталей среднего и мелкого размера) | • Наборы строительного материала с деталями различного цвета, величины, фактуры; • конструкторы с разнообразными способами крепления деталей • мозаики разных видов с деталями различных форм; • 3D – пазлы бумажные и пластмассовые. |
Центр строительства | • Конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; • строительные наборы с деталями разных форм и размеров; • коробки большие и маленькие; ящички; • бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; • ковёр с дорожками для игры с машинками; • железная дорога. | ||
Музыкальная деятельность Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. | Центр музыки (уголок) | • Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон, ложки и др.); • музыкально-дидактические игры; • музыкальный проигрыватель; • записи песен; • лэпбуки «Мир музыки», «История музыкальных инструментов»; • фотогалерея с портретами известных авторов детских песен, композиторов. | |
Музыкальная деятельность Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей). Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы. | Уголок для театрализованных (драматических) игр | • Маски – шапочки, элементы костюмов для ряжения; • настольный театр игрушек, • плоскостной театр на магнитах, • декорации настольного театра, • теневой театр, • пальчиковый театр. | |
Изобразительная деятельность Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать; развивать самостоятельность, активность и творчество. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. | Центр изобразительного искусства | Материалы для ручного труда: • бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.) • вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т.д.); • подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.); • проволока в цветной оболочке; • природные материалы (шишки, мох, желуди, семена арбуза, дыни, клёна и др., сухоцветы, скорлупа орехов, яичная и др.); • инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. • мольберт; • наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; • индивидуальные палитры для смешения красок; • кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; • бумага для рисования разного формата; • салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; салфетки для рук; • губки из поролона; • пластилин, глина; • доски для лепки; • стеки разной формы; • розетки для клея; • подносы для форм и обрезков бумаги; • большие клеёнки для покрытия столов; • навесные валики с рулонами бумаги; • печатки для нанесения узора; • школьные мелки для рисования. | |
Познавательное развитие | Развитие познавательно-исследовательской деятельности Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т. д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения. Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?»). Помогать детям осваивать простейшие настольно-печатные игры (домино, лото, парные карточки и др.), при наличии возможности, обучать детей игре в шашки и шахматы.
| Уголок настольных игр | • Домино с цветными и теневыми изображениями; • игра-головоломка на составление узоров из кубиков с диагональным делением граней по цвету; • игра на выстраивание логических цепочек из трех частей «до и после»; • основа с тематическим изображением и двухслойные вкладыши с моментами сюжета; • игра на составление логических цепочек произвольной длины; • комплект настольно-печатных игр для средней группы; • тематические наборы карточек с изображениями; • рамки и вкладыши тематические; • шашки; • игры - «бродилки» с фишками и игральным кубиком. |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов (цвет, форма, величина и др.), помогать осваивать перцептивные действия (соотнесение с эталоном, сериация, моделирование). Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Развивать умение решать задачу, выполняя ряд последовательных действий в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Помогать детям понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности планы, схемы, модели, предложенные взрослым. Поощрять детей к составлению и использованию своих планов, схем, моделей. | Центр песка и воды | • Набор для экспериментирования с водой: емкости одинакового и разного размеров (5 - 6), различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов («тонет - не тонет»), черпачки, сачки, воронки; • наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции. | |
Формирование элементарных математических представлений Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. | Центр математики | • Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров); • набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины); • доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей); • набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 каждого цвета); • наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (7-8 элементов каждого признака); • набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4 - 6 элементов); • мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами; • часы с крупным циферблатом и стрелками; • графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр; • набор кубиков с буквами и цифрами; • набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр; • числовой фриз на стене; • кассы настольные • счёты; • книги по математике о числах первого десятка; • математический театр в коробке; • геометрические панно, сделанные совместно с детьми; • наборы картинок для группировки и обобщения (до 8 - 10 в каждой группе; • наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений); • набор парных картинок на соотнесение (сравнение: найди отличие (по внешнему виду), ошибки (по смыслу); • наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). | |
Ознакомление с окружающим миром Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям; поощрять любознательность и инициативу. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Создавать условия для организации детского экспериментирования с природным материалом. Поощрять инициативу детей в исследовании объектов и явлений природы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор), об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Побуждать детей устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом. Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметом и его пользой (кресло удобнее для отдыха, чем стул и т. д.). Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь. Вызывать интерес к истории создания предмета (прошлому и настоящему). | Центр науки и естествознания | • Комнатные растения с красивыми листьями различной формы, цветущие; • круговая диаграмма смены времён года; • изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой; наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции; • гербарий; • коллекция бумаги, пуговиц, ракушек, • природные материалы: глина, песок, камни, семена растений… • клеёнки, фартуки и тряпочки для ухода за растениями, • лейки и пульверизаторы; • лопатки, пики, грабли; • дидактическое дерево; • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др. | |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). | Центр мелкой моторики | • Шнуровки различного уровня сложности; • сортировщик с группами стрежней на общей основе и соответствующими цифрами и элементами для нанизывания соответствующих цветов, конфигурации и количеством отверстий; • объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением, совпадающим по форме с отверстиями; • набор из основы и вкладышей сложной формы, образованной наложением двух геометрических фигур друг на друга; • шнуровки различного уровня сложности; • деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним элементами; • деревянная основа с повторяющимися образцами с различной текстурой. | |
Речевое развитие | Развитие речи Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение (бежит, мчится). Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Учить правильно употреблять формы повелительного наклонения не-которых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао). | Центр грамотности и письма | • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом»; • игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»; • игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия»; • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи; • игрушки-телефоны, занимательные головоломки; • альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов; • трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму; • игры на развитие ручной умелости; • картотека словесных речевых игр; • открытки о родном городе, крае; • предметы быта и старины. |
Приобщение к художественной литературе Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным. | Литературный центр (книжный уголок) | • 5-6 наименований книг, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок; • тематические выставки (оформляются 1 раз в квартал) «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.; • альбомы по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура); • открытки для рассматривания; • портреты писателей в соответствии с программой. | |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование социальных представлений, умений и навыков Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, игровые умения. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Развивать умение детей объединяться в сюжетной игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью и общим сценарием. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. | Центр для сюжетно-ролевых игр | • Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др. • атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, бескозырки, фартуки, юбки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.); • куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; • фигурки средней величины: дикие и домашние животные; • наборы кухонной и чайной посуды; • набор овощей и фруктов; • машины крупные и средние; грузовые и легковые; • телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, часы и др.; • кукольные коляски; • настольные игры. |
Развитие коммуникативных способностей Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на то, чем хорош каждый из воспитанников группы. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Учить замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада, обсуждать с детьми предполагаемые изменения (перестановки мебели, покупка игрушек, оформление группы и пр.), привлекать их для посильного участия в оформлении и украшении группы, чтобы детям было уютно и хорошо, чтобы они воспринимали детский сад как свой общий дом и чувствовали себя там хозяевами. | Место для отдыха | Любой тихий уголок, снабженный мягкой мебелью | |
Уголок уединения | Место, выделенное в группе ширмой, шторами и др. с мягкой мебелью на 1-2 детей | ||
Место для группового сбора | Магнитная или пробковая доска, интерактивная доска, напольный ковер, стульчики для каждого ребенка, подушки для сиденья на полу для каждого ребенка |
Примечание: в Программе об организации предметно-развивающей среды говорится следующее: «Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО. В Программе дается приблизительный перечень центров активности», поэтому приведенный список материалов и центров является примерным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"
Содержание Введение …………………………………………………………………………..31. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...
"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»
Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....
«Принципы построения и основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе»
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования мы придерживались принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ....
Методические рекомендации проектирования предметно-развивающей среды в группе детского сада
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено...
Проектирование предметно-развивающей среды группы.
Проектирование среды в группеФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает основные принципы дошкольного образования:• Ориентация на индивидуальные особеннос...