Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка с ОВЗ
статья по логопедии

В статье рассматривается вопрос об особенностях влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка. Описано, что участие родителей в развитии ребенка имеет значительное влияние. Акцентируется внимание на важность развития семейного воспитания для развития полноценной личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК:373.21 

Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка с ОВЗ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об особенностях влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка. Описано, что участие родителей в развитии ребенка имеет значительное влияние. Акцентируется внимание на важность развития семейного воспитания для развития полноценной личности.

Ключевые слова: ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, родители, семья,  воспитание, речевое развитие, лексика, детско-родительские отношения, личность.

Annotation. The article deals with the issue of the influence of child-parent relationships on the development of a child's personality. It is described that the participation of parents in the development of a child has a significant impact. Attention is paid to the importance of developing family education for the development of a full-fledged personality.

Keywords: child with disabilities, parents, family, upbringing, speech development, vocabulary, child-parent relationships, personality.

На сегодняшний день  проблема становления личности ребенка под влиянием детско-родительских отношений считается актуальным. Ведь именно родители являются первыми наставниками в жизни каждой личности. Родителям очень важно знать, что они имеют немаловажную роль в жизни своего ребенка.

Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов: И.Ю. Левченко, Е.В. Любезновой, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюковой, Н.Ш. Тюриной, Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина и др.

Согласно работам Л. С. Выготского ребенок не родился человеком, но у него есть задатки, чтобы стать им. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит и после того, как человек овладевает собой, учится управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, и вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к образованию [1, с. 87].

Семья является главным условием, оказывающим огромное воздействие на развитие личности ребенка, так как  основную информацию о себе, также об обществе дошкольник получает от своих же родителей.

Следует отметить, что ребёнок является неотделимой частью семьи. Без ребёнка семья не может быть полноценной так же, как ребенок без неё.

Наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья   может вызывать ряд проблем как между родителями, так и между ребенком.

Все мы знаем, что речь  развивается в дошкольном периоде.  С помощью данной формой общения ребёнок может спокойно выражать свои мысли и чувства, то есть как-то взаимодействовать с окружающим его миром. Овладение речью перестраивает психику ребёнка,  даёт возможность воспринимать ему явления более осознанно и произвольно [2, с.218]

Взрослые, и в первую очередь родители, играют весьма важную роль в речевом развитии ребенка. Они должны применять немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и вовремя. Если взрослые не будут заниматься с детьми, то становится очевидным, что у них речь
становится малопонятной для окружающих. Потому что
речь ребенка формируется на основе речи родных и близких ему людей [2, с.219]

Спервоначала, родители  могут подумать, что речевое развитие ребенка происходит само собой, то есть, не требует  их участия в этом процессе, но на самом деле это вовсе не так. Участие родителей в процессе речевого развития ребенка играет далеко не последнюю роль. Это связано с тем, что  ребенок формирует свой словарный запас, учится понимать разговор окружающих, прислушиваясь к их речи,  и только потом начинает говорить.  

Необходимо подчеркнуть, что  семье очень сложно воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как ему требуется особый подход, что влечёт за собой повышенные финансовые расходы, психологические  и эмоциональные перегрузками.        

В первую очередь, результат благополучного развития ребенка зависит именно от семьи, в которой он воспитывается. Ежели ребенка не принимают в семье, то есть отвергают, также его родные и близкие недолюбливают, если он испытывает внутреннее беспокойство, то все это отрицательно сказывается на его личностном развитии. Любовь, спокойствие в семье и дружелюбное отношение как к ребенку, так и другим членам семьи необходимы для его нормального психического развития.

Одним из опасностей для семьи при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья является наличие  особого подхода к нему. То есть родители в основном выполняют все элементарные задачи ребёнка, которые даже он сам смог бы сделать и тем самым лишают его самостоятельности.

Но на самом деле родители должны воспитывать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья точно так же, как и здорового. Не надо постоянно заострять внимание на спецификах ребенка. Это еще более ухудшает ситуацию.

Детские годы – это  момент наивысшей чувствительности ребёнка к воспитательной деятельности и влиянию среды. В этом возрасте складывается фундамент, на котором основывается все последующее воспитание и обучение.

В дошкольном периоде ребенок старается показать себя только с хорошей стороны  своим родителя, и они должны поддерживать старания ребенка. Для этого необходимо чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может вполне спокойно отнестись к замечаниям старших.

Основной и самой главной задачей каждого родителя является создание благоприятной и положительной среды для ребенка. Так как ребенок во всем подорожает своим родителям. Воспринимая как пример поведение родителей, малыш перенимает и хорошее, и плохое.

Напряжённое и конфликтное состояние семьи негативно влияют на формирование личности, характера ребёнка и может привести даже к психическим расстройствам. Негативное отношение родителей ранит и ожесточает ребенка. Ребёнок начинает думать, что его никто не любит и не будет любить. Даже во взрослой жизни такое отношение отразится негативно. Он не будет доверять окружающим, всегда будет чувствовать страх, враждебность и подозрительность.

Также на ребенка негативно влияют чрезмерные ожидания родителей. Родители любят его, когда малыш соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Для ребёнка давление родных оборачивается страхом их разочаровать и не оправдать их ожиданий. У него вряд ли появится интерес к получению знаний, самым важным будет получить хорошую оценку. Но ведь может и настать момент, когда ребенок придет к выводу о том, что либо он недостаточно хорош, потому что у него не выходит  соответствовать родительским требованиям, либо нет сил быть гордостью семьи.

Следуя всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что для успешного развития личности ребенка родителям нужно выбрать правильные методы воспитания, устранить супружеские проблемы и недопонимания в детско-родительских отношениях. Взрослым необходимо создавать и постоянно поддерживать полноценную речевую среду для ребенка в семье.

Литература

1. Выготский Л.С., Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012.- т.4

2.Галиуллина А.Р., Речевое развитие ребенка в условиях семьи // В сборнике: Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект:сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т.Н. Семенова. –Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 337 с.

3.Заболотских О.П., Шишкина О.В. Взаимодействие психолого-педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья Казанский педагогический журнал.2016.№2-1(115).стр.183-187.

4. Заболотских О.П.  Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребенка // В сборнике: Психологическое знание в контексте современности: теория и практика V Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 104-107.

5.Заболотских О.П. Стиль детско-родительских отношений как фактор успешности обучения подростков // В сборнике: Психологическое знание в контексте современности: теория и практика сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 17 февраля 2012 года. под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2012. С. 357-361.

6. Морова Н.С. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Морова, О.П. Заболотских // Социальная педагогика в России, 2012. - №3. – С. 30-39.

7. Морова Н.С., Домрачева С.А. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей в возрасте от 3 до 6 лет: программа и учебно-методическое пособие / Н.С. Морова, С.А. Домрачева / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013. – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка.

Игра - познание окружающей действительности, познание самого себя, знакомство с социальной действительностью и нахождение своей роли в обществе. Мы, воспитатели, часто забываем о том, как важно все пр...

Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.

Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через          музыкальные игры»...

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

Консультация для воспитателей на тему"Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка"

Консультация для воспитателей на тему" Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка"...

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»...