Дидактические игры как средство формирования у детей представлений о создании и изменении предметов человеком.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Из опыта работы воспитателя первой категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakternye_osobennosti_didakticheskikh_igr_zaklyuchayutsya_v_tom.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в играх привлекает игровая ситуация, а играя, он решает для себя дидактическую задачу.
Таким образом, все виды дидактической игры способствуют развитию личности детей. Они направлены на развитие сенсорных способностей детей, знание о природе и предметах окружающего мира, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. Каждая дидактическая игра является для ребенка развивающим стимулом в развитии интеллектуальных способностей. Дидактическая игра является игровым методом обучения, формой обучения и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольника. Структурные компоненты дидактических игр (замысел, правила, обучающая задача, игровые действия) предполагают активное отношение ребенка к сообщаемым и усваиваемым представлениям. Сорокина А.И. пишет, что своеобразие дидактических игр как средства воспитания и обучения отличает ее от других средств тем, что она дает возможность обучать в доступной и привлекательной для дошкольников форме деятельности. В дидактических играх. Как указывают З.М.Богуславская , Е.И.Удальцова, В.Н.Аванесова и другие , ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов .Все это говорит о дидактических играх как удобном, эффективном способе проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.
Считаю, что не надо мешать детям самостоятельно открывать мир и искать в нем собственную правду. Критическое осмысление и решение стоящих перед ними проблем развитие воображения, воспитание честности и ответственности - основные задачи системы современного образования.
Предполагаю, что раскрывать детям дошкольного возраста многообразный мир продуктов деятельности человека помогают дидактические игры. В дидактической игре меня привлекает то, что в ней дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы». В игре исполняются, проигрываются различные ситуации, фантастические проекты, переживания состояния. Творческие возможности в игре превращаются в способности.
Исходя из этого, я определила для себя цель: провести опытно-экспериментальную работу по формированию у детей представлений о создании и изменении предметов человеком посредством дидактических игр.
Главная идея этих игр: научить детей понимать , что то, чего не дала человеку природа , он придумал себе сам (нет крыльев — придумал самолет, аэроплан, вертолет и т.д., не умеет плавать как рыба - создал корабль). Предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы. Эти игры разработаны О.В.Дыбиной и направлены на развитие у детей прогностического взгляда. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, взрослый открывает перед ним перспективу изменения предмета, позволяет увидеть функции и назначения предмета и роль взрослого человека в этом процессе.
Разрабатывая комплекс дидактических игр, я исходила из педагогических условий, реализация которых определяет эффективность использования данного вида игр в педагогическом процессе:
1.соответствие содержания дидактических игр возрасту и индивидуальным особенностям детей;
2.формирование у детей эмоционально-положительного отношения к окружающему;
3.в игре должны быть соединены обучающая задача, игровая форма, наличие готового содержания и предполагаемый результат.
Для формирования представлений о создании и изменении предметов человеком выделены две группы предметов:
1. предметы, облегчающие труд в быту (пылесос, спиральная машина и тд.)
2. предметы, удовлетворяющие потребности человека (транспорт)
Дидактические игры проводила два три раза в неделю, включая в различные формы и методы работы с детьми (на занятиях, в индивидуальную деятельность ,в совместную деятельность).
Для выявления уровня сформированности представлений об истории создания предметного мира, на основе исследования О.В.Дыбиной, выделила следующие критерии и их показатели:
1.осмысление предмета как результата деятельности взрослого:
-умение называть предметы сделанные руками человека
-понимание выражения «предметы, сделанные руками человека»
-понимание целесообразности создания взрослыми широкого круга предметов, их назначения удовлетворять потребности людей
2.умение видеть ретроспективу предмета:
-происхождения и совершенствования предмета
3. способность прогнозировать будущее предмета:
-проявлять желание совершенствовать и преобразовывать предмет;
- степень самостоятельности детей при составлении замысла преобразования предмета.
Используя методики О.В.Дыбиной «Беседа с детьми», игра «Когда это было?», «Нарисуй предмет будущего», «Закончим картинку художника», выявила уровень сформированности у детей представлений о создании предметного мира. Провела экспериментальную работу, занося результаты знаний детей в таблицу до использования дидактических игр и после. Полученные данные показывают, что уровни сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком у детей повысились.
Таким образом, можно сказать, что представление об истории создания предметного мира могут быть сформированы через определенную работу средствами дидактической игры. А так же, дидактическая игра является одним из эффективных средств в ознакомлении дошкольников с предметным миром.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Исходя из этого, дидактическая игра это ведущее средство в формировании у детей представлений о создании и изменении предметов человеком.
Для достижения положительных результатов привлекаю родителей в свою работу. Предложила памятку, в которой обращалось внимание на необходимость упражнять детей в описании и узнавании предметов, дала рекомендации по организации и проведению дидактических игр с детьми в свободное время. Активизирую внимание родителей на дела, которыми живет ребенок. Провожу беседы с, целью выяснения отношений родителей к творческому развитию детей. Важно знать, что делают родители, чтобы развить у детей выдумку, фантазию. Через наглядные средства, папки-передвижки, индивидуальные консультации родителей знакомлю с содержанием игр, творческих заданий, с методикой их использования в семье. Провела выставку, содержащую литературу, посвященную проблеме формирования у детей представлений о создании и изменении предметов человека и роли дидактических игр, с помощью которых дети познают многообразие предметного мира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".
Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»
Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...
план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы.
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы....