Проектная деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников
план-конспект по окружающему миру на тему
Основные средства духовно-нравственного воспитания. Содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Churyukina___Nadezhda___Yurevna.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Чурюкина Надежда Юрьевна,
воспитатель МАДОУ «Колосок».
Проектная деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания
дошкольников
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» (В.А.Сухомлинский.)
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение необходимо с дошкольного возраста. Русский религиозный философ В.В.Зеньковский писал: «Никто не может стать, сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». Система духовно нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.
Основным средством духовно-нравственного воспитания дошкольника является общение:
- Общение педагога с ребенком направлено на пробуждение и сохранение в
нем человеческого достоинства. Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа. Для понимания ребенка педагог должен внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «Ничего не умею. Я никогда не поймаю мяч! Никогда!», - кричит девочка. Задача педагога: создать ситуацию успеха, помочь девочке суметь, «поймать», решить, поверить в свои силы.
- Общение педагога с родителями. Каждый ребенок приходит с вопросами,
1
которые чаще всего являются отражением проблем в семье, ее устоев
колорита отношений. Задача педагога – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо». Дошкольник живет впечатлениями, которые можно назвать судьбоносными для всей его будущей жизни, поэтому так важно с ранних лет окружить его материнской заботой и отцовским вниманием.
В беседах со взрослыми на собраниях, консультациях советовать постоянно обращать их внимание на потребность детей в общении с родителями, убеждать их как можно больше времени проводить с детьми, наблюдать за их физическим и душевным становлением.
- Организация общения детей друг с другом может носить целенаправленный деятельностный характер и обогащать их игры духовно-нравственным содержанием. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться, работать вместе дружно, делиться. Дошкольники учатся со-участию. Детям сложно согласовывать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут играть. Поэтому, включать детей в совместную деятельность важно начинать в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие творческие задания:
- нарисуйте одно солнышко вдвоем,
- соберите на двоих одну картинку,
- постройте вместе машинку из кубиков и т.п.
- Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
Важным средством духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В
2
них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство ( русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», хакасская народная игра «Волк в отаре» и т.д.)
Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).
Цикл дидактических игр по родному краю помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Узоры родного города», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, района), «Путешествие по городу(поселку)», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города (поселка)» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
При воспитании духовно-нравственных чувств рекомендуется проводить словесные игры. Например, «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово) и др.
Основой духовной нравственности является доброта. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Приведу высказывание о доброте выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищество, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность – чувство
3
доброты… добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств». Помогают в воспитании этого дефицитного качества личности сказки. Этот метод полезен с различных сторон. Дети любят слушать, любят придумывать, сочинять, играть, подражая любимым героям, рисовать любимых героев, петь песни любимых героев и т.д.
Чтобы воспитать в детях доброту, важно донести до их сознания понимания единства Вселенной. Учить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.
Все мы знаем, какой занудной и тягостной для ребенка может быть педагогика. Но к счастью, это не обязательный ее признак. Существует сказочная педагогика. Во-первых, использование сказки как полезнейшего педагогического инструмента, во-вторых, волшебно-радостные свойства такого подхода к воспитанию, освобождающие от занудства и подавления. Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще
состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и
сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.
Важно учить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок, чтобы повернуть сюжет сказки в нужное русло. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным. Надо смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и добро, менять их содержание. Например, рассмотрим сказку
4
«Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, что после смерти сразу свадьбы справляли?
Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, можно использовать карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:
- красный кружок – радуюсь;
- синий – мне жалко;
- желтый – хочу помочь;
- зеленый – справедливо;
- коричневый – несправедливо.
Вначале надо выяснить с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. Для себя возьму желтый кружок, объяснив детям:
«Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». Теперь предложу детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
В качестве примеров будут показательны сказки: «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «Мальчик-звезда»(О.Уайльд), «Бармалей» (К.Чуковский), «Красная шапочка» (Ш.Перро) и др. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание , и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Основой духовно- нравственного воспитания так же является культура
общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Профессор И.М.Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и
5
обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них
есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта.
Примерная структура занятий:
- Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
- Слушание колокольных звонов.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
- Рассматривание иллюстраций.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Содержание и формы работы по духовно-нраственному воспитанию:
1.Занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания.
2. Экскурсии, целевые прогулки.
3.Беседы с детьми о правилах поведения.
4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия)
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6.Совместные творческие работы детей и родителей.
7.Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
8.Проведение совместных с родителями праздников.
6
Литература
- АлексеенкоВ. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. М., 2008
- Петрова В.И. «Этические беседы с детьми», М., 2007
- ГалицкихЕ.О. Духовное развитие личности. Киров,1997
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Проектная деятельность как условие духовно-нравственного развития дошкольников.
В статье предложена и охарактеризована проектная деятельность как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников, рассмотрены такие понятия как «проектирование», «духовно-нрав...
Проектная деятельность - как формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Основной целью проекта было формирование у детей представления о русском народном празднике «Синичкин день»; приобщение детей и родителей к осознанно-правильному отношению к природным явле...
Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду №89 «Журавлёнок», является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных т...
Опыт выстраивания взаимодействия ДОУ с одним из объектов социума в рамках проектной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания дошкольников
Статья рассказывает об этапах взаимодействия ДОУ с очень важным объектом социума за пределами города медицинской направленности. Цель взаимодействия: создать условия для духовно-нравственного во...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...