Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья

Киселёва Диана Александровна

В статье описан проект способтвующий развитию милосердия у дошкольников "Духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста" (4-7лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Власова Диана Александровна

Рушкова Людмила Николаевна

                                                                    БДОУ г. Омска «Детский сад

                                                                       компенсирующего вида №400»

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Проблема низкого уровня духовно-нравственной культуры современного общества предъявляет требования к изменению процесса воспитания детей.

Подрастающее поколение несёт на себе отпечаток современного социума, характеризующегося потерей нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для полноценного развития его нравственной сферы, формирования чувства доброты и милосердия, что влияет на личностное становление человека, определяет его отношение к другим и самому себе.

Проблема духовно-нравственного воспитания представлена и в ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества…» [5].

И это не случайно, поскольку развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Ребёнку не даны в готовом виде от рождения альтруистические чувства, эмоциональная зрелость к милосердию. Для духовно-нравственного развития в детском возрасте необходимо знать, с помощью каких педагогических условий можно достичь оптимального результата.

В психолого-педагогической литературе среди таких условий называются: установление доброжелательных взаимоотношений между детьми, удовлетворение потребности ребёнка в общении с взрослыми, способствование осознанию ребенком своей индивидуальности, так как выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний. Одна, из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку обозначается термином «милосердие» [1, 2].

Сензитивным для развития милосердия является дошкольный возраст. Особенности прохождения данного возрастного этапа определяют будущий нравственный облик человека, его способность к эффективной коммуникации [3].

Для создания педагогических условий развития милосердия у дошкольников нами был разработан проект «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста». В своей работе мы решаем несколько задач: способствуем овладению детьми суммой знаний о внутреннем мире другого человека и формированию навыков конструктивного взаимодействия; способствуем овладению родителями знаний о духовно – нравственном развитии дошкольников, оптимизации детско – родительских отношений; способствуем овладению знаний воспитателям, позволяющих формировать милосердие у дошкольников.

Проект «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста» предназначен для детей 4-7 лет. Он предполагает участие дошкольников, воспитателей, психолога, родителей. Работа по проекту предполагает включение детей дошкольного возраста взрослыми в разнообразные виды деятельности, способствующие духовно-нравственному развитию, а именно: правильному проявлению своих чувств, пониманию мысли и поведения других людей, способности сопереживать другим.

В деятельности по реализации проекта нами были выделены ведущие направления, способствующие решению задач проекта. Обратимся к ним подробнее.

Первое направление «Работа с детьми», в котором используются следующие технологии и методы: арт - терапия, сказкотерапия, игры на перевоплощение, ролевые игры, развивающие упражнений на вчувствование, развитие умений выражать свои переживания и эмоции. Также приобщаем детей к художественной литературе по духовно-нравственной теме, к искусству, посещаем театры, проводим беседы с детьми о Храмах, Соборах г. Омска. Приведём пример одного из используемых нами методов – упражнение на вчувствование. Детям предлагается придумать и рассказать сказку от имени какого-либо сказочного героя, растения или животного, например: «Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе?».

Второе направление «Работа с родителями» осуществляется в форме личных консультаций, родительских собраний, по тематике духовно -нравственного развития дошкольников. Например, информационно – просветительское мероприятие на тему «Личный пример» способствует формированию у родителей знаний о важности  понимания чувств детей и оказания им реальной помощи в их маленьких, но значимых для них проблемах.

Третье направление «Работа с учителями» осуществляется в форме информационно – просветительских мероприятий (семинары, круглые столы, педсоветы) по вопросам духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, реализуя проект «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста», мы решаем ряд поставленных нами задач, способствующих формированию милосердия, духовно-нравственному развитию детей и гармонизации детско-родительских отношений.

Список используемой литературы

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст]/В.В. Абраменкова//М: Просвещение,  2000. – 415 с.
  2. Виноградова И.А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. С. 27- 31
  3.  Кряжева, Н.Л. Развитие Эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева// Ярославль: Академия развития,1996 – 208 с
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.    

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...