ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
статья по художественной литературе (младшая группа)

Воробьева Кристина Вадимовна

опыт работы по приобщению детей младшей группы к художественной литературе используя разные методы чтения произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Здравствуйте! Представиться. Я работаю воспитателем в МБДОУ №13 г.Павлово.

Слайд 2

Сегодня я представлю вашему вниманию методическую разработку на тему «Формирование интереса к художественной литературе  у детей 2 младшей группы

Слайд 3

Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. В России 2015 г. был объявлен годом Литературы.

Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Слайд 4
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская.

 Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства.

Слайд 5

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста.  Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.  Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.

Слайд 6

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  речевое  развитие включает:

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

а также художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства;
  • восприятие художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Слайд 7

Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы по проблеме я поставила перед собой цельсоздание благоприятных условий для формирования интереса к художественной литературе, к книге у детей 2 младшей группы

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач. Которые вы видите на слайде.

  1. Обогащение опыта слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок и стихов.
  2. Воспитание у детей интереса к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать
  3. Воспитание бережного отношения к книге, как результату труда человека
  4. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
  5. Привлечение детей к исполнению стихов, инсценированию знакомых сказок
  6. Активизация работы по психолого – педагогической поддержки семьи в вопросах формирования интереса к художественной литературе у детей

Слайд 8

Организацию образовательной деятельности по проблеме осуществляем  в НОД, ОДРМ, СДД. И при взаимодействии с семьями воспитанников.

Слайд 9

При формировании интереса к художественной литературе используем  жанры, соответствующие младшему дошкольному возрасту:  сказка, потешки, загадки.

Слайд 10

Для реализации поставленных задач, разработан перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой. Я вам сейчас его представлю.

Данный план представлен по месецам, каждый месяц предполагает наличие нескольких тем в соответствии с комплексно – тематическим планирование. Для реализации темы в плане представлены задачи, необходимые материалы и оборудование, а так же литературные источники.

Слайд 11

НОД по восприятию художественной литературы планируем 1 раз в две недели. Чаще всего организуем занятия, состоящие из одной части (рассказывание детям сказки). К концу года в занятие включаем вторую часть например:

- чтение произведения художественной литературы  и отработка умения вести диалог

- дидактическая игра  по сказкам и игры и упражнения на совершенствования грамматического строя речи.

Восприятие детьми художественного слова осуществляем во время режимных моментов:

  • в утренние часы для поддержания у детей радостного настроения, например: стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»;
  • на прогулке  для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, например: стихотворение В. Плещеева «Осень наступила»;
  • во время наблюдений, например: за птицами  стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»;
  • при организации гигиенических процедур, например: потешка «Водичка, водичка».

Слайд 12

При ознакомления малышей со сказкой используем  многократное чтение одного и того же произведения с использованием разнообразных приемов.

Так, например, работая над сказкой «Теремок», при первоначальном чтении  использовали рассказывание с иллюстрациями. При повторном чтении через неделю или две  рассказывание сказки сопровождали показом на фланелеграфе или простым моделированием.

В ходе повторного чтения так же проводили игровое упражнение по развитию интонационной выразительности: произнести фразу: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?», голосом мышки, лягушки, медведя и других персонажей. А затем организовывали  рассказывание этой сказки уже с элементами инсценирования.

Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка.

При заучивании  стихов с детьми учитываем особенности восприятия и памяти детей данного возраста. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто,  С. Маршак и других.

Для того, чтобы у детей не пропал интерес к заучиванию стихов, меняем форму повторения: например , читаем игрушке (мишке, зайке), или рассматривая иллюстрацию, а так же во время режимных моментов.

В течение недели 3  4 раза с каждым ребенком стараемся повторить изучаемое стихотворение на прогулке или в другое удобное время.

Зная, что для того чтобы ребенок запомнил стихотворение, он должен его неоднократно услышать, для этого используем такой прием, как «Подарки».

Собрав около себя группу детей (3  5), читаем стихотворение, затем интересуемся, понравилось ли. Услышав утвердительный ответ, говорим: «Сейчас я прочту это замечательное стихотворение для Олечки. Это будет мой ей подарок».

Небольшие стихи используются при организации пальчиковых игр и дыхательной гимнастики. Сначала педагог сам проговаривает стихотворение, а когда дети уже знают его, то читают сами во время пальчиковой гимнастики или дыхательных упражнений.

Слайд 13

В младшем возрасте  продолжаем знакомить детей с малыми фольклорными формами художественного слова т. е. с колыбельными, потешками, закличками, песенками, шутками, прибаутками, считалками, небылицами. Одним из используемых  приемов знакомства детей с колыбельными, является приход в тихий час куклы Дремушки: в спальне Дремушка тихим голосом без музыки исполняет колыбельную «Баю – баюшки – баю, не ложись на краю…»

Некоторые народные песенки настраивают  маленьких слушателей на определенные действия, призывают, к примеру, кому-то помочь, кого-то спасти, кого-то поймать и т.д. Поэтому многие из них активно используются для организации и сопровождения подвижных игр «Мыши водят хоровод…», «Гуси, вы, гуси…», «Сидит-сидит зайка…». С большим удовольствием дети водят хоровод под русскую песенку «Жили у бабуси…». Распределить роли перед игрой с помощью считалочки  детям еще сложно, даже когда они знают текст считалочки наизусть, но им очень нравится, когда их пересчитывают воспитатели.

Слайд 14

В работе с детьми этого возраста также широко используем такой  жанр фольклора, как загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова. Учим детей отгадывать загадки   как предлагает Е.И.Тихеева. На стол выставляем несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, да бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» и т.д. Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится у них перед глазами. Также обращаем  внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки.

Слайд 15

Для реализации цели и задач по формированию у детей интереса к художественной литературе в группе создана необходимая развивающая предметно – пространственная среда:

- центр книги, куда помещаем знакомые книги, с яркими крупными иллюстрациями. Трехлетние дети не могут мысленно представить героя произведения. Малышам необходимо видеть его. Вот почему так важны иллюстрированные издания.

Книги подбираем разных художников-иллюстраторов с иллюстрациями, которые  шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребёнку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть участником событий и приключений, которые происходят с героями.

Также в уголке книги есть отдельные картинки, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

Для работы по ознакомлению с художественными произведениями также  используем  дидактические игры и пособия, различные виды театра:

  • «Сенсорный домик»
  • «Волшебная книга сказок»
  • Дидактические игры
  • Разные виды настольных театров
  • Варежковый театр «Репка»
  • Пальчиковый театр «Колобок», «Заюшкина избушка»
  • Настольный конусный театр «Колобок», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»
  • Театр би-ба-бо «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»

Слайд 15

Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сами родители должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека; знать те книги, которые будут важны малышу; следить за новинками детской литературы; уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются разнообразные формы:

  • Анкетирование родителей «Ребенок и книга», «Приобщение детей к художественной литературе», «Организация домашнего чтения в семье»
  • Консультации, семинары-практикумы на темы «Приобщение детей к художественной литературе», «Художественная литература в жизни ребенка младшего дошкольного возраста».
  • Родительское собрание «Развитие интереса ребенка к книге», «Как организовать чтение дома» с показом видеофильма или презентации.
  • Немаловажное значение имеет наглядная агитация: папки-раскладушки «Семья и книга», «Ребенок и художественное слово»; фотогазеты «Моя любимая сказка»; фотовыставки «Мы любим читать»; памятки для родителей «Что читать дома», «Как выучить стихотворение»; буклеты «Прочтите детям», «Жанры художественной литературы», «Фольклор в жизни ребенка»; выставка детской литературы с аннотацией книг.

Слайд 16

Новизна моего опыта заключается в составлении картотеки дидактических  литературных игр для детей 2 младшей группы. В данную картотеку собраны игры по разным литературным жанрам. Каждая игра имеет название, цель, наличие необходимого оборудования и ход игры.

Слайд 17Результаты профессиональной деятельности

Создание необходимых психолого – педагогических условий в группе: организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации всех форм работы по ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогли добиться следующих результатов:

дети

  • С интересом слушают литературные произведения различных жанров
  • Следят за развитием действий в произведениях литературы, сопереживает персонажам этих произведений;
  •  Делятся своими впечатлениями о произведениях литературы со взрослыми и сверстниками
  • Принимают активное участие в инсценировании народных сказок
  • Разыгрывают литературные произведения в театрах различных видов
  • С удовольствием заучивают и читают стихи
  • Приобретённый опыт трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности
  • Повышение активности родителей в вопросе формирования у детей интереса к художественной литературе.

Слайд 18

Транслируемость практических достижений

Данный опыт работы транслировался на

- педагогическом совете ДОУ № 13 от           . выступление на тему «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы в процессе ознакомления со сказкой» Слайд 19

Используемая литература

Список использованных источников

1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №23 г.Павлово

2. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий [Текст] / О.С.Ушакова, Н. В Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 224с.  (Серия «Вместе с детьми»)  

  1. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий [ Текст ] / В. В. Гербова.  М.: Мозаика-синтез, 2007. – 96с.
  2. Хрестоматия для маленьких [Текст] / сост. Л. Н. Елисеева.   М.: Просвещение, 1972. – 412с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи. Учебное пособие [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
  4. Гурович Л. М. Ребенок и книга. Учебное пособие [Текст] / Л. М. Гурович,        Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; под ред. В.И. Логиновой.  М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
  5. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7.  С. 6–10.
  6.  Детский сад. ру [Электронный ресурс]: [сайт].  Электрон. дан. и прогр.  [М. : б. и.], 2009          .  Режим доступа: http: //www/ kindergarden. ru, свободный. – Загл. с экрана.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в...

Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2020год

Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравст...

Интегрированное занятие (развитие речи, чтение художественной литературы – аппликация) во второй младшей группе Тема «Курочка – Рябушечка»

- продолжаем знакомство детей с русскими народными потешками;- учить детей рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено;- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, к...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы

Перспективный план по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы в режимные моменты...