Особенности работы с родителями в условиях дошкольного логопедического кабинета в ДОУ для детей с нарушением зрения
консультация по логопедии
Статья посвящена описанию работы учителя - логопеда с родителями детей, чьи дети имеют нарушения зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_roditelyami_v_usloviyah.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с родителями в условиях
дошкольного логопедического кабинета в ДОУ для детей с нарушением зрения
Черных Ольга Ивановна, учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №218, г. Ижевск
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.
Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы: неправильное произношение свистящих и шипящих звуков), (ламбдацизмы: неправильное произношение звука «Л»), (ротоцизмы: неправильное произношение звука «Р»), встречаются в два раза чаще, чем в норме.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Дошкольный возраст – лучший период для коррекции речевых дефектов. Поэтому в ДОУ для детей с нарушением зрения функционирует логопедический кабинет. Логопед своевременно выявляет, какие нарушения речи имеются у дошкольников. Чаще у детей с патологией зрительных функций страдает звуковая сторона речи (звукопроизношение), имеются нарушения фонематического слуха, выявляются недостатки лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Логопед определяет пути коррекции речевых недостатков у дошкольников, создает для каждого систему эффективных упражнений. Однако, как бы ни старался логопед, если в коррекционную работу не будут включены родители малыша, то и положительный результат будет отсрочен во времени.
Проблема заключается в том, что по разным причинам (в силу своей занятости, недопонимания, не знания и пр.) родители не сразу включаются в систему коррекционных занятий. Что делать, как объяснить родителям огромную значимость занятий по коррекции нарушений речи ребёнка? Как сделать взаимодействие логопеда с родителями максимально продуктивным? Несколько советов начинающим логопедам.
1. Проведя обследование состояния речевых процессов у детей с нарушениями зрения, приглашаем на первую встречу тех родителей, чьи дети попали в поле зрения специалиста. Это должна быть индивидуальная консультация – знакомство. Лучше, если на первой встрече будут присутствовать оба родителя. Ведь если значимость коррекции речи поймёт лишь один из них, то есть риск, что второй будет постоянно «охлаждать его пыл» со словами: «Не так уж это и важно», «Как-нибудь само исправится». Задачу лучше донести до обоих родителей, чтобы в дальнейшем они не пререкались, а наоборот объединили свои усилия на благо ребёнка. При знакомстве нужно быть предельно деликатным, учитывая, что у ребенка имеются сенсорные и речевые нарушения, употреблять поменьше профессиональных терминов. Многие чересчур чувствительные мамы воспринимают информацию логопеда как трагедию. Лучше объяснить всё простыми словами, избегая выражений «патология», «дефект» и т.д.
2. Следующий шаг – это родительское собрание. Логопед выходит на собрание с определенной целью: подчеркнуть значимость и необходимость включения родителей в процесс коррекции речевых недостатков у детей. Начать собрание можно с предложения пофантазировать родителям: кем станут их дети, когда вырастут? А затем обратить их внимание на то, какое огромное количество профессий требует чёткой дикции и хорошо поставленной речи: журналист, педагог, актёр, политический деятель и т.п. И даже если будущее занятие их сыновей и дочерей никак не будет связано с ораторским мастерством, всё же правильное проговаривание слов – это уверенность в себе и высокая самооценка. Конечно, и люди, не обладающие гладкой красивой речью, добиваются успеха. Но если есть возможность заранее устранить препятствие, почему бы не сделать это? Затем необходимо сказать о том, что данный возраст – самый благодатный момент для формирования правильной речи. Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, «деревце» станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится.
Следующий этап собрания – это информация о том, что родителям необходимо дома закреплять полученные ребенком на занятии навыки, т.е. выполнять задания в домашней тетради. Важно донести до родителей, что выполнение упражнений не должно превращаться в мучительные, скучные занятия дома. В задания можно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. А вот на поощрения даже за малейшие успехи не скупиться, хвалить малыша как можно чаще.
3. Осуществление взаимодействия с родителями посредством показа логопедических приемов на занятии. Примерно 1 раз в неделю приглашаем их на индивидуальное занятие. Родители, наблюдая за тем, как логопед выстраивает отношения с ребенком, слушая комментарии логопеда по ходу занятия, перенимают приемы, способы, игры, упражнения, которыми пользуется специалист. А затем дома закрепляют навыки, которые получил их малыш на занятии. Логопед прописывает в тетради речевой материал, который требуется закрепить в домашних условиях; дает рекомендации по использованию дополнительных материалов, наглядности, игрушек и пр. Родители должны почувствовать, что есть специалист, которому можно доверить свое чадо, можно поделиться успехами или, наоборот, проблемами в развитии ребенка. Выстраивание доверительных отношений между логопедом, ребенком и родителями – залог успешной коррекционной работы. Необходимо постоянно показывать родителям значимость каждого занятия, учить видеть даже малейшие успехи ребенка и поощрять их, замечать улучшения в речи малыша. Если логопед будет встречать родителей со словами «Вам уже есть чем гордиться», «Поздравляем с ещё одним «побеждённым» звуком», то любой, даже скептически настроенный родитель, будет рад успехам малыша.
4. Донести информацию до воспитателей о важности коррекционных занятий с детьми. Воспитатель детского сада, являющийся авторитетом для родителей, способен сыграть важную роль в их взаимодействии с логопедом. Он может ненавязчиво передать советы логопеда. А также сам включиться в коррекционную работу, например, на подготовительном этапе, на этапе автоматизации поставленных звуков.
Таким образом, вовлекая родителей в процесс коррекции речевых нарушений, обеспечивается максимальная помощь и поддержка со стороны близких для ребенка людей. Тем самым сокращается период коррекционного воздействия и ребенок быстрее овладевает речевыми навыками и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
«Особенности организации и построения предметно – пространственной среды в дошкольной организации для детей с нарушением зрения»
В статье даются рекомендации по созданию предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ....
Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...
консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"
quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...
Консультация - «Ознакомление родителей с условиями для развития и социальной адаптации детей с нарушением зрения»
Описывается коррекционно-развивающая среда, которая решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации дет...
Положение о работе семейного клуба "Хрусталик" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Данное положение разработано с целью сплочения родителей, детей и педагогов, установления сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания, развития и обучения детей с нарушением зрения....
Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на 2019 – 2020 учебный год
План взаимодействия с семьями воспитанников обеспечивает целостный, комплексный, дифференцированный и регулируемый процесс партнерской работы педагогов и родителей в целях всестороннего развития каждо...