Привлекаем родителей к сотрудничеству.
статья на тему

Корчагина Марина Викторовна

 

В реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.  Здесь мы и поговорим, как сделать эту работу проще и интереснее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privlekaem_roditeley_k_sotrudnichestvu.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Привлекаем родителей к сотрудничеству.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, а особенно ребенок. Семья и ДОУ, и их взаимодействие ведет к всестороннему развитию ребенка. Как же добиться этого взаимодействия – один из важнейших вопросов для воспитателя.

В реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели  должны первыми пойти на встречу, найти подход с каждой отдельной семьей и  разработать разнообразные способы вовлечения ее в работу. Что для этого пригодится:

- лучше узнать семьи своей группы, в этом хорошо поможет общение через интернет на сайте своей группы;

-делать акцент на положительные качества родителей, выявлять их сильные стороны;


-открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

-отсутствие формализма в организации работы с семьей;


-создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;


-выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.


Формы взаимодействия: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.


Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.)


Индивидуальные (консультации  о проблемах детского развития, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями  мероприятий в ДОУ и др.)


Наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фото-уголок.)

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Это не возможно без благоприятного климата в группе и дома. Как же его добиться?
В большинстве своем родители и воспитатели традиционно контролируют детей при помощи давления , страха и чувства вины. Только позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей. Они подчиняются правилам не из страха, а следуют велению сердца. Раньше все строилось на принципе послушание детей, но сейчас этот принцип уже не действует. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить доброго волевого ребенка, склонного к сотрудничеству. Позитивное  воспитание, основано на любви, а не на страхе. Чтобы добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Вместо того чтобы развивать в детях послушание,  позитивное воспитание стремится развить в них сострадательность.  

Очень интересно об этом написано в книге Д. Грея «Дети с небес».  Остановимся на некоторых советах автора этой книги:

-принятие себя

Дети  с рождения любят своих родителей, воспитателей, однако они не умеют любить и прощать себя.  Любовь к себе развивается на основании отношения родителей и воспитателей и их реакции на ошибки ребенка. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству: умению любить себя и принимать собственное несовершенство. Каждый нуждается в признании своей личности с положительной стороны. Детям очень важно говорить, что они хорошие и их любят. Обсуждать следует поступки, а не личность. Я говорю своим детям, что они хорошие, просто замечательные дети. Мама, приходя   вечером,  всегда начинает с  неправильного вопроса «Как себя вел?»  Спросите, наконец – то, у ребенка, как он себя чувствовал, что интересного он узнал. Нельзя обращать внимание только  на отрицательном поведении – у ребенка это закрепляется как образец поведения. Почаще следует подмечать что-нибудь положительное в его поведении, и он будет стараться поступать хорошо. В словах одобрения скрыта сила преображения!

 -навыки общения

 Запрет, на какой- либо негативный поступок, не изменяет поведения ребенка – ему нужен совет, как следует себя вести. Ребенок порой не знает, что можно вести себя по – другому, у него просто не было другого образца.

Например:  «Драться нельзя!». А ребенок уже привык это делать по любому поводу, и дома учат давать сдачу? Необходимо предложить альтернативу: «Драться нельзя, можно дружить!». Ябедничать не хорошо! Можно самому сделать замечание товарищу или помочь ему!»

 -сотрудничество

Добиться сотрудничества — значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. И здесь решающим оказывается умение отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Нам не нравится, когда нами командуют, но вот просьбу мы охотнее выполняем, она порой доставляет нам чувство удовлетворения.

Джон Грей предлагает следующее:

«Формулируя просьбу, следите за тем, чтобы говорить «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» вместо «Ты можешь сделать… ?».

Формулы «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» творят чудеса, а слова «Ты можешь…  ?» порождают сопротивление и недоумение».

Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, — это слово «давай».  Раз я говорю «давай сделаем» -  это значит, что я буду делать вместе с ребенком,

Таким образом, общение педагога оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков у детей, способствует их нравственному воспитанию.

              
Психологи тоже пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько  это просто - проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли ласково обнимают ребёнка ,сколько «качественного времени» ему уделяют- такого времени, когда их внимание полностью отдается ребёнку ,когда они что-то делают вместе. Детский сад при условии грамотного построения работы обладает поистине уникальной возможностью постоянного общения с семьёй.
Взаимодействие педагогов с родителями  воспитанников
одна из основных задач, стоящих перед детским садом. Взаимодействие с семьей обеспечивает полноценное развития ребенка
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Используемая литература:
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.
Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему:"Организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству."

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные сов...

Консультация для воспитателей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения"

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. ...

Взаимодействие с родителями План сотрудничества с родителями в средней группе на 2015 – 2016 учебный год

Форма работыТемаЦельОктябрьРодительское собрание     Фотовыставка  Консультация   Выставка Развитие речи младших дошкольников в процессе оз...

Методическая разработка Мастер-класс для родителей "Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию"

Мастер-класс будет полезен педагам ДОУ, родителям воспитанников старшего дошкольного возраста. Речевой материал, представленый в данном мастер-классе предназначен для воспитанников старшего дошкольног...