Программа по воспитанию интереса к художественной литературе у детей
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа направлена на развитие интереса детей к художественной литературе, привлечение их внимания; включает в себя разнообразные формы работы с родителями, где они получают информацию, делятся семейным опытом, направлена на оказание помощи родителям в подборе книг, как читать, когда читать. Она состоит из специально-организованной деятельности: 31 (тематических, аналитических и творческих) занятий для детей 3-4 лет по 20 минут и 26 занятий для детей 4-5 лет по 30 минут, совместной деятельности (драматизация, настольные игры, рисование, разукрашивание, составление рассказов и т. д.), которая занимает 90 – 100 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1programma_po_vospitaniyu_interesa_k_khudozhestvennoy_literature.docx | 63.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
У ДЕТЕЙ 3 – 5 ЛЕТ»
Автор: Белова А. Р., воспитатель
МБДОУ детский сад №20 «Рябинушка»
Урай, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Информационная карта программы ……………………………..стр. 3
- Цели и задачи……………………………………………………...стр. 4
- Этапы и сроки реализации………...……………………………стр. 5
- Концептуальные подходы, механизмы реализации, основное содержание………………………………………………………..стр. 10
- Кадровое обеспечение………………………….………………...стр. 17
- Развернутый перспективный ………………………………….... стр. 18
- Предполагаемый результат……………………………………… стр. 25
- Информационно-аналитический материал о деятельности
организации за прошедший год…………………………….......стр. 26
- Иные сведения …………………………………………………...стр. 28
- Методическое обеспечение
- Список литературы ……………………………………………..стр. 33
Цель программы
Развитие у неорганизованных детей 3 – 5 лет интереса к художественной литературе.
Задачи программы
1. Формировать у детей представления об особенностях художественной литературы: жанрах, особенностях композиции, использования выразительных средств.
2. Пополнять литературный багаж детей.
3. Формировать осознанное восприятие содержания произведений.
4. Развивать индивидуальные литературные предпочтения.
5. Формировать навыки общения с книгой.
6. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Этапы и сроки реализации
Этапы и сроки реализации | Участники реализации программы | Способы и методы реализации программы |
Сентябрь 2011 год | ||
I этап - диагностический Цель: выявление читательского интереса у неорганизованных детей 3 – 5 лет на начало года. | Дети | Предварительное тестирование читательского интереса, особенностей читательских интересов. |
2011 – 2012 год | ||
II этап – формирующий Цель: формирование читательского интереса к литературе. | Дети, родители | Эффективное формирование у детей интереса к литературе через специально-организованную деятельность, совместную деятельность, работу в уголке книги, используя следующие методы: 1. Словесный метод (чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание аудиозапаси). 2. Практический метод (элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность). 3. Наглядный метод (показ иллюстраций, картинок, игрушек, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки). |
Май 2012 год | ||
III этап – заключительный Цель: выявление читательского интереса у неорганизованных детей 3 – 5 лет на конец года. | Дети | Заключительное тестирование. |
Реализация основных направлений программы
Направления | Мероприятия | Кол-во занятий | Сроки | |
начало | окончание | |||
Программа для детей | Тематическое занятие Аналитическое занятие Творческое занятие Экскурсии Проведение праздников Игра-драматизация Сюжетно-ролевые игры Театрализация Литературные праздники Литературный турнир Литературная викторина Рисование Развивающие игры | 28 2 8 2 2 3 2 5 2 1 1 7 8 | 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. | 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. |
Программа для родителей | Родительский лекторий. Организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей. Выставка детских книг Дискуссионная площадка «Первые книги ребенка» Круглый стол «Чтение начинается с колыбели» Выставка иллюстраций детей и родителей Сочинение сказок Оформление информационных стендов Реклама новинок Постоянная рубрика в газете «Читаем дома» Детско-родительское шоу «Самая читающая семья» Консультации Индивидуальные беседы | 9 8 8 1 1 16 13 8 4 8 1 3 По мере необходимости | 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. | 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. |
Работа в уголке книги | Оформление выставки Создание макетов Рассказы Обмен книгами | 8 1 4 По желанию детей | 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. | 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. |
Концептуальные подходы, механизмы реализации, основное содержание
Развитие современных технологий, внесло в нашу жизнь новые информативные каналы. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге, желание работать с ней; ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Усугубляет эту проблему и то, что утратил свою актуальность институт семейного чтения. Родители не читают книг сами и редко читают их своим детям. А ведь именно художественная литература и семейное воспитание создают незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни нашего общества. Вот почему воспитание интереса и любви к книге уже с раннего детства является такой актуальной темой. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к воспитанию интереса дошкольника к художественной литературе.
Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?
Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность радоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.
Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.
Дети, не посещающие детские сады, не организованные и предоставленные самим себе лишены подготовки к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Программа, которую мы вам предлагаем, может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К.Ушинский, Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, Л.А.Айдарова и другие.
Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства. Что это значит? Ввести ребёнка в мир словесного искусства - значит,
познакомить его с существованием этого искусства, как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к
постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Дальнейшее развитие эта проблема получила в исследованиях А.В.Запарожца, Д.Б.Эльконина, Н.А.Карпинской, Р.И.Жуковской, Е.А.Флериной и других, которые создали теоретические и практические предпосылки для разработки, содержания литературного образования дошкольников.
В современной дидактике это содержание определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны.
Первая из них - это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература.
Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами. Ученые (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, О.С.Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.Чуковский. Первый длится от "двух до пяти", после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека».
Таким образом, можно сказать, что детская литература – это то, что создано мастерами слова специально для детей (В.П. Аникин, Э.З. Ганкина, Л.М. Гурович и др.). Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние на эстетическое воспитание дошкольников. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, легкость, выразительность языка нравятся детям. Но главной задачей, как считают Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.А. Флерина, М.М. Конина, ознакомления детей с художественной литературой является воспитание любви к книге, стремление к общению с ней, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого, талантливого читателя, литературно образованного человека. У детей дошкольного возраста необходимо формировать интерес к художественной литературе.
Настоящая программа разработана на основе исследований выше упомянутых психологов, педагогов, лингвистов и с учетом обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Программа не дублирует и не заменяет компонент базовой программы "Ознакомление дошкольников с художественной литературой", а является специальным курсом, реализуемым в кружковой деятельности.
Программа направлена на развитие интереса детей к художественной литературе, привлечение их внимания, состоит из трех направлений: программа для детей, программа для родителей и работа в уголке книги. Программа для детей – основная программа. Она направлена на развитие интереса детей к художественной литературе, привлечение их внимания. Программа состоит из специально-организованной деятельности: 31 (тематических, аналитических и творческих) занятий для детей 3-4 лет по 20 минут и 26 занятий для детей 4-5 лет по 30 минут, совместной деятельности (драматизация, настольные игры, рисование, разукрашивание, составление рассказов и т. д.), которая занимает 90 – 100 минут. Специально-организованная деятельность включает в себя разнообразные формы работы с книгой. Совместная деятельность дает возможность детям пополнить литературный багаж, развивает интерес к различным жанрам художественной литературы, привлекает детей к участию в играх-драматизациях, показу театра.
Занятия проходят в выходные дни (суббота, воскресенье). По одному занятию в неделю. Занятия с детьми рассчитаны на 2 часа.
Программа для родителей – вспомогательная программа, проводится параллельно с основной программой. Она включает в себя разнообразные формы работы с родителями, где они получают информацию, делятся семейным опытом, направлена на оказание помощи родителям в подборе книг, как читать, когда читать.
Главная задача педагога, работающего по программе приобщения детей к детской литературе и детскому чтению, не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребёнка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:
• знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников - читателей, позитивными и негативными стереотипами;
• расширение представлений родителей о детской литературу;
• обучение родителей руководству чтением детей;
• привлечение к взаимодействию.
Работа в уголке книги подразумевает воспитание в детях бережного отношения к книгам. Способствует лучшему запоминанию рассказов, сказок и стихов; знакомит с новыми писателями, художниками детских книг. Это направление воспитывает у детей навыки всестороннего, целенаправленного, вдумчивого слушания произведений, развивает самостоятельность в выборе книг и ее оценке, помогает детям связывать прочитанное со знаниями, полученными на занятиях, развивает художественно-речевую деятельность детей.
Занятия проводятся один раз в неделю по 20 – 30 минут в различной форме с детьми 3 – 5 лет. Общее количество занятий в год – 57. Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
На каждом занятии кружка ставятся задачи формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные задачи, связанные с тематикой произведений. После чтения произведения проводится беседа (целостный анализ произведения) и выполняются разнообразные творческие задания.
Особая роль отводится творческим заданиям, которые предполагают выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и анонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности речи, и в конечном итоге, самостоятельное сочинение произведений разного жанра и на разные темы разными способами.
Кроме этого творческие задания предусматривают другие виды деятельности: рисование, художественный труд, драматизацию, игру и т.д.
Особенностью данной программы является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, их непосредственное участие в реализации курса. Кроме того, программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам: речевая деятельность, театрализованная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, досуговая деятельностью, познавательная деятельность, продуктивная деятельность.
Работа, проводимая в системе, дает детям возможность получить умственное, нравственное, эстетическое воспитание; развить и обогатить речь.
Прививает любовь и уважение к художественной литературе, развивает познавательный интерес.
Родители расширят свои представления о детской литературе, привлечет их к усиленному взаимодействию с ребенком, приобретут навыки работы с литературой, приобретут возможность повысить свою педагогическую культуру.
В методическом обеспечении предоставлены памятки, рекомендации по повышению интереса у детей
Учебно-тематический план для детей 3 – 4 лет
п/п | Тема | Участники | Кол-во занятий | Кол-во времени (мин.) | Время проведения |
Работа с детьми | |||||
Специально-организованная деятельность | |||||
1 | Знакомство с иллюстрацией в книге (тематическое занятие) | Дети | 2 | 20 | Сентябрь |
2 | «Книги с сюрпризом» (тематическое занятие) | Дети | 2 | 20 | Сентябрь |
3 | «Игра с книжками» (творческое занятие) | Дети | 1 | 20 | Октябрь |
4 | «Потешки» (тематическое занятие) | Дети | 1 | 20 | Октябрь |
5 | Занятие-игра «Иди и принеси» по стихотворениям А. Л. Барто «Игрушки» (творческое занятие) | Дети | 1 | 20 | Октябрь |
6 | Занятие-игра «Чьи это детки?» по стихотворениям С. Я. Маршака «Детки в клетке» (тематическое занятие) | Дети | 1 | 20 | Октябрь |
7 | Иллюстрации к книжке В. Сутеева «Кто сказал мяу?» (постепенный ввод новых героев) (тематическое занятие) | Дети | 2 | 20 | Ноябрь |
8 | Иллюстрации Е. Чарушина в авторских произведениях «На нашем дворе», «Теремок», «Волчишко», «Про больших и маленьких» (тематическое занятие) | Дети | 3 | 20 | Ноябрь, Декабрь |
9 | Художники-иллюстраторы Е. Чарушин и Е. Рачев (В. Бианки «Чей нос лучше?», Р/Н сказка «Зяц-хваста», «Русские народные сказки про зверей», «Кот – серый лоб» - Р/Н сказка (тематическое занятие) | Дети | 3 | 20 | Декабрь |
9 | Знакомство с народными игрушками (матрешками, свистульками) «Тайны народных игрушек» (тематическое занятие) | Дети | 1 | 20 | Январь |
10 | Карусель игр: «Найди такую же», «Найди по описанию», «Найди и расскажи» Л. Пантелеев «Карусели», «Буква «Ты» (творческое занятие) | Дети | 1 | 20 | Январь |
11 | Куклы народов севера. Сказки народов мира (Хантыйские сказки). Тематическое занятие | Дети | 2 | 20 | Январь, Февраль |
12 | Иллюстрации В. Васнецова к сказкам. Знакомство с картиной «Аленушка». Чтение Р/Н сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (тематическое занятие) | Дети | 2 | 20 | Февраль |
13 | Картина А. Саврасова «Зима» - беседа. Чтение стихов, рассказов о зиме (тематическое занятие) | Дети | 1 | 20 | Февраль |
14 | Иллюстрации в сказках – Р/Н сказки (тематическое занятие) | Дети | 3 | 20 | Март |
15 | Иллюстрации И. Билибина к сказкам А. С. Пушкина (тематическое занятие) | Дети | 2 | 20 | Март, Апрель |
16 | Сказки с новым окончанием (творческое занятие) | Дети | 1 | 20 | Апрель |
17 | Сочиняем сказки по схеме (творческое занятие) | Дети | 2 | 20 | Апрель |
Совместная деятельность | |||||
1 | Д/игра «Собери книгу по страницам сказки «Репка», «Курочка Ряба» | Дети Воспитатель | В течение года | 20 | Сентябрь |
2 | Игра с книгами наклейками «Помоги вернуть героев на страницы» | Дети Воспитатель | В течение года | 20 | Сентябрь, Апрель |
3 | Игра «Кто это? Какой он? С какой сказки? | Дети Воспитатель | В течение года | 20 | Октябрь, Апрель |
4 | Просмотр мультфильма на диске или на слайде «Кто сказал мяу?» | Дети Воспитатель | 1 | 30 | Октябрь |
5 | Д/игра «Собери картинку» | Дети Воспитатель | В течение года | 30 | Ноябрь, Декабрь, Январь |
6 | Рисуем любимых героев | Дети Воспитатель | В течение года | 20 | Ноябрь, Декабрь, Январь Апрель |
7 | Мастерим любимых героев | Дети Воспитатель | В течение года | 20 | Ноябрь, Декабрь, Январь, Апрель |
8 | Игра-драматизация сказки «Репка» | Дети Воспитатель | 1 | 30 | Ноябрь |
9 | Д/игра «По следам любимых героев» | Дети | В течение года | 20 | Декабрь |
10 | Создание зимнего пейзажа детьми по прослушанному тексту «Белая сказка» | Дети Воспитатель | 1 | 20 | Февраль |
11 | Игра-драматизация «Зима в лесу» | Дети Воспитатель | 1 | 30 | Февраль |
12 | Игра-драматизация отрывка из Р/Н сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Дети Воспитатель | 1 | 30 | Февраль |
13 | Театрализация Р/Н сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Под грибком» | Дети Воспитатель | 3 | 30 | Март |
14 | Развивающая игра «Лото» | Дети | В течение года | 20 | Октябрь, Декабрь, Февраль, Апрель |
Работа в уголке книги | |||||
1 | «Любимая книжка приходит в гости» | Дети | 1 | 30 | Ноябрь |
2 | Рассказы родителей о своей любимой книге в детстве | Родители | 3 | 30 | Октябрь - ноябрь |
3 | Совместное создание родителей с детьми книжек-самоделок. | Дети и родители | 3 | В течение года | |
4 | Оформление макетов по мотивам любимых сказок | Воспитатель, родители | 2 | Ноябрь, Февраль | |
5 | Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей | Воспитатель | 3 | Февраль, Март, Апрель | |
6 | Выставка детских рисунков по мотивам прочитанных произведений | Воспитатель, дети и родители | 32 | 1 раз в неделю | |
7 | Выставка детских поделок по мотивам прочитанных произведений | Воспитатель, дети | 8 | 1 раз в месяц | |
Работа с родителями | |||||
1 | Родительский лекторий | Родители | 4 | 120 | Сентябрь, Ноябрь, Январь, Март |
2 | Организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей | Родители, Дети, Воспитатель | 8 | 1 раз в месяц | |
3 | Выставка детских книг | Родители | 8 | 1 раз в месяц | |
4 | Дискуссионная площадка «Первые книги ребенка» | Родители | 1 | Сентябрь | |
5 | Круглый стол «Чтение начинается с колыбели» | Родители | 1 | Октябрь | |
6 | Выставка иллюстраций детей и родителей | Родители, Дети | 8 | 1 раз в месяц | |
7 | Сочинение сказок | Родители, Дети | 8 | 1 раз в месяц | |
8 | Оформление информационных стендов | Воспитатель | 8 | 1 раз в месяц | |
9 | Реклама новинок | Воспитатель | 4 | 1 раз в два месяца | |
10 | Постоянная рубрика в газете «Читаем дома» | Воспитатель | 8 | 1 раз в месяц | |
11 | Детско-родительское шоу «Самая читающая семья» | Родители, Дети, Воспитатель | 1 | Май | |
Учебно-тематический план для детей 4 – 5 лет
п/п | Тема | Участники | Кол-во занятий | Кол-во времени (мин.) | Время проведения | |||
Работа с детьми | ||||||||
Специально-организованная деятельность | ||||||||
1 | «Как создаётся книга» (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Октябрь | |||
2 | Создание детской книги» (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Октябрь | |||
3 | Книги моей домашней библиотеки» (тематическое занятие). | Дети | 3 | 30 | Октябрь, Ноябрь, Январь | |||
4 | Экскурсия в библиотеку. | Дети | 1 | 40 | Октябрь | |||
5 | Русская народная сказка «Морозко» (аналитическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Ноябрь | |||
6 | Немецкая народная сказка «Госпожа метелица» (аналитич. занятие). | Дети | 1 | 30 | Ноябрь | |||
7 | Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Ноябрь | |||
8 | «Поговорим с игрушкой» (творческое занятие). | Дети | 1 | 30 | Декабрь | |||
9 | «Чудесные узоры» (творческое занятие). | Дети | 1 | 30 | Декабрь | |||
10 | «Заклички как жанр детского фольклора» (тематическое занятие). | Дети | 2 | 60 | Декабрь | |||
11 | «Колыбельная песня как фольклорный и литературный жанр» (тематическое занятие). | Дети | 2 | 30 | Декабрь | |||
12 | История в событиях и лицах. «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»» тематическое занятие. | Дети | 1 | 30 | Январь | |||
13 | «Природа в рассказах В. Бианки» (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Январь | |||
14 | Чтение рассказа М.М. Зощенко «Галоши и мороженое» (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Январь | |||
15 | «Я и мои родители» (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Февраль | |||
16 | «Чтение произведений о детях» (тематическое занятие). | Дети | 2 | 30 | Февраль | |||
17 | Знакомство с творчеством детского художника иллюстратора Е. Чарушина (тематическое занятие). | Дети | 2 | 30 | Февраль | |||
18 | Чтение произведения «Арсюша и другие шестилеточки» В. Бахревский (тематическое занятие). | Дети | 1 | 30 | Февраль | |||
19 | Чтение рассказа Э. Расне «Приключение Барона Мюнхгаузена» (тематическое занятие). | Дети | 2 | 60 | Март | |||
Совместная деятельность | ||||||||
1 | С/р. игра в библиотеку. | Дети | В течение года | 30 | Октябрь | |||
2 | Игра книжкина больница. | Дети и воспитатель | В течение года | Октябрь | ||||
3 | Театрализация отрывка из сказки Жуковского «Спящая красавица» | Дети и воспитатель | 1 | 20 | Март | |||
4 | Рисуем любимых героев (творческое занятие). | Дети | В течение года | Март | ||||
5 | Прогулка. | Дети и воспитатель | В течение года | Ноябрь | ||||
6 | Игра «Собери картинку». | Дети | В течениегода | Ноябрь | ||||
7 | Игра - драматизация «Федорино горе». | Дети и воспитатель | 1 | 30 | Март | |||
8 | Литературный праздник «Путешествие в страну книг». | Дети, воспитатель, родители | 1 | 60 | Октябрь | |||
9 | Литературный турнир «Русские народные сказки». | Дети и воспитатель | 1 | 60 | Май | |||
10 | Игра – драматизация по произведению В. Бианки «Как муравьишка домой добирался». | Дети и воспитатель | 1 | 30 | Апрель | |||
11 | Пальчиковый театр. Русская народная сказка «Кот и лиса». | Дети и воспитатель | В течение года | Апрель | ||||
12 | Игра - драматизация. В. Осеева «Три товарища». | Дети и воспитатель | 1 | 30 | Май | |||
13 | Литературная викторина «Стихотворения о природе». | Дети и воспитатель | 1 | 40 | Март | |||
14 | Игра-драматизация «Хаврошечка». | Дети и воспитатель | 1 | 30 | Апрель | |||
15 | Рисование на тему «Моя любимая книжка». | Дети | 1 | 30 | Май | |||
16 | Чтение с продолжением Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей». | Воспитатель и дети | 5 | 20 | Апрель | |||
17 | Театр на фланелеграфе К. Чуковский «Муха-Цокотуха». | Дети и воспитатель | 1 | 30 | Март | |||
18 | Развивающая игра «лото». | Дети | В течение года | Ежедневно | ||||
19 | Игра «Угадай героя»? | Дети | В течение года | Ежедневно | ||||
20 | Кукольный театр «Козлёнок, который умел считать до десяти». | Дети и воспитатель | 1 | 30 | Май | |||
21 | Развивающая игра «Назови друзей». | Дети | В течение года | Ежедневно | ||||
Работа в уголке книги | ||||||||
1 | «Любимая книжка приходит в гости» | Дети | 1 | 30 | Ноябрь | |||
2 | Рассказы родителей о своей любимой книге в детстве | Родители | 3 | 30 | Октябрь - ноябрь | |||
3 | Совместное создание родителей с детьми книжек-самоделок. | Дети и родители | 3 | В течение года | ||||
4 | Оформление макетов по мотивам любимых сказок | Воспитатель, родители | 2 | Ноябрь | ||||
5 | Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей | Воспитатель | 3 | Ноябрь, Январь, Март | ||||
6 | Выставка детских рисунков по мотивам прочитанных произведений | Воспитатель, дети и родители | 5 | 1 раз в неделю | ||||
7 | Выставка детских поделок по мотивам прочитанных произведений | Воспитатель, дети | 5 | 1 раз в месяц | ||||
Работа с родителями | ||||||||
1 | Консультации | Родители | 3 | 60 | Октябрь, Декабрь, Февраль | |||
2 | Индивидуальная беседа | Родители | по мере необходимости | В течение года | ||||
3 | Лектории «Книга в кругу семьи» | Воспитатель, родители | 5 | 150 | Октябрь | |||
4 | Конкурс иллюстраций | Дети, родители | 8 | В течение года | ||||
5 | Сочинение сказок | Дети, родители | 5 | В течение года |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ДЕТИ:
Получают умственное, нравственное, эстетическое воспитание; развивают и обогащают речь. Приобретают умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду содержанием и элементы художественной выразительности. Формируются навыки читательского интереса, бережного отношения с книгой, навыки общения с книгой. Развитие мышления, обогащение эмоций, образцы поведения. Развитие познавательного интереса, любви и уважения к художественной литературе.
РОДИТЕЛИ:
Расширение их представлений о детской литературе. Усиление взаимодействия с ребенком. Приобретение навыка работы с литературой. Повышение педагогической культуры. Умение подбирать художественную литературу. Умение создать условия для повышения интереса к художественной литературе в семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом [Текст] / Е.М. Асенова. – М., 1962. – 103 с.
- Введение в психологию [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М., 1995. – 225 с.
- Гриценко Г.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям 7-го года жизни [Текст] / Г.А. Гриценко. – М.: Мегатрон, 1999. – 116 с.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1997. – 185 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М.В. Кларин. – М., Знание, 1989. – 153 с.
- Маневцова Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности [Текст] / Л.М. Маневцова. – Л., 1975. – 125 с.
- 7. Методика развития речи детей в детском саду [Текст] / сост. В.И. Логинова. – СПб, 1991. – 246 с.
- Организация работы с книгой вне занятия в группах старшего дошкольного возраста [Текст] / Сост. Г.А. Карбушева. - Алма-Ата, 1987. – 158 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с.
- Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников [Текст] / М. М. Рубинштейн. – М., 1950. – 205 с.
- Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути ее создания. Методические рекомендации / сост. А.С. Белкин. – Свердловск, 1988. – 95 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Советская педагогика, 1946. – 135 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М., 1981. – 189 с.
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.. – М.: Академия, 1998. – 203 с.
- 15. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних пед. Учебных заведений [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М: Академия, 2000. – 472 с.
- Белинский В.Г. О детской литературе [Текст] / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. – М., 1954. – 161 с.
- Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду, [Текст] / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, изд. 2 исправленное и дополненное. М., 1966. – 215 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. / под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 32-33.
- Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду. [Текст] / Л.М. Гурович. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1999. – С. 501-510.
- Гурович Л.М. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1992. – 95 с.
- Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. [Текст] / М.М. Конина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1999. – С. 485 – 497.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.Л. Куликова. – М.: Академия, 2002. – 237 с.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М., 1998. – 157 с.
- Базисная программа развития ребенка-дошкольника: Истоки [Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова / науч. ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. – СПб, 1996. – 288 с.
- Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиев, Е.П. Арнаутова и др. – М.: Карапуз, 1997. – 288 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 173 с.
- Программа «Радуга» (программа и методическое руководство – подготовительная группа) [Текст] / под ред. Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик и др. – М., 1996. – 189 с.
- Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994. – С. 64.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: [Текст] / под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
- Белинский В.Г. О детских книгах [Текст] / В.Г. Белинский // Собр. соч. Т. 3. – М., 1978. – 61 с.
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избр. психологические труды. – Т. 1. – М., 1986. – 66 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. – Т. 1. – М., 1979 – С. 28 – 106.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – Т. 1. – М., 1974. С. 54 – 87.
- Краткий психологический словарь / Ред. – сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 136 – 137.
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 127 – 128.
- Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2004. – С. 246 – 247.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под. ред проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 115 – 116.
- Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 175 с.
- Алиева Г. Как ребенок воспринимает художественную литературу [Текст] / Г. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 5. С. 35 – 40.
- Андросова В. Обучение детей восприятию художественной литературы. [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 3. – С. 18 – 21.
- Барташова Н. Воспитание будущего читателя [Текст] / Н. Барташова, В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 8. С. 23 – 28.
- Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад [Текст] / В. Бойчева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 5. С. 15 – 18.
- Давыдова М. Почитай сказку, или Размышления о насущном [Текст] / М. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8. – С. 94 – 95.
- Добрынина Н. Читать – трудно [Текст] / Н. Добрынина // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. С. 54 – 58.
- Зернова Л. Воспитание любви и уважения к книге. [Текст] / Л. Зернова // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 5. С. 44 – 49.
- Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков [Текст] / Н.С. Егорова // Начальная школа. – 1998 – № 9. С. 56 – 61.
- Ильчук Н.П. Литература – детям [Текст] / Н.П. Ильчук // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 4. – С. 88 – 95.
- Ильчук Н.П. Литература – детям [Текст] / Н.П. Ильчук // Ребенок в детском саду. – 2004. - № 2. С. 88 – 92.
- Ильчук Н.П. Литература – детям [Текст] / Н.П. Ильчук // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. С. 86 – 95.
- Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. С. 75 – 82.
- Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека [Текст] Н. Леонтьева // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4. С. 32 – 43.
- Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 11. С. 11 – 18.
- Мызникова Н. Все начинается с детской книги [Текст] / Н. Мызникова // Начальная школа. – 1997. – №9. С. 64 – 70.
- Панкратова Л. Роль книги в нравственно-этическом воспитании ребенка [Текст] / Л. Панкратова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 4. С. 23-31.
- Пермякова И. Книжкины именины [Текст] / И. Пермякова, А. Пирожкова // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 1. – С. 50 – 52.
- Соловьев В. О книге для чтения малышам [Текст] / В. Соловьев // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 8. С. 42 – 53.
- Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат канд. дисс. / Л. М. Гурович – Л., 1973. – 67 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...
Педагогический проект «Формирование интереса к художественной литературе у детей в условиях ДОУ»
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.К сожален...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
опыт работы по приобщению детей младшей группы к художественной литературе используя разные методы чтения произведений...
Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично....
Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"
В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....