Этапы конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Борзилова Любовь Николаевна

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, иссле­довательской деятельности, создания детского портфолио, коллекцио­нирования, информационно-коммуникативные технологии.

Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает определенную последователь­ность этапов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №4

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создания детского портфолио, коллекционирования, информационно-коммуникативные технологии.

Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает определенную последовательность этапов (Таблица 1).

Таблица 1

Этапы конструирования и реализации педагогической технологии

 развития общения и речи детей

Задачи

образовательной области

«Речевое развитие»

Методы и содержание

работы

Формы взаимодействия

  1. Мотивационный этап. Цель этапа — стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

Развивать диалогическую и полилогическую речь.

Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договариваться: слушать и слышать друг друга).

Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению.

Развивать умения высказываться

Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др.

Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности детей, коллективное обсуждение проблемы.

 

2. Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа — обогащение представлений детей по теме.

Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи.

Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.

Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.

Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности

Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстрация (компьютерных презентаций, видео- и мультипликационных фильмов, опытов); словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.); практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.; упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей

Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности (НОД), экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности; поручения и т. д.

3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений. Цель этапа — развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ-контаминацию; развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности; развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты; развивать звуковая культура речи, грамматически- правильную речь, интерес к литературе

Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание; коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами — «командами»; составление рассказа по частям

Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры

4. Творческий этап. Цель этапа — развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.

Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками.

Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие.

Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинение сказок по картам Проппа; сочинение лимериков; сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач ТРИЗ  

Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведении игр-драматизаций, режиссерских игр, театрализованных игр, показе спектаклей посредством разных видов театров.

5. Оценочно-результативный этап. Цель этапа — развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Обогащать представления детей о правилах речевого этикета.

Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников; доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника

Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ - самооценка.

Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей

Образовательные ситуации поддержки; ситуации общения

Использованная литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Статья с рекомендациями по развитию общения и речи детей раннего дошкольного возраста

Приемы работы по формированию связной речи и общения детей раннего дошкольного возраста....

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»

Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»....

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....