Педагогический проект "Волшебный мир общения"
проект (средняя группа) по теме
Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_obshcheniya.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №17
Педагогический проект
«Волшебный мир общения»
(средняя группа)
Воспитатель первой категории
Самохина И.А.
Верея 2014
Цель: развитие кoммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста средствами игрoвых технологий.
Проблема: анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует дoстаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссoр, конфликтов в детском коллективе.
Задачи:
- Выявить причины нарушения общения
- Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
- Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
- Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми средней группы.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы .
Срок реализации: 2013 – 2014гг.
Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта.
1 этап – диагностический.
-Подборка диагностического материала, проведение диагностики, обобщение результатов.
2 этап – моделирующий.
- Выбор темы и разработка педагогического проекта.
- Разработать систему игр для развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
- Организация развивающей среды.
- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.
- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных навыков.
3 этап – методика использования игровой технологии.
- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения
- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.
- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.
- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.
- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.
4 этап- реализация игровой технологии
- Апробирование методики игры
- Проведение консультации для родителей.
5 этап – результирующий
- Подведение итогов работы с детьми (диагностики)
- Изготовление фотоальбома « Дружные ребята»
Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста средствами игровой технологии.
№1. | Нормативно- правовая база. |
| Закон « Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г. |
№2. | Информационно – методическое обеспечение. |
| Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций». Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». Панфилова М.А. «Игротерапия общения». Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Семенака С.И. «Уроки добра». Щипицина Л.М «Азбука общения». «Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста» Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 20011г. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2012г. Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития». Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.3-е, доп. – М.: Книголюб, 2012. (Психологическая служба) Музыкальная палитра №2-2013г.
|
№3 | Диагностический инструментарий |
| Марциновская Т.Д. Методика « Два домика». Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка». Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 3-7 лет. Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств. Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 4-5 лет). Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 2012, №8). КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.
|
Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнении на развитие коммуникативных навыков
Система состоит из четырех блоков:
- Коррекционно-развивающиеся занятия
- Коммуникативные игры и упражнения
- Метод принятия роли
- Моделирования проблемных ситуаций
Каждый блок направлен на решение нескольких задач.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как
переход от простого к сложному, системность и концентричность при
организации игровой деятельности.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права.
Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Коррекционно-развивающие мероприятия
Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.
Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы»
Коммуникативные игры
Игровые пятиминутки
Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.
«Как тебя зовут?, «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город».
Интерактивные игры
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник».
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»
Игры , направленные на снятие конфликтности
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации
«Изобрази животное», «Собака – поводырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».
Метод принятия роли
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма
Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
Варианты игр:
Ролевые игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.
Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».
Самостоятельные игры.
Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».
Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».
Моделирование проблемных ситуаций
Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
Методы:
- Анализ поведения сказочных героев
- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
- Обсуждение ситуации из жизни группы
- Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста.
№ | Содержание работы
| Задачи | Дата проведения |
Дети | |||
1. | Методика «Два дома» Т.Д.Марцинковская. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков | Определение статуса ребенка в группе | сентябрь |
2. | Методика «Рукавичка» | Умение договариваться, достигать общий результат | сентябрь |
3. | Коррекционно – развивающие мероприятия 1.«Знакомьтесь - это я!» 2.«Я - сам и Я - другие» 3.«Правила нашей группы»» 4.«Давайте жить дружно» 5. «Наши эмоции» 6.«Я умею»
| Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников
| Октябрь-апрель |
4 | Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков. Обобщение результатов исследование | Развитие коммуникативных навыков через игру | Апрель - май
|
Родители | |||
1. | Поделки «Подарю подарок другу»
| Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность | январь
|
2. | Вечер коммуникативных игр | Оптимизация детско – родительских отношений через игровую деятельность | февраль
|
3. | Консультации для родителей на темы: «Играть не вредно или игротерапия для детей», «Чему способствуют игры детей?»
| Повышение уровня знаний родителей по данной теме
| Сентябрь-декабрь
|
4. | Диагностическая работа 1.Анкета «Критерии гиперактивности» 2. Анкета «Признаки агрессии» 3. Анкета «Тип темперамента моего ребенка» | Умение адекватно оценивать состояния своего ребенка | Ноябрь - апрель
|
Коррекционный план работы с гиперактивными детьми среднего дошкольного возраста имеющими проблемы в общении.
Периодичность | Деятельность | Задачи |
1 неделя декабрь | «Прогулка в лес» «Камень и путник» «Будь внимателен» «Передай движение» Рефлексия | Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения |
2 неделя декабрь | «Изобрази явление» «Самолеты» «1,2,3 говори» «Одно большое животное» Рефлексия | Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; совершенствование коммуникативных навыков, воображения, внимания |
3 неделя декабря | «Запретное движение» «Зоопарк» «Я кубик несу и не уроню» «Шалтай-болтай» Рефлексия | Умение работать в команде; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания; умение следовать правилу игры |
3 неделя января | «Расскажем и покажем» «Передай мяч» «Насос и мяч» «Паровозик с именем» «Клоуны» Рефлексия | Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу |
4 неделя | «Космическое путешествие» «Интервью» «Росток» «Пловцы» Рисование на заданную тему Рефлексия | Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу |
1 неделя февраля | «Светофор» «Внимательные глазки» «Знаете ли вы цифры» «Расскажем и покажем» «Кто за кем стоит?» Рефлексия | Развитие наблюдательности, произвольности, самоконтроля; умение работать в команде. |
2 неделя февраля | «Жмурки» «Потягушечки» «Лимон» «Волшебный мешочек» «Опиши игрушку» Рефлексия | Профилактика страхов; снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных ощущений; активизация словаря |
3 неделя февраля | «Летает не летает» «Что изменилось?», совместное рисование «Снеговик» Рефлексия | Умение контролировать свои эмоции; развитие эмоционально-выразительных движений; умение следовать словесной инструкции, развитие внимания |
4 неделя февраля | «Кричалки, шепталки, молчалки» «Кто первый прыгнет в круг» «Солнечный лучик» «Не спеши» «Клоуны» Рефлексия | Умение контролировать свои действия; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие координации движений и внимания |
1 неделя марта | «Давайте поздороваемся» «Море волнуется» «Пластилиновая кукла» «Иголка и нитка» «Шалтай-болтай» Рефлексия | Развитие доброжелательного отношения к члену группы; умение контролировать свои эмоции, действия |
2 неделя марта | «Расставь посты» «Что изменилось?» «Снежинки» «Зимние забавы» Совместное рисование снеговика «Снеговик» «Лыжники» | Совершенствование уверенности в себе; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; умение контролировать свои действия |
3 неделя марта | «Танец снежинок» «Ручеек» «Одно большое животное» «Ищем ошибки» «Кричалки, шепталки, молчалки» «Паровозик с именем» Рефлексия | Совершенствование коммуникативных навыков; развитие чувства юмора; снятие эмоционального напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу |
4 неделя марта | «Расскажем и прокажем» «Слушай и отвечай» «Броуновское движение» «Угадай фигуру» «Съедобное –несъедобное» «Сидели два медведя…» | Развитие чувства юмора; умение работать в группе; снятие мышечного напряжения; развитие чувства эмпатии |
1 неделя апреля | «Я кубик несу и не уроню» «Клоуны» «Цирковые артисты» «Да» и «нет» не говори» «Расскажем и покажем» Рефлексия | Умение работать в команде и внутри группы; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания |
2 неделя апреля | «Черепашки» «Слушай команду» «Прошепчи ответ» «Жужа» Рефлексия | Развитие умения работать в команде; умение контролировать свои эмоции, действия; развитие самоконтроля |
3 неделя апреля | «Флажок» «Комплименты» «Эмоции» «Кораблик» Рефлексия | Умение определять эмоциональное состояние; развитие доброжелательного отношения к члену группы; развитие самоконтроля |
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое мастерство в общении с родителями
данный материал это занятие творческой группы педагогов по работе с родителями "В кругу семьи". Материал поможет педагогу - психологу или методисту в работе с педагогами. Материал предоставлен ввиде и...
Педагогический совет "Организация общения воспитателя с детьми"
Педагогический совет проходит в форме деловой игры. Цель :закрепить знания участников об особенностях общения с ребенком....
Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....
Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".
Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...
Презентация педагогического опыта: "Диалогическое общение"
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ...
Этапы конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследова...
Фестиваль педагогических копилок. «Развиваем общение ребенка»
Фестиваль педагогических копилок.«Развиваем общение ребенка»...