«Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии
Знакомство с техноогией - хеппининг. Способы ее применения в раннем дошкольном возрасте. Готовый конспект мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа села Подстепки
муниципального района Ставропольский Самарской области.
Структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»
План-конспект мастер - класса с педагогами на тему:
«Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Шикина С.Л.
445 143, Российская Федерация, Самарская область, муниципальный район
Ставропольский, сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Юбилейная,
дом 9, ул. 40 лет Победы, д. 14 -А
тел. / факс (8482) 23 – 11 – 95 ; сайт: podstepki-sch.cuso.ru
e-mail: zolotoikluchikpodstepki@samara.edu.ru
Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования интерактивной технологии - хэппининг, направленной на обогащение чувственного опыта детей раннего возраста через познание предметов и их свойств (хэппининг)
Требования к результатам:
Реализация поставленной цели мастер-класса позволит его участникам
Получить:
- Представления:
- о технологии хэппининг, как средства обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста;
- о создании условий в групповом помещении детей раннего возраста с использованием материалов хэппининга;
- Практический опыт:
- овладение приемами использования инновационной технологии хэппининг и ее материалами в развитии детей раннего возраста
Задачи:
- Познакомить педагогов с условиями для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности.
- Показать педагогам, как формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Материал для проведения: сенсорная коробка (цветные камешки, крупная мозаика, мелкие игрушки...), поднос, контейнер с цветным песком, гуашь, бумага, вода.
Содержание.
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»
Целью нашей работы в ходе мастер-класса является знакомство и практическое использование дидактического материала, направленного на обогащение чувственного опыта детей раннего возраста через познание предметов и их свойств. Нам предстоит решить следующие задачи:
1. Расширить представления педагогов об инновационной технологии: «хеппенинг»;
2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;
Информационная часть.
Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых или детей, но не контролируемые им полностью.
Для детей же, Хэппенинг – это игровая манипуляция , обычно включающая в себя импровизацию и не имеющая чёткого сценария.
При использовании хэппининга неизвестно, какой получится результат, но он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к деятельности, особенно в раннем возрасте.
Данную технологию можно отнести к современным личностно-ориентированным образовательным технологиям, направленным на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам попробовать технологию хэппенинг в действии. Приглашаю пройти за стол 5 участников.
- Первое и самое распространенное использование хэппининга – изобразительная деятельность.
Творчество оказывает положительный эффект на полноценное, гармоничное развитие ребенка. Этот процесс связан с массой положительных эмоций: радостью и восторгом от познания и реализации себя.
Главное для детей раннего возраста – это сам процесс, а не результат их деятельности.
С детьми раннего возраста можно использовать различные виды хэппининга: рисование пальчиками, кулачками, ладошками, смятой бумагой, печатками, ватными тычками, рисование на подносе. Воспитатель может дополнить рисунок детей некоторыми деталями (глазки, ручки, лапки..) для создания более выразительного полного образа, вызвав у детей эмоции радости, удовольствия, восторга, чувство уверенности в себе.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга, как рисование на песке. У вас на подносах насыпан слой цветного песка. Проводя пальцем по песку, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. Происходит развитие психических процессов, моторики (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей, формируются положительные эмоции от действия и результатов.
- Второе – сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук с использованием сенсорных коробочек.
Сенсорные коробочки – универсальная развивающая игрушка. По сути это просто емкость с наполнением, главное назначение которой, дать детям возможность трогать, пересыпать, переставлять, изучать то, что внутри нее.
Они позволяют развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку, зрительное, эстетическое восприятие, внимание и усидчивость, изобразительные навыки и умения, координацию движений, наблюдательность, любопытство, эмоциональную отзывчивость.
Состав сенсорных коробочек может быть распределен по: цвету, по темам недели, по материалу, …В этом случае они будут прозрачные. Бывают сенсорные коробочки с сюрпризом, тогда они не прозрачные. Перед Вами некоторые из них…
Давайте сейчас попробуем нарисовать «Солнышко» на песке. Но некоторые дети могут выбрать крышечку и нарисовать Солнышко с ее помощью. Некоторые могут просто положить крышечку и дорисовать только лучики к солнышку.
Выберите для себя сами материал (камешки, крышечки, элементы мозаики, мелкие животные, ракушки, ..) и выложите «Солнышко».
Пригрело теплое солнышко и все насекомые, животные решили погреться после холодов. Возьмите те фигурки, которые вам хочется… Работа с тактильным материалом затягивает, увлекает детей, думаю, что и вам будет интересно проявить фантазию.
Заключительная часть.
Хэппенинг – это действенно-зрелищная форма взаимодействия ребенка с предметами окружающей действительности и людьми, развивается не как организованное, а как спровоцированное, импровизированное, непредсказуемое действо. Целью хэппенинга является вовлечение публики, зрителей, сторонних наблюдателей в действо, провокация неожиданных подсознательных реакций, развитие непосредственности восприятия.
Как итог мастер – класса, я хочу предложить Вам - отправить мне цветовую «телеграмму», подумав над вопросами: Полезен ли для вас мастер-класс? Будете ли использовать в своей работе? Или нет? Напишите мне, пожалуйста, на желтом листочке те, кому понравилась и полезна информация, на красном – кому информация была хорошо знакома и неинтересна в данный момент, и на зеленом – кто хотел бы получить расширенную информацию по данной теме. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Спасибо. Раздача буклетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физических занятий в обогащении двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации по правильной организации двигательной активности в детском саду и семье....
Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
В публикации представлены приемы работы по обогащению двигательного опыта детей, которые могут использовать воспитатели при организации самостоятельной деятельности малышей....
Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. Не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной...
Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
В статье рассматривается проблема создания условий для развития самостоятельной двигательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста....
Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
В статье представлены особенности построения физкультурно-игровой среды в младшей группе десткого сада...
Методическая разработка. Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.
Одна из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Речевое развитие») включает в себя обогащение активного словаря детей. С...
«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»
В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....