ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно — техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Середина дошкольного детства педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребёнка. Четырёхлетний ребёнок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из - за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Проблеме формирования у детей интереса к художественной3 литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам. Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».4 Анализ недостатков врезультатах Анализ недостатков восновномпроцессе Анализ недостатков вусловиях профессионально йдеятельности Недостаточно сформирована мотивация к изучению детской отечественной литературы; незнание детьми жанров литературы. В работе в основном используются традиционные приёмы и не достаточно планируются интерактивные формы работы с родителями по ознакомлению с литературой. Отсутствие традиции семейного чтения; недостаточная наполняемость книжного фонда в ДОО. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с детской отечественной литературой предполагает организацию деятельности педагога с привлечением родителей, однако при планировании педагогического процесса это не учитывается. На основе проведенного анализа недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры, любовь и бережное отношение к книге, воспитание в ребенке будущего читателя. Целевойориентир Конкретизацияв соответствиисвозрастом итемой Пример проявления качествавдействии иречиребенка Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью Развитие инициативности с целью получения новых знаний о детской художественной литературе Дети рассказывают, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие книги, каких авторов5 предпочитают слушать. Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты. Дети умеют последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы, придумывать свои концовки к сказкам, составлять небольшие рассказы творческого характера Знаком с произведениями детской литературы Развитие интереса детей к отечественной литературе, умение видеть основные отличия между жанрами произведений Дети знают и могут назвать детских писателей; различают жанры литературных произведений, обращают внимание на оформление книги, на иллюстрации. Воспитание чуткости к художественному слову, совершенствование художественно-речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях. Дети выразительно, с естественными интонациями читают стихи, участвуют в чтении текста по ролям, в инсценировках. Нетрадиционные приемы деятельности педагога для ознакомления родителей и детей с детской художественной литературой С детьми С родителями Организовать кружок по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Маленькие читатели» (разработать перспективный план на год) Провести опрос родителей на тему, как они прививают у детей интерес к художественной литературе Проводить раз в месяц литературные вечера по тематике работы кружка.6 Организовать уголок «Наши книжки», «Мастерская для ремонта книг» Оформить консультации: «Что и как читать детям», «Почитай мне, мама» Изготовление книжек-малышек по произведениям детских писателей Посещение Центральной городской библиотеки им.А.С.Пушкина для участия в литературных часах по произведениям детских писателей Организовать встречу родителей с работниками детской библиотеки в ДОО Проведение творческого вечера новокуйбышевского детского поэта И.Бардина в ДОО Постановка сказки-драматизации по произведению К.Чуковского «Муха- Цокотуха» (привлечь музыкального руководителя) Консультации с использованием слайдовых презентаций по темам: «Методы и приёмы ознакомления ребёнка с деткой литературой», «Как организовать семейный театр» Проведение конкурса-викторины по произведениям детских поэтов Примернаятематикадополнительнойобразовательной деятельностивкружке«Маленькиечитатели» поознакомлению сдетской литературойнаосеннийпериодвремени. Старшийдошкольныйвозраст. Время проведения Тема Задачи сентябрь Знакомство со стихотворением Е. Трутневой «Осень», проведение дидактической игры «О чём рассказывает обложка книги?» Разучивание с детьми стихотворения Е. Трутневой «Осень», обратить внимание на выразительные средства, добиваться чёткого произношения, эмоционального отклика на произведение.7 октябрь «Писатель и художник Е.И.Чарушин» Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому; обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных ноябрь «Чтение и пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Мышки» Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш»; менять темп речи, пересказывать услышанный рассказ близко к тексту, развивать монологическую речь Литературный вечер по теме: «Пути развития читательской культуры» 1. Выразительное чтение - речевая гимнастика: сказать какую-либо фразу выражая радость, восторг, печаль, тревога, мечтательность. - мимика, жесты: показать лицо человека, режущего лук, пробующего лимон; -воспитатель показывает, а дети изображают: далеко-далеко за горами, здравствуйте и т.д.8 - тембр голоса( толстый, тонкий, средний): показать как пищит мышь, зудит комар, рычит медведь. - громкость чтения: маленькие инсценировки (говорить голосами героев) - скорость: чтение скороговорок 2. Театрализация - чтение стихов по ролям - инсценировка небольших рассказов - настольный театр - пальчиковый театр - мультфильмы, диафильмы. 3. Рассматривание книг и картин ( технология «Войти в картину») Также можно проводить: игры-беседы с героями произведений; игры с картинками по произведениям детских писателей; рисунки героев, сцен из книг, лепка любимых персонажей. Для контроля предлагается провести мониторинг с целью выявления уровня знаний детей старшей группы, о детской литературе. Карта наблюдения Критерии наблюдения Показатель Характеристики достигнут не достигну т достигну т частично Сформировано ли умение связно, последовательно Дети умеют последовательно и выразительно9 и выразительно пересказывать небольшие тексты. пересказывать небольшие сказки и рассказы без помощи педагога; составляют небольшие рассказы творческого характера Сформирован ли интерес у ребёнка к художественной литературе, умеет ли он видеть основные отличия между жанрами произведений Называет и различает жанры детской художественной литературы; знает и может назвать детских писателей; есть любимые книги Достаточно ли хорошо ребёнок владеет устной речью Умеет выразительно читать стихи, участвует в инсценировках Изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе, недостаточно. Важным существенным фактором развития ребенка является личность воспитателя. Необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний и умений. Условия Характеристика изменений Кадровые привлечение к работе музыкального работника Научно- методические -повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом, логопедом; - разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей; - доступность Интернет-ресурсов для получения знаний по данной теме. Материально- технические В группе должны быть в достаточном количестве произведения различных жанров, дидактические игры10 по рассматриваемой мною теме, репродукции известных картин художников-иллюстраторов, книги- раскраски, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и «Книжный магазин», буклеты для родителей, «книжки-малышки», «книжки-самоделки». Возможна организация выставки детских работ «Книга, сделанная мной!». Нормативно- правовые - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 29.12.2012 г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. Информационные это создание электронных мультимедийных дидактических пособий по теме: «Система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой» и использование ИКТ в работе. Организационные Проведение творческих вечеров для родителей и детей с участием местных поэтов и писателей (И.Бардин, В.Шарлот и др.), посещение Центральной городской библиотеки им.А.С.Пушкина(выставки и вечера, посвященные творчеству детских писателей) Целенаправленная работа с детьми по формированию интереса к художественной литературе при тесном взаимодействии с родителями воспитанников - залог успеха в приобщении к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.11 Приложение Анкетадляродителей «Привитие интереса к художественной литературе» 1. Когда последний раз вы брали в руки книгу? 2. Есть ли дома у вас библиотека? 3. Какие книги находятся в вашей библиотеке? 4. Есть ли у вас детская библиотека? 5. Какие (по жанрам) книги есть в детской библиотеке? 6. Чем руководствуетесь вы, покупая книгу ребёнку? 7. Как часто вы читаете книгу ребёнку? 8. Кто является инициатором чтения, вы или ваш ребёнок? 9. Ваши действия после прочтения книги? 10. Что предпочтет ваш ребёнок: чтение книги, просмотр мультфильма или игры в компьютере? 11. Какую роль играла книга в вашей жизни? 12. Какую воспитательную роль оказывает книга на вашего ребёнка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya.pptx | 93.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Книжная культура» дошкольников – это создание и формирование у дошкольников интереса и любви к книгам, произведениям детской художественной литературы, бережного отношения к книге, воспитание будущих читателей.
Актуальность темы В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей. Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном воспитании.
Проблема Одним из главных направлений моей педагогической деятельности является: приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры, любовь и бережное отношение к книге, воспитание в ребенке будущего читателя.
Противоречия - Формирование любознательности и интереса к книге требует совместного участия детей, родителей и воспитателей в НОД, однако, совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане. - Формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, но образовательная организация не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере. - Гармоничное развитие личности ребенка возможно при условии существования и соблюдения им социально-приемлемых норм и правил, однако, позиция современного родителя демонстрирует негативное или равнодушное отношение к педагогическому процессу и его результату. - Формирование творческой активности требует наличия знаний о книжной культуре дошкольника, однако, в образовательную деятельность не включены НОД по познавательным направлениям.
Недостатки в работе педагога в процессе воспитания - недостаточные знания в профессиональной деятельности; - низкий уровень самообразования воспитателя по данной теме; - неумение строить субъект – субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса; - преобладание в работе воспитателя учебной модели; - отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности .
Цель формирование у детей интереса и потребности в чтении книг, с привлечением родителей воспитанников в этот образовательный процесс. задачи: - развитие познавательной активности и любознательности; - формирование целостной картины окружающего мира; - развитие связной речи; - развитие эстетического вкуса и художественного восприятия; -взаимодействие с родителями воспитанников по привитию у детей интереса к художественной литературе.
Результат Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются: - овладение ребенком основными культурными способами деятельности; - знакомство с произведениями детской литературы; - проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, игре и общении; - достаточно хорошее владение устной речью; - использование речи для выражения своих мыслей, чувств, желаний; - выделение звуков в словах.
Методы ознакомления с художественной литературой Чтение книг. Рассказывание воспитателя. Инсцинирование . Заучивание наизусть. Кроме того используются: - беседы о книгах; - организация книжных выставок; - беседы о писателях и художниках – иллюстраторах детских книг; - литературные вечера . -кружковая деятельность.
В каждой группе необходимо создание предметно-развивающей среды: - книжного уголка (это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы); - уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, пальчиковый, кукольный); - уголок изо деятельности, в котором будут находиться изобразительные материалы, книжки-раскраски по темам художественных произведений, репродукции известных картин художников-иллюстраторов.
Перспективы решения проблем Изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе, недостаточно. Важным существенным фактором развития ребенка является личность воспитателя. Необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний и умений.
Кадровые изменения : привлечение к работе музыкального работника Научно-методические изменения : - повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом, логопедом; - разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей; - доступность Интернет-ресурсов для получения знаний по данной теме. Материально-техническая часть В группе должны быть в достаточном количестве произведения различных жанров, дидактические игры по рассматриваемой мною теме, репродукции известных картин художников-иллюстраторов, книги-раскраски, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и «Книжный магазин», буклеты для родителей, «книжки-малышки», «книжки-самоделки». Возможна организация выставки детских работ «Книга, сделанная мной!».
Нормативно-правовое обеспечение: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 29.12.2012 г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. Информационные изменения – это создание электронных мультимедийных дидактических пособий по теме: «Система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой» и использование ИКТ в работе. Организационные изменения - Проведение творческих вечеров для родителей и детей с участием местных поэтов и писателей ( И.Бардин , В.Шарлот и др.), посещение Центральной городской библиотеки им.А.С.Пушкина (выставки и вечера, посвященные творчеству детских писателей).
Вывод целенаправленная работа с детьми по формированию интереса к художественной литературе при тесном взаимодействии с родителями воспитанников - залог успеха в приобщении к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста
Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...
Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста
Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.
Статья о необходимости художественно-эстетического развития дошкольников через декоративное рисование....
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...
Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"
В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....
План самообразования "Воспитание любви к художественной литературе у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"
План самообразования для воспитателя на 5 лет....