Проэкт по коррекционно-эмоциональному развитию у детей с задержкой в развитии
проект (подготовительная группа) по теме
Коррекция эмоциональной сферы у детей 6 – 7 лет с задержкой психо-речевого и умственного развития.
Используя различные средства искусств (музыка, рисование, ритмика) способствовать коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с ЗПРР и умственным недоразвитием.
Развить у детей умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (интонации, мимике, пантомимике), в собственной деятельности.
Социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_muzo.docx | 633.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Девиз педагогов:
«Мы помогаем родителям, а не учим их, воспитывать собственных детей»
Цель проекта: коррекция эмоциональной сферы у детей
6 – 7 лет с задержкой психо-речевого и умственного развития.
Задачи:1. Используя различные средства искусств (музыка, рисование, ритмика) способствовать коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с ЗПРР и умственным недоразвитием.
2.Развить у детей умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (интонации, мимике, пантомимике), в собственной деятельности.
3.Социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других.
Данный проект представлен в виде отдельных частей:
-занятия в группе с воспитателем;
-музыкальные занятия;
-психогимнастика «Песочная терапия»;
-занятия по восприятию музыки (с элементами музыкотерапии и арттерапии)
- музыка в группе, на праздниках и развлечениях.
Каждая часть, состоящая из серии занятий, направлена на развитие эмоциональной сферы и имеет свои определённые цели. Все части логически связаны между собой, но и могут существовать самостоятельно.
Воспитатель в группе ведет ежедневную работу по коррекции эмоций у детей, используя программы:
Минаева В.М. "Развитие эмоций дошкольников";
Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь";
Семенаки С.И. "Уроки добра".
Через занимательные игры, упражнения, специально организованные занятия у детей формируется доброжелательное поведение, навыки управления собственными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения. Через создание "зоны ближайшего развития" педагог способствует психическому и личностному росту ребенка, помогает понять свои чувства и чувства других людей.
Между занятиями, режимными моментами и в свободной деятельности педагоги обращают внимание детей на поступки, свои эмоции и настроение окружающих их людей, тем самым закрепляя пройденный материал.
2.Музыкальные занятия(2 занятия в неделю)
Цель: обучение выразительной передачи эмоций через песни, попевки, инсценировки, психогимнастические упражнения, этюды, танцевальные импровизации, музыкальные игры; развитие саморегуляции и волевых качеств личности.
Занятия начинаются с музыкально–ритмических упражнений, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой. Следующий психогимнастический этюд или упражнение – воспроизведение какого-либо эмоционального настроения, где обращается внимание на мимику, пластику движений, развитие творческого начала.
Через исполнение народных попевок, потешек, детских песен развивать у детей положительные эмоции, чувство общности. Дети учатся высказываться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен.
Танцы и музыкальные игры, используемые на занятиях, снимают у детей напряжение, развивают выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки самоконтроля.
Психогимнастика (1 занятие в неделю с использованием
музыки)
Ц ель: формирование у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика);
развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.
Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё не устойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Для отдыха используются подвижные игры. Для проведения занятий используется методика М.И.Чистяковой "Психогимнастика" и Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности дошкольника".
Занятия по восприятию музыки (1 в неделю с элементами музыкотерапии и арттерапии).
Цель: учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать их на вербальном уровне, мимикой и пластическими движениями, а также в рисунках.
На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). У них расширяется круг понимания эмоций, чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Рисование под музыку помогает ребёнку самовыразиться, ощутить удовольствие, снять эмоциональное напряжение.
Музыка в группе (ежедневно)
Цель: использовать музыкальный фон для создания эмоционального комфорта в группе (музыка для встречи утром, для засыпания и пробуждения, для чествования именинников).
В группе у детей есть музыкальная зона, где самостоятельно в свободной деятельности они могут поиграть в музыкально-дидактические игры, в детский оркестр, в музыкальные занятия, потанцевать с любимыми предметами (ленты, цветы, платочки, шарфики, мячи, султанчики), представляя себя артистами, клоунами, балеринами. Для этого имеется в группе подбор DVD, аудиокассет с музыкой и детскими песнями. Воспитатель использует музыкальные аудиозаписи и для создания эмоционального комфорта в группе в течение всего дня.
Развлечения и праздники
Цель: используя знакомый детям музыкальный и литературный материал, развивать у детей эмпатические и коммуникативные качества, дать возможность самоутвердиться, закреплять ситуацию успеха.
Кроме традиционных праздников с детьми проводятся "Музыкально-литературные гостиные", "Театр Мальвины" и "А у нас праздник" (из программы "Прекрасное – рядом" Т.Н.Муравьёвой).
Предложенная коррекционная программа была апробирована в МБДОУ №15 «Журавушка» г.Мариинска с детьми 6-7 лет имеющими отклонения и задержку психо-речевого развития и содействовала положительному результату развития эмоциональной сферы у детей. Программа внесла коррективы в существующие методики и показала, что с помощью различных видов искусства у детей развились нравственные чувства – сопереживание, отзывчивости, готовности придти на помощь, искренней радости успехам других. У детей сформировался интерес к различным видам искусств (к пению, к танцам, профессиональному анализу музыкальных произведений рисованию и т.д.), яркому выражению своих положительных эмоций в творческой музыкальной деятельности . Дети овладели способностью ставить цели, планировать в соответствии с ними свою деятельность и достигать положительных результатов. У них снизилось психоэмоциональное напряжение, неуверенность, развились эмоционально-волевые качества, и появилась способность управлять своими эмоциями. Произошли изменения в представлении о себе как личности, повысилась самооценка, стало формироваться чувство самоутверждения.
Автор: Соломенникова Наталья Николаевна воспитатель специализированной группы , высшей категории дошкольного образовательного учреждения "Журавушка" г.Мариинска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта: ИсследовательскийПроблема: У дете...
Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития
Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой....
Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)
Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...