Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений
статья (младшая группа) на тему

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

          Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания, поэтому очень важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Задачи работы с детьми:

1.     Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта в различных центрах активности.

2.     Подобрать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.

3.     Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий и пополнение игр в группе.

В начале года, при диагностике было выявлено, что лишь единицы различают основные цвета, размеры и формы предмета.

В своей работе наметила ряд условий для выполнения задач, это использование дидактических игр и упражнений; привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_praktiki_raboty.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из практики работы

«Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений»

                                                                    Антипина Светлана Андреевна,

                                    воспитатель

                                                                               первой квалификационной категории

                                                                 МАДОУ «Детский сад № 34»

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

        Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания, поэтому очень важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Задачи работы с детьми:

  1. Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта в различных центрах активности.
  2. Подобрать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
  3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий и пополнение игр в группе.

В начале года, при диагностике было выявлено, что лишь единицы различают основные цвета, размеры и формы предмета.

В своей работе наметила ряд условий для выполнения задач, это использование дидактических игр и упражнений; привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы.

        Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представление о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагала детям дидактические игры и упражнения: «Собери бусы», «Цветная посуда», «Оденем куклу», «Подари кукле бусы», «Найдем бантик» и др. Так же использовала и готовые настольно-печатные игры «Цвета», «Цвета и краски», «Собери похожие», «Картинки-половинки».

  В соответствии с методикой, учитывала особенности восприятия детьми цвета,  использовала сначала красный и синий цвета, затем зеленый и желтый. Подбирала предметы резко различные по цвету, и дети осуществляли выбор по образцу, действуя с цветом, дети стали запоминать и цвета, и их названия. Для поддержания интереса использовала игры сюжетного содержания: «Спрячь мышку», «Нарядим солнышко». Цель таких игр - научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов, но от детей не требовались названия цветов.

        Уборка строительного материала тоже становилась занимательной игрой. Детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

        Для закрепления понятия – величина – предлагала игры, например: «Большие и маленькие игрушки», «Одень кукол» (куклы разного размера), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера), «Собери пирамидку», «Построй башенку» и др.

 Всестороннее представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, т.к. оно лежит в основе чувственного познания. Проводила игры, например: «Найди свою игрушку», «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Догадайся, что за предмет» и др.

Под моим руководством, предлагала детям проводить ряд целенаправленных действий по обследованию предмета: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т.е. использовали сенсорно-моторные движения. В играх вкладышах у детей развивалась рука. Кроме того я предлагала: пальчиковые игры,  мозаику, кубик с прорезями, пазлы, игра «Дощечки» по методике Монтессори. Сначала дети усердно пытались протолкнуть фигуру в любую прорезь, но потом стали внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в кубике.

Для формирования чувственного опыта подобрала материал, который создала сама природа: шишки, ракушки, камушки, грецкие орехи, различные виды круп. В этих упражнениях дети знакомятся со свойствами материалов, не только развивают тактильные и пальцевые ощущения, но и сравнивают на ощупь песок, пшено, рис. ребята с удовольствием играют, одновременно познавая форму, цвет, величину предмета.

В уголке экспериментирования проводила опыты с водой: «Тонет – не тонет», вода может быть холодной и теплой; снег тает в теплой комнате, в теплой реке. Замораживали воду. Играя с песком, дети узнавали  свойства песка: мокрый, влажный, сыплется, лепится; земля может быть сухой, влажной.  Весной будем наблюдать, как распускается ветка дерева в воде, как растет лук.

        Для развития слухового восприятия я использовала дидактические игры: «Кто позвал?», «Где звенит?», «Кто там?». Дети учились правильно определять направление, откуда идет звук, ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движений.

         В режимных моментах развивала обонятельные ощущения, например, когда малыши моют руки, они чувствуют запах мыла. Я давала возможность детям понюхать разное мыло: цветочное, медовое. Перед обедом предлагала ребятам, закрыв глаза, сказать, чем пахнет. Во время карантина мы нюхаем чеснок, при этом говорю детям, что это полезно – не будут болеть.

Для обогащения вкусовых ощущений предлагала яблоки разных сортов: кислые и сладкие. Малыши знают, что яблоки бывают сладкие и кислые. В игре «Узнай на вкус» дети узнали, что конфеты – сладкие, огурцы бывают соленые.

Работа осуществляется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для них организовывались консультации, на которых знакомила с содержанием работы, рассказывала о том, какая работа должна проводиться в семье. Оформляла выставку дидактических игр и игрушек. Во время открытой недели приглашала на просмотры совместных игр.

Промежуточная диагностика показала: у 44%детей отмечен высокий уровень знаний сенсорного эталона, у 55% - средний уровень. К сожалению, есть дети, у которых низкий уровень – причиной этого являются частые пропуски по болезни.

Систематичность и планомерность работы, использование разнообразных методов и форм организации детей, сотрудничество с родителями – все это способствовало повышению уровня развития детей, обогащения слухового, обонятельного, осязательного и тактильно-двигательного чувственного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.

В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния  правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у д...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым инаоборот, познакомить детей с системой графического отображенияклассификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить свозмо закреплять...

Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста. Работа с родителями....

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий с использованием современного развивающего оборудования, в рамках консультационного пункта

Особая значимость сенсомоторного развития заключается в том, что именно оно создает  необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов (памяти, внимания, вообра...

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.

Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга.  Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....

«Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»

Знакомство с техноогией - хеппининг. Способы ее применения в раннем дошкольном возрасте. Готовый конспект мастер-класса...