Педагогический проект «Формирование интереса к художественной литературе у детей в условиях ДОУ»
презентация на тему

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой, его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и мы, педагоги детских садов. Мы, воспитатели, должны быть компетентны в вопросах детского чтения. Ведь  мы не только решаем задачу  приобщения дошкольников к книге, формируем интерес к процессу чтения, но и выступаем как пропагандисты книги, как консультанты по вопросам семейного чтения, как психологи, наблюдающие за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_minina.pptx399.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Формирование интереса к художественной литературе у детей в условиях ДОУ» Автор проекта: Минина Валентина Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад №23 «Колокольчик» общеразвивающего вида Моршанский район Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества, душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое В.А. Сухомлинский 2016 г

Слайд 2

Паспорт проекта : по деятельности – информационно – творческиориентированный ; по форме организации – групповой; по характеру контактов – открытый; по содержанию – познавательный.

Слайд 3

Актуальность Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой, его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и мы, педагоги детских садов. Мы, воспитатели, должны быть компетентны в вопросах детского чтения. Ведь мы не только решаем задачу приобщения дошкольников к книге, формируем интерес к процессу чтения, но и выступаем как пропагандисты книги, как консультанты по вопросам семейного чтения, как психологи, наблюдающие за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному. Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Слайд 4

Результаты мониторинга Общий уровень ознакомления дошкольников с художественной литературой: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Начало года 20% 68% 12%

Слайд 5

Проблема Какую роль занимает художественная литература в формировании патриотических, социально -нравственных, эстетических идеалов ребенка?

Слайд 6

Цель : Формирование интереса и потребности в чтении.

Слайд 7

Задачи : ф ормировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Слайд 8

Новизна Сочинение детьми сказок, рассказов по рисункам

Слайд 9

Предполагаемый результат У детей сформируется грамотная речь; обогатится словарь и лексика; дети усовершенствуют свою память, внимание, воображение; научатся думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы; повысится интерес к чтению книг; разовьется умение понимать литературное произведение.

Слайд 10

Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки проведения 1-й этап – подготовительный Оформление «книжного уголка», подбор и сменность книг, словесных игр Место книги в режиме детского сада Подбор детской художественной литературы Книжная графика в оформлении детской книги Проведение мониторинга Консультация «Книга и ребенок» декабрь 2-й этап – основной ООД на тему: «Книга – лучший друг»; ООД на тему: «В вежливом царстве, великом государстве», ООД на тему: «Что читать перед сном?» ООД на тему: «К.Чуковский – детям» ООД на тему: Путешествие в страну здоровья» (по произведению К.Чуковского «Мой додыр »); О.О.Д на тему: «Новогодние фантазии»; О.О.Д на тему: «В гостях у сказки»; ООД на тему: «Чтение стихотворений А.Барто , С.Михалкова». Литературная викторина «Поэты – детям» Рассказ – дидактическая игра по книге А.Усачева «Приключения маленького человека» Развлечение «Здравствуй, солнце золотое! (по страницам произведения К.Чуковского «Краденое солнце» Игры с книжками Беседа «Кто и как создает рисунки в книгах» Январь по май Проведение тематической недели « Книжкина неделя Презентация проекта» май

Слайд 11

Тематическая неделя детской книги в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет День недели Содержание работы Понедельник Утро. Выставка книг по русским народным сказкам Чтение сказки по желанию детей. Литературная викторина «Знатоки сказок» Вечер. Рисование «Путешествие в сказку» Вторник Утро. Выставка книг по произведениям К.Чуковского. Чтение « Федорино горе». Беседа по сказке с элементами пантомимики. Вечер. Лепка «Посуда для Федоры» Среда Утро. Рассказать о бережном отношении к книге. Организовать «Книжную мастерскую». Рассказ о Я.Маршаке, его произведениях. Вечер. Чтение сказки «Кошкин Дом», «Перчатки». Беседа по произведениям с элементами пантомимики. Четверг Утро. Чтение потешек , стихов, загадывание загадок. Предложить детям инсценировать знакомые потешки . Конкурс «Угадай-ка»: отгадывание ребусов, шарад, головоломок, загадок, придумывание загадок. Вечер: Аппликация «Украсим книгу для малышей». Пятница Утро. Выставка книг по произведениям Н.Носова. Чтение рассказа «Фантазеры» Литературная викторина «Путешествие в страну Литературию ». Остановки: «Сказочная», «Загадочная», «Стихотворная», «Кошкин дом», «Улица дедушки Корнея», «Станция фантазеров».

Слайд 12

Работа с семьей Консультация « Книжкин мир в ваших руках» Консультация «Роль художественной литературы в воспитании детей» Родительское собрание «Социально- нравственное воспитание детей»

Слайд 13

Структура книжного фонда в ДОУ Педагогическая и методическая литература; Художественная литература; Русские народные сказки; Сказки народов мира; Книжки – картинки; Книжки – пазлы ; Дидактические материалы.

Слайд 14

Информационные ресурсы: Wikiwiki ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (Тамбов Вики) http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk - mediawiki /index.php ; Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru ; Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http:www.openclass.ru; Использование сети Интернет;

Слайд 15

Литература Гурович Л.М. «Ребенок и книга». Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи». Зябкина В.В. «Эмоциональное освоение мира» ж. «Воспитатель ДОУ» Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» Куликовская Н. «Увлечь книгой «Дошкольное воспитание» ж.-2007 №5 А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада». Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» «Книга для чтения « 4 – 5 лет в детском саду и дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Использование приемов театрализации в формировании интереса к художественной литературе у дошкольников

Здесь отмечены театрализованные игры, которые вызывают интерес у детей при чтении художественной литературы, а также представлены различные виды театров и оснащение зоны театральной деятельности...

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...