Песня остаётся с человеком.
классный час на тему
Мастерская о ценности песни для подростков и старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_o_pesne.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Вохмянина Екатерина Александровна,
учитель –дефетолог МКДОУ № 189
Песня остается с человеком
(мастерская о ценности песни для подростков и старшеклассников)
Наверное, редкая мама не мурлычет своему ребеночку с первых дней его жизни: “Баю - баюшки - баю ...” Так песня становится одним из первых самых ярких впечатлений подрастающего человечка. Она будет сопровождать его всегда: в минуты печали и радости, бодрости и грусти... Еще девчонкой я любила исполнять песни, которые мы учили в садике и которые слышала от папы под лихой аккомпанемент баяна или гармошки. С тех пор я пою, и со мной поют все окружающие ( а мои друзья без гитары меня вообще не представляют). В детские и отроческие годы не знала, как сказать другим, что песня - это великая ценность, данная человеку для лучшего понимания себя, для того, чтоб жизненно важный смысл глубже понимал слушатель - собеседник. Теперь решила поделиться тем, что так долго хранилось и зрело в душе.
В чуть затемненном классе собрались юноши и девушки 13 - 15 лет. На доске иллюстрации в виде арки: поющий на лугу вокруг березки хоровод, Высоцкий с гитарой, что - то исполняет на большой сцене хор с солистом, маэстро И. Крутой поет под фортепиано, дети поют в отсветах костра и маленький плакатик с концерта группы “Руки вверх”. А внутри арки из картинок - эпиграф:
Блаженно сердце на краю,
Примерзли пальцы к грифу.
В раю - пою, в аду - пою,
В бреду и наяву пою,
И охраняет на краю
Мой пес - мой голос - жизнь мою.
Не дай Бог станет тихо...
У доски стоит гитара, в классе по кругу расставлены стулья. Участники удобно рассаживаются лицом друг к другу.
Предлагаем учащимся назвать любимую песню вашего детства (напеть или рассказать о ней), и объяснить, почему именно она - любимая”.
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:
− Я очень любила песню “ По малинку в сад пойдем”, которую выучила в садике. Мы очень часто пели ее с сестрой, когда ехали в автобусе, громко хором. Пассажиры слушали нас и улыбались, а это мне очень нравилось.
− Я помню, что любила песню “Феличита”, которую исполнял итальянский дуэт: забавный дяденька, толстенький в очках и красивая тетенька. А песня нравилась из - за них и еще потому, что казалась веселой.
− Мне нравилась новогодняя песня про огоньки. Знаете, “огоньки сверкают - красный, голубой”. Нравилась, потому что Новый год любил.
− А мне нравилась песня “Черный кот”, потому что кота было жалко.
− Мне помнится колыбельная, которую пела бабушка. Она говорит, что это старинная вятская песня и ей уже 300 лет. Она очень нежная, мелодичная. И добрая, как руки моей бабушки.
Благодарю ребят за откровенность и предлагаю каждому взять из музыкальной шкатулки жетон, цвет которого больше нравится. На жетонах изображены музыкальные значки: на желтом - диез, на красном - бемоль,
на голубом - скрипичный ключ.
Следующее задание:
- Споём вместе песенку для всех, повторяя вместе со мной припев (4 раза).
Песенка для всех
(Музыка и слова С. Матвиенко)
- Эту песенку, друзья, разучить не сложно,
Под оркестр можно петь, без оркестра можно.
Даже, если вам медведь наступил на ухо
Эту песню можно петь, не имея слуха.
Пап, парам, парам! ( 4 раза )
- Тот, кто двойки получал на уроках пения
Тоже хочет песню петь - лопнуло терпение:
Дуют ветры в феврале, и метет поземка,
И не важно, как поем, главное, что громко!
Пап, парам, парам! ( 4 раза )
Лучше песни не найти, мы вам скажем твердо,
Потому что в ней всего целых три аккорда.
Кто не может говорить, пусть рычит мотором,
И не важно, как поем, главное, что хором!
Пап, парам, парам! ( 4 раза )
- Если кончились слова, значит песня спета,
Не беда, давайте петь - с первого куплета!
Пап, парам, парам! ( 8 раз )
Ребята поют с большим удовольствием. Некоторые даже качают ногой или бьют ладошкой по парте в такт музыке.
Дадим возможность задуматься над тем, какие песни хочется петь.
Возьмите со листочки - сектору (лежат на столах около таблички) и запишите на нем свой ответ - коротко, чтоб уместился в одной строке. В это время рисуем на левой боковой доске нотный стан, а каждой группе выдаём небольшой кружочек из клейкой бумаги. Когда готов ответ, каждый прочитает свою мысль вслух, а сегменты - мысли можно соединить в одну круглую нотку, а нотку затем прикрепить на доске на нотный стан.
Участники мастерской работают по - разному: кто -то быстро и коротко, всего несколько слов, а кто - то думает и медленно потом выводит свои строчки. Через 2-3 минуты предлагаем каждому зачитать свою мысль вслух в своей группе, соединить мысли в групповую нотку клейким кружочком посередине. Далее слушаем от каждой группы - ответ - обобщение: “ Мы считаем, что хочется петь те песни ...” Варианты ответов удивляют разнообразием мнений:
− хочется петь то, что совпадает с моим настроением;
− хочется петь песни со смыслом, а под остальные просто танцевать или двигаться;
− хочется петь те песни, которые хочется петь;
− хочется петь то, что зажигает;
− а мне иногда все равно что, ну просто хочется петь!
− хочется петь веселую песню;
− ту, которую можно прокричать ...
На следующем этапе каждая группа получает задание - составить кластер на заданную тему. Время работы - 5-7 минут. В качестве раздаточного материала используются альбомные листы с фломастерами, фрагменты текстов песен, иллюстрации. Задания, предложенные для работы, таковы:
1 группа ( принимают участие в рождении песни) :
-Вспомните те профессии, которые нужны сегодня для создания песни.
2 группа (азнообразные жанры песен) :
-Взгляните на репродукции на доске. Вспомните сами и другие песенные жанры.
3 группа (Сфера применения песни) :
-Рассмотрите иллюстрации, вложенные в конверт, и те, что есть на доске. Найдите как можно больше сфер применения песни. (В конверте иллюстративный материал: поющий герой из мультфильма; поющая девушка, одиноко стоящая у окна; артист, получающий гонорар; поющие крестьяне, засевающие поле).
(Фрагменты текстов песен см. ниже)
4 группа: (из песни можем мы узнать ...)
- Прочитайте прилагающиеся фрагменты текстов песен, вдумайтесь в эпиграф и впишите в кластер - гроздь варианты информации, содержащейся в текстах.
Фрагменты текстов песен
- Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
идут лавины одна за одной ...
- Во деревне то было в Ольховке,
во деревне то было в Ольховке.
Эх, лапти мои ...
- ... В серой шинели рядового
шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Про кари очи, про дом свой отчий
Пел в пути солдат.
- Футбол, футбол!
Кричат болельщики: “Гол!” ...
- Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, кленовая, сама пойдет! ...
- Баю - баюшки - баю,
тебе я песню спою.
Пусть зимний сон к тебе придет
В своих пушистых валенках,
и за собою приведет своих внучаток маленьких ...
- Туристы все такой народ,
туристам море по колено,
турист всегда поесть готов,
хоть будет сварено полено ...)
Сере 7 минут каждая группа демонстрирует результаты своей работы.
Песня порой создана для того ...
− чтобы передать технологию какого - либо процесса (р.н.п.: засевали - поливали - собирали и т.п.)
− как фон, дополнительное настроение кинофильмов, мультфильмов
− как средство зарабатывания денег
− чтоб человек мог самовыражаться
− как поддержка в работе (“Дубинушка”)
− песня как шанс рассказать о событии, важном для тебя сейчас
− песня для поддержания (создания) настроения
- песня по поводу (застольная, новогодняя и т.д.)
Из песни можем мы узнать
− цепочку фактов (содержание песни, сюжет)
− сведения об авторе (турист - смелый, сильный)
− сведения о географических пространствах, где не был слушатель
− сведения об обычаях тех или иных наций
- сведения о природных явлениях
- сведения о той или иной профессии
Каждый из тезисов участники доказывали песенными строчками. Кластеры, как и нотки - мысли, мы поместили на доску.
Кульминационный момент – создание плаката, Заголовки - лозунги для плакатов предлагаются следующие:
- Народная песня (О том, что ценится в хорошей песне. Когда можно сказать, что песня удалась, стала любимой народом?)
- Так петь не следует (О выборе песни, обстоятельств, соответствующих пению, об имидже исполнителя и го внешнем виде.)
- Песня помогает человеку.
- Моя любимая песня.
Прежде чем начать непосредственную работу над плакатом, нужно убедиться в том, что каждая группа - дружный коллектив, мощный эмоционально - информационный центр.
Предлагаем каждой группе выбрать песню и дружбе и с чувством её исполнить. Несколько минут уходит на выбор произведения и мини-подготовку, затем звучит звонкое слаженное детское пение, звучит с вызовом, азартом и воодушевлением. Каждая группа по очереди поет, в награду получает аплодисменты и лист ватмана, выбирает понравившийся лозунг и на 15 - 20 минут погружается в совместное творчество. Приятно смотреть на увлеченно работающих участников, получающих удовольствие от процесса поиска и творчества.
Афишируя свою работу, группы демонстрируют и “защищают” свои плакаты, затем отвечает на вопросы, заданные соседними мини-коллективами (по 1-2 вопроса). Какие красочные получились работы! Здесь и рисунки, и цитаты из песен, и игра цвета, и масса образов - символов, даже кое - где фрагменты из телереклам пригодились. В итоге участники приходят к общему выводу, что главное не в том доходе, который принесет песня, а личностях её авторов, их умении сказать что - то новое, обратить внимание слушателя на истинные духовные ценности, о прошлое и настоящее Отечества. Чтобы открывать в песне свою душу, нужно обладать высоким уровнем культуры и искренностью, которые ценятся во все времена и не зависят от моды.
В заключение прошу взять ручки и закончить фразу “настоящая песня - это...”. У ребят 5 минут на то, чтоб собраться с мыслями и выразить в письменном виде все, что осознал, открыл для себя каждый. А я тем временем вывешиваю на доску лист ватмана с красиво выведенным заголовком: “настоящая песня - это ...”.
Написавшие прикрепляют свое эссе на лист ватмана.
∗ Настоящая песня - это та, которая передает не содержание слов, а главную свою идею. Та, над которой хочется думать, которую хочется переживать вновь.
∗ Настоящая песня - это сокровище, которое не теряет своего значения никогда.
∗ Настоящая песня - это та, которая сливается с тобой, когда хочется сказать: “Эта песня есть я”.
∗ Настоящая песня - это как хорошее вино: с годами приобретает новые и новые оттенки, и чем их больше, тем больше она ценится.
- Настоящая песня - это свобода. Ее не уничтожишь, если она проросла в людских сердцах.
Когда все эссе оказываются на одном большом листе, предлагаю каждому в группе ответить на вопросы:
- Что для тебя сегодня стало открытием?
- Что сегодня показалось тебе самым сложным?
- Какой этап работы был для тебя наиболее интересен?
- Вырази одним словом настроение сегодняшнего занятия.
После того, как высказался каждый, вновь объединяемся, усаживаемся в общий круг. Спрашиваю, не хочет ли кто подарить нам сейчас свою любимую песню. Одна из участниц начинает: “Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно ...” Песню дружно подхватывают другие голоса, поддержанные гитарным перебором. Не сговариваясь, руки ложатся друг к другу на плечи; в этом жесте - тепло, искренность, доверие. Этот прекрасный момент общего откровения завершает мастерскую, которая сплотила нас, как настоящая песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая неделя "Человек без родины, что соловей без песни" (для родителей)
Рекомендации для родителей по тематической недели "Человек без родины, что соловей без песни"...
Буклет - памятка для родителей "Человек без родины, что соловей без песни" (для родителей)
Памятка для родителей "Человек без родины, что соловей без песни"...
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
Слова песни "Интересней человека ничего на свете нет"
Слова песни "Интересней человека ничего на свете нет"...
Права человека в песнях. сценарий совместного досуга с родителями для детей 6-7 лет
quot;Права человека в песнях". сценарий совместного досуга с родителями для детей 6-7 лет...
Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема недели: «Человек без Родины - что соловей без песни».
Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема недели: «Человек без Родины - что соловей без песни»....