Песня остаётся с человеком.
классный час на тему

Вохмянина Екатерина Александровна

Мастерская о ценности песни для подростков и старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_o_pesne.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Вохмянина Екатерина Александровна,

учитель –дефетолог МКДОУ № 189

Песня   остается   с   человеком

(мастерская о ценности песни для подростков и старшеклассников)

        Наверное, редкая мама не мурлычет своему ребеночку с первых дней его жизни: “Баю - баюшки - баю ...” Так песня становится одним из первых самых ярких впечатлений подрастающего человечка. Она будет сопровождать его всегда: в минуты печали и радости, бодрости и грусти... Еще девчонкой я любила  исполнять песни, которые мы учили в садике и которые слышала от  папы под лихой аккомпанемент баяна или гармошки. С тех пор я пою, и со мной поют все окружающие ( а мои друзья без гитары меня вообще не представляют).  В детские и отроческие годы не знала, как сказать другим, что песня - это  великая ценность, данная человеку для лучшего понимания себя, для  того, чтоб жизненно важный смысл глубже понимал слушатель - собеседник. Теперь решила поделиться тем, что так долго хранилось и зрело в душе.

        В чуть затемненном классе собрались юноши и девушки 13 - 15 лет. На доске иллюстрации в виде арки: поющий на  лугу вокруг березки хоровод, Высоцкий с гитарой, что - то исполняет на большой сцене хор с солистом, маэстро И. Крутой поет под фортепиано, дети поют в отсветах костра и маленький плакатик с концерта группы “Руки вверх”. А внутри арки из картинок - эпиграф:

Блаженно сердце на краю,

Примерзли пальцы к грифу.

В раю - пою, в аду - пою,

В бреду и наяву пою,

И охраняет на краю

Мой пес - мой голос - жизнь мою.

Не дай Бог станет тихо...

        У доски стоит гитара, в классе по кругу расставлены стулья. Участники удобно рассаживаются лицом друг к другу.

Предлагаем учащимся назвать любимую песню вашего детства (напеть или рассказать о ней), и объяснить, почему  именно она - любимая”.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:

 Я очень любила песню “ По малинку  в сад пойдем”, которую выучила в садике. Мы очень часто пели ее с сестрой, когда ехали в автобусе, громко хором. Пассажиры слушали нас и улыбались, а это мне очень нравилось.

 Я помню, что любила песню “Феличита”, которую исполнял итальянский дуэт: забавный дяденька, толстенький в очках и красивая тетенька. А песня нравилась из - за них и еще потому, что казалась веселой.

 Мне нравилась новогодняя песня про огоньки. Знаете, “огоньки сверкают - красный, голубой”. Нравилась, потому что Новый год любил.

 А мне нравилась песня “Черный кот”, потому что кота было жалко.

 Мне помнится колыбельная, которую пела бабушка. Она говорит, что это старинная вятская песня и ей уже 300 лет. Она очень нежная, мелодичная. И добрая, как руки моей бабушки.

        Благодарю ребят за откровенность и предлагаю каждому взять из музыкальной шкатулки  жетон, цвет которого больше нравится. На жетонах изображены  музыкальные значки: на желтом - диез, на красном - бемоль,

на голубом - скрипичный ключ.

Следующее задание:

- Споём вместе песенку для всех, повторяя вместе со мной припев (4 раза).

Песенка для всех

   (Музыка и слова  С. Матвиенко)

  1. Эту песенку, друзья, разучить не сложно,

Под оркестр можно петь, без оркестра можно.

Даже, если вам медведь наступил на ухо

Эту песню можно петь, не имея слуха.

Пап, парам, парам! ( 4 раза )

  1. Тот, кто двойки получал на уроках пения

Тоже хочет песню петь - лопнуло терпение:

Дуют ветры в феврале, и метет поземка,

И не важно, как поем, главное, что громко!

Пап, парам, парам! ( 4 раза )

Лучше песни не найти, мы вам скажем твердо,

Потому что в ней всего целых три аккорда.

Кто не может говорить, пусть рычит мотором,

И не важно, как поем, главное, что хором!

Пап, парам, парам! ( 4 раза )

  1. Если кончились слова, значит песня спета,

Не беда, давайте петь - с первого куплета!

Пап, парам, парам! ( 8 раз )

        Ребята поют с большим удовольствием. Некоторые даже качают ногой или бьют ладошкой по парте в такт музыке.

Дадим возможность задуматься над тем, какие песни хочется петь.

 Возьмите со листочки - сектору (лежат на столах около таблички) и  запишите на нем свой ответ - коротко, чтоб уместился в одной строке. В это время рисуем на левой боковой доске нотный стан, а каждой группе выдаём небольшой кружочек из клейкой бумаги. Когда готов ответ, каждый  прочитает свою мысль вслух, а сегменты - мысли можно  соединить в одну круглую нотку, а нотку затем прикрепить на доске на нотный стан.

        Участники мастерской работают  по - разному: кто -то быстро и коротко, всего несколько слов, а кто - то думает и медленно потом выводит свои строчки. Через 2-3 минуты предлагаем каждому зачитать свою мысль вслух в своей группе, соединить мысли в групповую нотку  клейким кружочком посередине. Далее слушаем от каждой группы - ответ - обобщение: “ Мы  считаем, что хочется петь те песни ...” Варианты ответов удивляют разнообразием мнений:

  хочется петь то, что совпадает с моим настроением;

 хочется петь песни со смыслом, а под остальные просто танцевать или двигаться;

  хочется петь те песни, которые хочется петь;

  хочется петь то, что зажигает;

  а мне иногда  все равно что, ну просто хочется петь!

  хочется петь веселую песню;

  ту, которую можно прокричать ...

        На следующем этапе каждая группа получает задание - составить кластер на заданную тему. Время работы - 5-7 минут. В качестве раздаточного материала используются альбомные листы с фломастерами, фрагменты текстов песен, иллюстрации. Задания, предложенные для работы, таковы:

1 группа ( принимают участие в рождении песни) :

-Вспомните те профессии, которые нужны сегодня для создания песни.

2 группа (азнообразные жанры  песен) :

-Взгляните на репродукции на доске.  Вспомните сами и другие песенные жанры.

3 группа  (Сфера применения песни) :

-Рассмотрите иллюстрации, вложенные в конверт, и те, что есть на доске. Найдите как можно больше сфер применения песни. (В конверте иллюстративный материал: поющий герой из мультфильма; поющая девушка, одиноко стоящая у окна;  артист, получающий гонорар; поющие крестьяне, засевающие поле).

 (Фрагменты текстов песен см. ниже)

        4 группа:  (из песни можем мы узнать ...)

- Прочитайте прилагающиеся фрагменты текстов песен, вдумайтесь в эпиграф и впишите в кластер - гроздь варианты информации, содержащейся в текстах.

Фрагменты текстов песен

  • Здесь вам не равнина, здесь климат иной,

    идут лавины одна за одной ...

  • Во деревне то было в Ольховке,

    во деревне то было в Ольховке.

    Эх, лапти мои ...

  • ... В серой шинели рядового

     шел солдат.

     Шел   солдат, преград не зная,

     Шел солдат, друзей теряя,

     Про кари очи, про дом свой отчий

     Пел в пути солдат.        

  • Футбол, футбол!

     Кричат болельщики: “Гол!” ...

  • Эх, дубинушка, ухнем!

    Эх, кленовая, сама пойдет! ...

  • Баю - баюшки - баю,

    тебе я песню спою.

    Пусть зимний сон к тебе придет

    В своих пушистых валенках,

    и за собою приведет своих внучаток маленьких ...

  • Туристы все такой народ,

    туристам море по колено,

    турист всегда поесть готов,

    хоть будет сварено полено ...)

        Сере  7 минут  каждая группа демонстрирует результаты своей работы.

Песня порой создана для того ...

  чтобы передать технологию какого - либо процесса (р.н.п.: засевали - поливали - собирали и т.п.)

  как фон, дополнительное настроение кинофильмов, мультфильмов

  как средство зарабатывания денег

  чтоб человек мог самовыражаться

  как поддержка в работе (“Дубинушка”)

  песня как шанс рассказать о событии, важном для тебя сейчас

  песня для поддержания (создания) настроения

  • песня по поводу (застольная, новогодняя и т.д.)

        Из песни можем мы узнать

  цепочку фактов (содержание песни, сюжет)  

  сведения об авторе (турист - смелый, сильный)

  сведения о географических пространствах, где не был слушатель

  сведения об обычаях тех или иных наций

  • сведения о природных явлениях
  • сведения о той или иной профессии

        Каждый из тезисов участники доказывали песенными строчками. Кластеры, как и нотки - мысли, мы поместили на доску.

Кульминационный момент – создание плаката, Заголовки - лозунги для плакатов предлагаются следующие:

  1. Народная песня (О том, что ценится в хорошей песне. Когда можно сказать, что песня удалась, стала любимой народом?)
  2. Так петь не следует (О выборе песни, обстоятельств, соответствующих пению, об имидже исполнителя и го внешнем виде.)
  1. Песня помогает человеку.
  1. Моя любимая песня.

        Прежде чем  начать непосредственную работу над плакатом, нужно убедиться в том, что каждая группа - дружный коллектив, мощный эмоционально - информационный центр.

Предлагаем каждой группе выбрать песню и дружбе и с чувством её исполнить. Несколько минут уходит на выбор  произведения и мини-подготовку, затем  звучит звонкое слаженное детское пение, звучит с вызовом, азартом и воодушевлением. Каждая группа по очереди поет, в награду получает аплодисменты и лист ватмана, выбирает понравившийся лозунг и на 15 - 20 минут погружается в совместное творчество. Приятно смотреть на увлеченно работающих участников, получающих удовольствие от процесса поиска и творчества.

Афишируя свою работу, группы демонстрируют и “защищают” свои плакаты, затем отвечает на вопросы, заданные соседними мини-коллективами (по 1-2 вопроса). Какие красочные получились работы! Здесь и рисунки, и цитаты из песен, и игра цвета, и масса образов - символов, даже кое - где фрагменты из телереклам пригодились. В итоге участники приходят к общему выводу, что главное не в том доходе, который принесет песня, а личностях её авторов,  их умении сказать  что - то новое, обратить внимание слушателя на истинные духовные ценности, о прошлое и настоящее Отечества. Чтобы открывать в песне свою  душу, нужно обладать высоким уровнем культуры и  искренностью, которые ценятся во все времена и не  зависят от моды.

В заключение прошу взять ручки и закончить фразу  “настоящая песня  - это...”.  У ребят 5 минут на то,  чтоб собраться с мыслями и выразить в письменном виде все, что осознал, открыл для себя каждый. А я тем временем вывешиваю на доску лист ватмана с красиво выведенным заголовком: “настоящая песня - это ...”.

 Написавшие прикрепляют свое эссе на лист ватмана.

  Настоящая песня - это та, которая передает не содержание слов, а главную свою идею. Та, над которой хочется думать, которую хочется переживать вновь.

  Настоящая песня - это сокровище, которое не теряет своего значения никогда.

  Настоящая песня - это та, которая сливается с тобой, когда хочется сказать: “Эта песня есть я”.

  Настоящая песня - это как хорошее вино: с годами приобретает новые и новые оттенки, и чем их больше, тем больше она ценится.

  • Настоящая песня - это свобода. Ее не уничтожишь, если она проросла в людских сердцах.

        Когда все эссе оказываются на одном большом листе,  предлагаю каждому в группе ответить на вопросы:

  1. Что для тебя сегодня стало открытием?
  2.  Что сегодня показалось тебе самым сложным?
  3.  Какой этап работы был для тебя наиболее интересен?
  4. Вырази одним  словом настроение сегодняшнего занятия.

        После того, как высказался каждый, вновь объединяемся, усаживаемся в общий круг.  Спрашиваю, не хочет ли кто подарить нам сейчас свою любимую песню. Одна из участниц начинает: “Изгиб гитары желтой  ты обнимешь  нежно ...” Песню дружно подхватывают другие голоса, поддержанные гитарным перебором. Не сговариваясь, руки ложатся друг к другу на плечи; в этом жесте - тепло, искренность, доверие. Этот прекрасный момент общего откровения завершает мастерскую, которая сплотила нас, как настоящая песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя "Человек без родины, что соловей без песни" (для родителей)

Рекомендации  для родителей по тематической недели "Человек без родины, что соловей без песни"...

Буклет - памятка для родителей "Человек без родины, что соловей без песни" (для родителей)

Памятка для родителей "Человек без родины, что соловей без песни"...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

Слова песни "Интересней человека ничего на свете нет"

Слова песни "Интересней человека ничего на свете нет"...

Права человека в песнях. сценарий совместного досуга с родителями для детей 6-7 лет

quot;Права человека в песнях". сценарий совместного досуга с родителями для детей 6-7 лет...

Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема недели: «Человек без Родины - что соловей без песни».

Календарно - тематическое  планирование воспитательно-образовательной работы  на неделю. Тема недели:   «Человек без Родины - что соловей без песни»....