Этапы конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создания детского портфолио, коллекционирования, информационно-коммуникативные технологии.
Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает определенную последовательность этапов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №4
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создания детского портфолио, коллекционирования, информационно-коммуникативные технологии.
Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает определенную последовательность этапов (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы конструирования и реализации педагогической технологии
развития общения и речи детей
Задачи образовательной области «Речевое развитие» | Методы и содержание работы | Формы взаимодействия |
| ||
Развивать диалогическую и полилогическую речь. Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договариваться: слушать и слышать друг друга). Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развивать умения высказываться | Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др. | Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности детей, коллективное обсуждение проблемы.
|
2. Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа — обогащение представлений детей по теме. | ||
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности | Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстрация (компьютерных презентаций, видео- и мультипликационных фильмов, опытов); словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.); практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.; упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей | Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности (НОД), экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности; поручения и т. д. |
3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений. Цель этапа — развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета. | ||
Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ-контаминацию; развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности; развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты; развивать звуковая культура речи, грамматически- правильную речь, интерес к литературе | Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание; коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами — «командами»; составление рассказа по частям | Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры |
4. Творческий этап. Цель этапа — развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками. | ||
Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации. Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками. Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие. | Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинение сказок по картам Проппа; сочинение лимериков; сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач ТРИЗ | Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведении игр-драматизаций, режиссерских игр, театрализованных игр, показе спектаклей посредством разных видов театров. |
5. Оценочно-результативный этап. Цель этапа — развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности. | ||
Обогащать представления детей о правилах речевого этикета. Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников; доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника | Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ - самооценка. Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей | Образовательные ситуации поддержки; ситуации общения |
Использованная литература:
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...
Статья с рекомендациями по развитию общения и речи детей раннего дошкольного возраста
Приемы работы по формированию связной речи и общения детей раннего дошкольного возраста....
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....
План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»
Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»....
Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....