Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"
материал

Вертий Светлана Николаевна

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_2.docx24.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»

Мастер – класс для педагогов ДОУ по теме

«Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании»

                                                                  Подготовила и провела

                                                                        музыкальный руководитель

                                              Вертий С.Н.

Солнечногорск

2020 г

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.
Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребёнка.
         Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции.Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные,образовательные и коррекционные задачи.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки. На занятиях дети усваивают способы действия с предметами и музыкальными инструментами.        

Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения смузыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Цель работы: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать

развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Задачи работы:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру,

• формирование основ музыкальной культуры,

• ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,

• развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса,

• воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности,

• развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении,

• развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

Коррекционно - развивающие задачи по музыкальному воспитанию

- Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

- Развитие и коррекция познавательной сферы.

- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

- Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата.

- Формирование качества движений.

- Развитие эмоционально- волевой сферы.

- Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

Свою работу я строю в соответствии с утвержденной рабочей программой на учебный год, которая разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы и Адаптированной основной образовательной программы МБДОУ № 57  г. Солнечногорска для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я учитываю их быструю утомляемость и другие особенности психического развития, внимательно наблюдаю за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия, а если необходимо, то изменяю и его продолжительность, в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий.

Музыкальные занятия с детьми ОВЗ могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.
         
         На первом этапе своей работы я исключаю подвижные игры с элементами соревнования и парные танцы. Так как в группах преобладают гиперактивные дети (в основном мальчики), основу танцевального репертуара должны составлять композиции в наибольшей степени отражающие особенности их психологии. Этому же должны соответствовать и атрибуты танцевальных композиций - мечи, щиты, барабаны. Всё это способствует развитию их эмоционально-волевой сферы, воспитывает в мальчиках силу, мужественность, придаёт движениям выразительность.
Также  больше внимания уделяю упражнениям на развитие слухового внимания, ритма, танцам с предметами.
         Я активно использую в своей работе игры-потешки, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.
        В связи с тем, что эмоциональная сфера детей с ОВЗ слабо развита, я включаю в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, мимики и пантомимики, упражнения на релаксацию, чтобы научить их снимать эмоциональное напряжение.

         Игры и игровые упражнения занимают особое место  на музыкальных занятиях,т.к способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, приучают его слушать и слышать взрослого, обучают самоконтролю и взаимодействию друг с другом.

         Для активизации детей на занятиях я применяю игровые, наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы: художественные иллюстрации и репродукции, дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это тоже способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.

         Важным направлением в моей работе с детьми - является пение.
Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с детьми ОВЗ.
          Во время пения я уделяю внимание певческой установке, упражнениям на развитие координации слуха и голоса.
          Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием имён и коротких музыкальных фраз с различной интонацией ( напевно, отрывисто…) и динамикой.
         Пение развивает коммуникативные способности ребёнка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение  у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

         Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребёнку. В своей работе я уделяю время каждому и никогда не принуждаю его к действию. Стараюсь увлечь ребёнка с помощью выразительной интонации голоса, мимики, жеста, тактильных прикосновений.
        Это помогает усилить или ослабить эмоциональное проявление ребёнка.
А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажамив исполнении взрослого просто необходимо.

      Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации:

- музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

-замкнутые дети становятся более общительными;

- развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

- развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

- в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

- формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку, помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, сформировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заряжает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, речевой деятельности.

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:

• не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

• не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

• не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Музыка помогает детям с ОВЗ выйти из своего внутреннего мира. У них появляется эмоциональный отклик на музыку и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкальных занятий у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика тела. Музыкальные занятия способствуют воспитанию положительного эмоционального отношения к музыке, повышают настроение, предоставляет ребёнку богатые возможности для общения с взрослыми и со сверстниками.

Одним из основных направлений коррекционной работы проводимой на музыкальных занятиях является умение подражание действиям взрослого. Дети, подражая взрослому, учатся танцевать, извлекать звуки при помощи музыкальных инструментов, подпевать.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут и включают в себя следующие направления:

  1. Слушание музыки;
  2. Пение;
  3. Музыкально-ритмические движения и танцы;
  4. Игра на музыкальных инструментах;
  5. Театральная деятельность и музыкальные игры.

Слушание музыки способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, развивает интерес к окружающему миру звуков. Дети учатся узнавать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития. Дети учатся пропевать слоги и целые слова вместе с педагогом.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения.

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движения.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие. Восприятие разнообразных серий звуков, различаются по высоте, длительности и силе звуков, различающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Помимо этого один раз в неделю проводится логоритмическое занятие. Логоритмика – это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса быстрее происходит речевое развитие и лучше развиваться мелкая и крупная моторика.

Каждое занятие направлено на развитие детей. Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей – это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

  1. Интонационное и коррекционное произношение;
  2. Фонетическое (слуховое) восприятие;
  3. Артикуляционное упражнение;
  4. Песни без музыкального сопровождения;
  5. Игры на музыкальном инструменте;
  6. Регулировка мышечного тонуса;
  7. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

Свою работу строю с учетом рекомендаций учителя – логопеда, педагога – психолога и индивидуальных возможностей детей.

В своей профессиональной деятельности в работе с детьми с ОВЗ, я использую следующие виды образовательных технологий:

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Психогимнастика  – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.

 Музыкально-дидактические игры- развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Кинезитерапия-это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания.

Театр рук - это очень актуальный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Упражнения с листком бумаги – развивают чувство ритма, владение темпом, динамикой, а так же развивается чувство ансамбля. Развивают мелкую моторику через тактильные ощущения и упражнения с листом бумаги;

В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих 
условиях:
1 Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2 Необходим  индивидуальный подход к ребёнку (называть его только по имени, смотря в глаза).
3Тщательный подход к подбору детского репертуара.
4 Необходимо, как можно больше поощрять детей ( словом, жестом, улыбкой, прикосновением).
           Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по проектной деятельности для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений

Данный материал показывает как обеспечить музыкальное развитие детей, используя метод тематических проектов. В конспекте идет речь о центрах активности детей (по программе "Сообщество" - особой развив...

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных  технологий в организации образовательного процесса....

Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО

В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...

Консультация "Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования".

Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьиЗаключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого потенциала.В основе такого взаимодействия ...

Городской мастер- класс по теме: Организация работы с детьми с ОВЗ в рамках реализации задач инклюзивного образования

quot;Развивающая предметно- пространственная среда для повышения качества работы по развитию речевого  и познавательного  потенциала, интеллектуальной сферы для детей в ДОО, в рамках ...