КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель:
1. Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.
2. Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса.
3. Воспитывать у детей доброе отношение к друг другу.
4. Прививать бережное отношение к старине, уважение к труду взрослых.
5. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Программные задачи:
Образовательные: 1. Знакомство детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.
2. Развитие интеллектуальных способностей, эстетических чувств, приобщение детей к духовно-нравственной культуре.
Развивающие: 1. Развивать творческие способности, мелкую моторику.
Воспитательные: 1. Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу.
2. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
хлебный спас | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
НА ТЕМУ:
«ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»
Воспитателя МКДОУ
д/с «Березка»
Тищенко В.А.
2013г
Цель:
- Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.
- Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса.
- Воспитывать у детей доброе отношение к друг другу.
- Прививать бережное отношение к старине, уважение к труду взрослых.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Программные задачи:
Образовательные: 1. Знакомство детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.
2. Развитие интеллектуальных способностей, эстетических чувств, приобщение детей к духовно-нравственной культуре.
Развивающие: 1. Развивать творческие способности, мелкую моторику.
Воспитательные: 1. Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу.
2. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Предварительная работа: Посещение храма, слушание колоколов, рассматривание икон, чтение книг, беседа.
Демонстрационный материал: Свеча, хлебные изделия, орехи, сноп, мука, колоски, старинное полотно, репродукция иконы «Спаса Нерукотворного», церквей и храмов в его честь, аудиозапись духовной музыки и колоколов.
Раздаточный материал: Соленое тесто, доски для лепки, тряпки, стеки, подносы с зерном.
Ход занятия.
- Организационный момент. (Дети стоят полукругом перед воспитателем, звучит «Русская духовная музыка XVIII-XXвв.)
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами попутешествуем во времени: (Слышен звон колоколов, затем звучит духовная музыка).
- Основная часть. Ребята, сегодня я вас познакомлю с одним из народно-православных праздников «Хлебным Спасом» и его традициями. Чем славится этот праздник? А тем, что в этот день выпекали хлеб из нового урожая. Он является главным блюдом этого дня. Посмотрите, что находится на этом подносе?
Дети: хлеб, бублики, пирожки, каравай.
Воспитатель: Правильно. В этот день после освящения хлеба в церкви хозяйки раздавали свои изделия всем нуждающимся и бедным людям. Скажите, из чего делают хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: Верно. Теперь давайте подумаем, из чего делают муку?
Дети: Из пшеницы, зерна.
Воспитатель: Молодцы, давайте посмотрим, как выглядят зерна пшеницы.
( Дети трогают и рассматривают зерна пшеницы)
Воспитатель: А где «живут» зернышки пшеницы?
Дети: В колоске.
Воспитатель: А если много колосков – это называется сноп.
(Показываю детям сноп).
Ребенок: Сноп пшенички мы собрали
И цепями отбивали.
Мельник, забирай зерно.
Пусть мукой станет оно.
Воспитатель: В этот день больших праздников не проводили, т.к. крестьяне готовились к завершению сбора урожая до наступления дождей. В старину говорили: «Третий Спас хлеба припас». Это была тяжелая ручная работа.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим на 2-ой поднос. Что находится здесь?
Дети: Орехи.
Воспитатель:Этот же праздник еще называли Ореховым спасом. С этого дня начинался сбор орехов в лесу. На это есть поговорка «Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год».
Воспитатель: Так как сегодня праздник, давайте, и мы в этот день сделаем угощения для своих друзей.
Физминутка.
(Дети встали в круг).
Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой).
А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху).
Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовал ты нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши) !
- Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать сделать своими руками каравай (дети садятся за столы, показываю слайд с изображением каравая).
- Для того, чтобы вылепить каравай, скатываем шарик и немного прижимаем его к подставке.
- Украшения для каравая лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук (колбаска).
- Переплетаем между собой «колбаски» и выкладывает вокруг каравая.
- Если дети хотят украсить каравай, дать им возможность украсить самостоятельно (при затруднении - помогаю).
- Итог работы. Дети выставляют свои работы. Любуются своими поделками.
Ребенок: Лучший каравай у нас,
Испекли на хлебный Спас
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
С Третьим Спасом поздравляем,
Караваем угощаем.
Воспитатель: «Хорош третий Спас, – зимой будет квас»- смотрим на третий поднос. Что лежит на подносе? (ткань).
Воспитатель: Молодцы, но эта ткань называется - старинное полотно. Эту ткань делали своими руками, из которой шили рубашки и штаны. Еще этот праздник называли Спас на полотне. Поговорка «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне» (амбар, сарай). В этот день было принято торговать полотном. Русский народ отмечал этот праздник как благодарение Господу за хлеб насущный на каждый день. Показать детям на Икону «Нерукотворного Образа Христа» (слайды). В честь этого Образа были построены храмы и церкви (слайды).
- Заключение. Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы не только попробовали наш каравай, но и сказали в этот день добрые слова друг другу (Воспитатель угощает готовым караваем всех детей.).
(Воспитатель зажигает церковную свечу, подходит к каждому ребенку и просит произнести добрые слова или пожелания друг другу (мир, небо, счастье, любовь и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Круговорот воды в природе».
интересное открытое занятие с учётом ФГТ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».
Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»
Закрепить знания детей о народных промыслах. Расширить знания о местном декоративно-прикладном промысле "Бабенская игрушка"....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по конструированию из бумаги на тему: «Морячок»
Конспект ООД...
Конспект занятия в старшей группе по духовно- нравственному воспитанию "Шкатулка добрых дел"
Представление дошкольников о доброте как о ценном качестве человека....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Откуда хлеб пошел»
Занятие является интегрированным. Затрагиваются образовательные области:социальнщ-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая и область физическоо развития....
Комплексное занятие в старшей группе по духовно нравственному воспитанию. Тема: «Что такое доброта?».
Цель: Обобщить и систематизировать знания и представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.Задачи:Образовательные: закреплять представление детей о доброте и её значении, ...