Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»
статья на тему

Ольга Андреевна Толстошеева

Характеристика возрастных особенностей детей. Содержание работы по музыкальному воспитанию в кажлой возрастной группе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»

Группа детей раннего возраста (от 2 до 3лет)

 Характеристика возрастных особенностей детей

В первые месяцы пребывания малышей в детском саду музыкальная деятельность является одним из самых ярких путей обогащения чувств ребёнка и расширения его кругозора. Дети третьего года жизни слушают новые песни без музыкально-двигательного показа. Узнают знакомые песни и различают их по характерному фортепианному сопровождению.  С интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку, иллюстрирующую рассказ и узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают классическую музыку 5 минут с перерывами (продолжительность непрерывного звучания до 2-х минут).    

В этом возрасте дети поют всей группой, точно передавая ритм и отдельные интонации мелодии, запоминают слова песни, но при воспроизведении возможны ошибки в произношении. Поют с помощью воспитателя, индивидуально и группами, с музыкальным сопровождением и без него.

Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет) способны выполнять движения в музыкальных играх, упражнениях и плясках по показу, по словам, по музыке. Они быстро усваивают, запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой: новые движения, показанные взрослыми, новые оттенки знакомых движений, смену движений в двухчастной  музыке. Проявляют согласованность движений: ходьба, бег «стайкой», ходьба парами,  кружение парами, ходьба по кругу, сужение и расширение общего круга с помощью взрослого.

 Содержание работы по музыкальному воспитанию

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей в группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) направлено на достижение цели развития музыкальности детей,   способности эмоционально воспринимать музыку посредством решения следующих задач:

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Развивать интерес к му-зыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, вы-полнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение вни-мательно слушать спо-койные и бодрые песни, музыкальные пьесы раз-ного характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагиро-вать на содержание.

Развивать умение разли-чать звуки по высоте (высокое и низкое зву-чание колокольчика, фор-тепьяно, металлофона).

Вызывать активность де-тей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспита-телем). Постепенно приу-чать к сольному пению.

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Формировать способность вос-принимать и  воспроизводить простейшие движения, показы-ваемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприсе-дать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Передавать музы-кальные образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт и т.д.).

Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением ха-рактера музыки или содержания песни.

 Группа детей младшего дошкольного  возраста (от 3 до 4лет)

 Характеристика возрастных особенностей детей

Эмоционально отзываясь на музыку, откликаясь на её содержание, дети в три года ещё не могут выразить своих мыслей и чувств, но впечатление, вызванное тщательно, умело подобранной и хорошо исполненной музыкой, оставляет след в их сознании и чувствах. В этом возрасте дети способны прослушать музыкальное произведение или его отрывок до конца, различить его характер. А при частом повторении произведения, дети способны его узнать.  Узнавание же музыкального произведения свидетельствует о наличии у них представлений о музыке.

        В младшем дошкольном возрасте голосовые связки детей ещё не сформированы. Сила звучания голосов умеренная. Голосовой диапазон небольшой, примерно в пределах ми  – ля первой октавы.

        У детей младшей группы наблюдается большая потребность в движении. В этом возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в  мимике, жестах. Но движения его неточны  и порой не согласованы с музыкой. Дети в три года  могут побегать, попрыгать,  поплясать под быструю, весёлую, громкую музыку  (используя простейшие танцевальные движения), покачать куклу (мишку) под тихую, грустную, медленную музыку. Могут выполнять образные движения, согласуя их с характером музыки («птички летят», «зайки прыгают» и т.д.).

        В игре на детских музыкальных инструментах дети младшего дошкольного возраста способны освоить элементарные способы игры на детских ударных и шумовых инструментах, воспроизвести равномерный ритм в разных темпах, играть в ансамбле совместно со взрослыми.

Содержание работы по музыкальному воспитанию.  

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до  4лет) направлено на достижение цели развития музыкальности детей,  способности эмоционально воспринимать музыку посредством решения следующих задач:

Слушание

Приобщать детей к  народной и классической  музыке. По-знакомить с тремя музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем). Формировать умение различать весёлую и грустную музыку. Приучать    слушать   музыкальное произведение, пони-мать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.   Развивать способность  различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать   умение различать звучание музыкальных игрушек,   детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

Способствовать развитию певческих навыков: петь без  напряжения

в диапазоне ре (ми) – ля (си) первой октавы в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество

Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю – баю» и весёлых на слог «ля-ля-ля». Формировать навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Формировать умение двигаться в соответствии с  двухчастной формой  музыки и силой её звучания (громко – тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т.д.

Музыкально-игровое

и танцевальное творчество

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить детей  с некоторыми  детскими музыкальными ин-струментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их  звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

 Группа детей среднего  дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Характеристика возрастных особенностей детей.

Дети среднего дошкольного  возраста уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности. В этом возрасте дети способны выполнить более сложные задания, которые требуют сосредоточенности и осознанности действий. Например, они узнают произведение не только по мелодии, спетой без слов, но и по вступлению или заключению к песне. Восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным. Дети  среднего дошкольного возраста во время  бесед о музыке,  способны ответить на большее количество  вопросов. 

В среднем дошкольном возрасте детский голос очень хрупкий. Дети   могут петь небольшие лёгкие песни в диапазоне ре  – си первой октавы.          

У детей четырёх – пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с её характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в пространстве. У них возрастает общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры (колыбельная, плясовая, марш) и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.  

В игре на детских музыкальных инструментах дети среднего дошкольного возраста способны освоить элементарные  приёмы игры на детских ударных и звуковысотных  инструментах, воспроизвести равномерный ритм, ритм суммирования и другие несложные ритмы.                   Они могут самостоятельно выбрать инструменты в зависимости от тембровых красок пьесы и соответствующие характеру музыки, воспроизвести ритм песни, согласуя звучание с динамическими оттенками, играть в оркестре ударных инструментов.

Содержание работы по музыкальному воспитанию

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей в группе среднего дошкольного возраста (от 4 до  5 лет) направлено на достижение цели  развития музыкальности детей,  способности эмоционально воспринимать музыку посредством решения следующих задач:

Слушание

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).  Обогащать музыкальные впечатления, развивать осознанное отношение к музыке. Формировать навыки культурного слушания музыки. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий, в пределах сексты, септимы).

Пение

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать  петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?",  «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Формировать умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», «спокойная», «таинственная»; бег: лёгкий и стремительный).

Музыкально-игровое

и танцевальное творчество

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.    

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.  

 Группа детей старшего  дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Характеристика возрастных особенностей детей

У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с малышами более богатый жизненный и музыкальный опыт. Восприятие детей становится более осознанным. Дети начинают замечать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые. Могут дать достаточно развёрнутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки.

        В результате систематических напоминаний приобретается определённая культура поведения при слушании музыки, закрепляются необходимые при этом навыки. Дети уже в состоянии прослушать более длинные музыкальные произведения,  не отвлекаясь. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два средства музыкальной выразительности  (темп и динамику; темп, тембр и динамику). У большинства из них проявляется интонационно-мелодическая ориентация. Восприятие музыкального образа становится более осознанным.

        Дети к  пяти – шести годам начинают овладевать певческими навыками уже более осознанно и более качественно. Они могут петь лёгким звуком в диапазоне от ре первой октавы до до второй октавы,  брать дыхание между маленькими  фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно громко, громко и тихо.

        У детей старшего возраста, посещающих детский сад, имеется уже большой опыт в выполнении музыкально-ритмических движений. Они могут выполнить ритмично и выразительно движения в соответствии с различными характером, регистрами и динамикой музыки; узнают музыку марша, бега, пляски, колыбельной, польки; определяют форму музыкального произведения (одно - двухчастную), выбирают соответствующие движения; активно включаются в творческие задания: самостоятельно воспроизводят сложные сюжеты, импровизируют, передавая определённое настроение и состояние (грусти, печали, радости, восторга), их движения становятся более выразительными.    

В игре на детских музыкальных инструментах дети старшего  дошкольного возраста могут исполнить простейшие мелодии на звуковысотных музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

 

Содержание работы по музыкальному воспитанию  

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей в группе старшего дошкольного возраста (от 5 до  6 лет) направлено на достижение цели  развития музыкальности детей,  способности эмоционально воспринимать музыку посредством решения следующих задач:

Слушание

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость на неё. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной, и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, со строением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли). Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение

Формировать певческие навыки,  умение петь лёгким звуком в диапазоне от  ре первой  до до второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать пксню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.   Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество

Развивать умение импровизировать мелодию на заданный текст,      сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.

Музыкально-ритмические движения

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально- образное содержание,  умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии  с музыкальными фразами.  Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений  (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение;  приседание с выставлением ноги вперёд). Познакомить детей с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен, изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.)  в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое

и танцевальное творчество

Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах

Развивать  умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.  

 

 Группа детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7лет)

 Характеристика возрастных особенностей детей  

Дети седьмого года жизни становятся любознательными, наблюдательными, они пытаются установить связь между отдельными явлениями. Их восприятие становится более тонким. Они способны более адекватно почувствовать музыку, понять её содержание, эмоционально реагировать на неё. Содержание бесед с детьми шести-семи лет становится более развёрнутым,  характер постановки вопросов значительно отличается от аналогичной методики в старшей группе.

Дети к  шести  годам уже овладели  навыками звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Они способны запомнить и воспроизвести мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Они свободно, выразительно исполняют выученный материал. Поют в диапазоне от до первой октавы до ре второй октавы. Некоторые песни становятся  любимыми для детей.  

        В этом возрасте ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и выразительном исполнении их под музыку – грациозно, легко, изящно. У детей резко возрастает способность к выполнению разнообразных и сложных по координации движений. Они достаточно свободно владеют многими естественными движениями, им знакомо мышечное чувство напряжения и расслабления и они начинают осознанно управлять им. Дети овладевают не только общим рисунком и смыслом того или иного движения, но и элементами техники его исполнения.

К шести годам дети уже освоили музыкальные инструменты и могут играть несложные мелодии. Этот этап обучения предполагает исполнение детьми произведений, в котором звучат от трёх до двенадцати музыкальных инструментов.  Дети  в возрасте от 6 до 7 лет способны импровизировать ритмы, подбирать по слуху несложные мелодии, аккомпанировать себе во время пения.

Содержание работы по музыкальному воспитанию  

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до  7 лет) направлено на достижение цели  развития музыкальности детей,  способности эмоционально воспринимать музыку посредством решения следующих задач:

Слушание

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижёр, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.). Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм), жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

лПение

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические  навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до  ре второй октавы, брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально  и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.      

Песенное творчество

Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии  на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце её эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.)

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое

и танцевальное творчество

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.). Совершенствовать умение  импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). Закреплять умение  придумывать движения отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности;

содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» квалифицированной коррекцией недостатков в развитии детей с ЗПР и с ОНР

Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗСодержание коррекционной работы...