Педагогический проект «Формирование интереса к художественной литературе у детей в условиях ДОУ»
презентация на тему
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой, его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и мы, педагоги детских садов. Мы, воспитатели, должны быть компетентны в вопросах детского чтения. Ведь мы не только решаем задачу приобщения дошкольников к книге, формируем интерес к процессу чтения, но и выступаем как пропагандисты книги, как консультанты по вопросам семейного чтения, как психологи, наблюдающие за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 399.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта : по деятельности – информационно – творческиориентированный ; по форме организации – групповой; по характеру контактов – открытый; по содержанию – познавательный.
Актуальность Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой, его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и мы, педагоги детских садов. Мы, воспитатели, должны быть компетентны в вопросах детского чтения. Ведь мы не только решаем задачу приобщения дошкольников к книге, формируем интерес к процессу чтения, но и выступаем как пропагандисты книги, как консультанты по вопросам семейного чтения, как психологи, наблюдающие за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному. Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Результаты мониторинга Общий уровень ознакомления дошкольников с художественной литературой: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Начало года 20% 68% 12%
Проблема Какую роль занимает художественная литература в формировании патриотических, социально -нравственных, эстетических идеалов ребенка?
Цель : Формирование интереса и потребности в чтении.
Задачи : ф ормировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Новизна Сочинение детьми сказок, рассказов по рисункам
Предполагаемый результат У детей сформируется грамотная речь; обогатится словарь и лексика; дети усовершенствуют свою память, внимание, воображение; научатся думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы; повысится интерес к чтению книг; разовьется умение понимать литературное произведение.
Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки проведения 1-й этап – подготовительный Оформление «книжного уголка», подбор и сменность книг, словесных игр Место книги в режиме детского сада Подбор детской художественной литературы Книжная графика в оформлении детской книги Проведение мониторинга Консультация «Книга и ребенок» декабрь 2-й этап – основной ООД на тему: «Книга – лучший друг»; ООД на тему: «В вежливом царстве, великом государстве», ООД на тему: «Что читать перед сном?» ООД на тему: «К.Чуковский – детям» ООД на тему: Путешествие в страну здоровья» (по произведению К.Чуковского «Мой додыр »); О.О.Д на тему: «Новогодние фантазии»; О.О.Д на тему: «В гостях у сказки»; ООД на тему: «Чтение стихотворений А.Барто , С.Михалкова». Литературная викторина «Поэты – детям» Рассказ – дидактическая игра по книге А.Усачева «Приключения маленького человека» Развлечение «Здравствуй, солнце золотое! (по страницам произведения К.Чуковского «Краденое солнце» Игры с книжками Беседа «Кто и как создает рисунки в книгах» Январь по май Проведение тематической недели « Книжкина неделя Презентация проекта» май
Тематическая неделя детской книги в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет День недели Содержание работы Понедельник Утро. Выставка книг по русским народным сказкам Чтение сказки по желанию детей. Литературная викторина «Знатоки сказок» Вечер. Рисование «Путешествие в сказку» Вторник Утро. Выставка книг по произведениям К.Чуковского. Чтение « Федорино горе». Беседа по сказке с элементами пантомимики. Вечер. Лепка «Посуда для Федоры» Среда Утро. Рассказать о бережном отношении к книге. Организовать «Книжную мастерскую». Рассказ о Я.Маршаке, его произведениях. Вечер. Чтение сказки «Кошкин Дом», «Перчатки». Беседа по произведениям с элементами пантомимики. Четверг Утро. Чтение потешек , стихов, загадывание загадок. Предложить детям инсценировать знакомые потешки . Конкурс «Угадай-ка»: отгадывание ребусов, шарад, головоломок, загадок, придумывание загадок. Вечер: Аппликация «Украсим книгу для малышей». Пятница Утро. Выставка книг по произведениям Н.Носова. Чтение рассказа «Фантазеры» Литературная викторина «Путешествие в страну Литературию ». Остановки: «Сказочная», «Загадочная», «Стихотворная», «Кошкин дом», «Улица дедушки Корнея», «Станция фантазеров».
Работа с семьей Консультация « Книжкин мир в ваших руках» Консультация «Роль художественной литературы в воспитании детей» Родительское собрание «Социально- нравственное воспитание детей»
Структура книжного фонда в ДОУ Педагогическая и методическая литература; Художественная литература; Русские народные сказки; Сказки народов мира; Книжки – картинки; Книжки – пазлы ; Дидактические материалы.
Информационные ресурсы: Wikiwiki ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (Тамбов Вики) http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk - mediawiki /index.php ; Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru ; Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http:www.openclass.ru; Использование сети Интернет;
Литература Гурович Л.М. «Ребенок и книга». Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи». Зябкина В.В. «Эмоциональное освоение мира» ж. «Воспитатель ДОУ» Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» Куликовская Н. «Увлечь книгой «Дошкольное воспитание» ж.-2007 №5 А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада». Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» «Книга для чтения « 4 – 5 лет в детском саду и дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649289-1436985745.jpg)
Семинар-практикум Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-661980-1441381525.jpg)
Использование приемов театрализации в формировании интереса к художественной литературе у дошкольников
Здесь отмечены театрализованные игры, которые вызывают интерес у детей при чтении художественной литературы, а также представлены различные виды театров и оснащение зоны театральной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/10/picture-662847-1599726246.jpg)
Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»
Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-998003-1518257106.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-996907-1538664781.jpg)
«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1322574-1615979052.jpg)
Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...