Роль игровой деятельности в социализации детей в окружающей их жизни
статья по теме

Игра как средство социализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Роль игровой деятельности в социализации детей в окружающей их жизни.

                               ГКУЗАОСДР «Звездочка».

    Учитель-дефектолог: Хакимова И.Х.

 ПЕРВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ - ЭТО ИГРЫ И ЗАБАВЫ. В ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ РЕБЕНОК ЗНАКОМИТСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ИГРЫ НЕОБХОДИМО СТРОИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВСЕ ДЕТИ МОГЛИ АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ, РАДОВАТЬСЯ ПРОИСХОДЯЩЕМУ.ТАК ПРОВОДЯ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ К ОЗЕРУ» Я ПРЕДЛАГАЮ ДЕТЯМ ,ВЗЯВ В РУКИ ИГРУШКИ (МИШКУ, СОБАКУ, КОШКУ.), ОТПРАВИТЬСЯ К ОЗЕРУ. ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ОЗЕРО НАХОДИТСЯ ДАЛЕКО, А ГОРА БЛИЗКО. ИГРУШКИ ПОДНИМАЮТСЯ НА ВЫСОКУЮ ГОРУ, СПУСКАЮТСЯ С НЕЕ  (УТОЧНЯЮ ПОНЯТИЯ «ВЫСОКО», «НИЗКО»), заглядывают в пещеру (ТЕМНО, СВЕТЛО). ИДУТ ПО ТРОПИНКЕ  (УЗКАЯ, ШИРОКАЯ), ПО УЗКОЙ ИДУТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ, ВДВОЕМ ИЛИ ВТРОЕМ ИДТИ ТЕСНО, А ПОШИРОКОЙ ОНИ ИДУТ РЯДОМ. ДЕТИ В НАГЛЯДНОЙ ИГРОВОЙ ФОРМЕ УТОЧНЯЮТ ЭТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. СОБИРАЮТ ВЕТКИ УПАВШИЕ НА ДОРОГУ (ТОЛСТАЯ, ТОНКАЯ). ВЫЙДЯ НА ПОЛЯНУ, ОНИ ИГРАЮТ С БАБОЧКОЙ. «КУДА СЕЛА БАБОЧКА» (ЧАСТИ ТЕЛА: ГОЛОВА, РУКА, НОГА.). СЛЫШАТ ЖУРЧАНИЕ РУЧЬЯ И ВЫХОДЯТ К ОЗЕРУ. ВОДА В ОЗЕРЕ МОКРАЯ, А ПЕСОК НА БЕРЕГУ СУХОЙ. В ВОДЕ НАХОДЯТ КАМЕШКИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ, СОБИРАЮТ ИХ (ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ). ОТМЕЧАЮТ ,ЧТО ОЗЕРО КРУГЛОЕ И НА ПЕСКЕ ИЗ МЕЛКИХ КАМЕШЕК ВЫКЛАДЫВАЮТ КРУГ. Т.Е. НА ОДНОМ ЗАНЯТИИ В ФОРМЕ ИГРЫ НАГЛЯДНО. НА ОСНОВЕ СВОИХ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ ИХ МИРЕ.МОЖНО ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ ПО ТИПУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ТЕМУ «ЛЕТНИЕ ЗАБАВЫ». ЛЕТОМ НА УЧАСТКЕ ДЕТИ ГУЛЯЮТ ПО ВООБРОЖАЕМОМУ ЛЕСУ. ВЫХОДЯТ НА ПОЛЯНКУ ПОКРЫТУЮ ЦВЕТАМИ (НА АСФАЛЬТЕ НАРИСОВАНЫ КРАСНЫЕ, СИНИЕ И ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ). ПРЕДЛАГАЮ ПОЛИТЬ ИХ ИЗ БУТЫЛКИ- БРЫЗГАЛКИ. ОЛЯ-СИНИЕ, КАРИМ-КРАСНЫЕ, А ТАНЯ-ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ. КТО БЫСТРЕЕ? ДЕТИ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ ЗАКРЕПЛЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦВЕТЕ, РАЗВИВАЮТ МЕЖУЮ МОТОРИКУ И ГЛАЗОМЕР. ДАЛЕЕ ДЕТИ ИДУТ В ЛЕСНУЮ ЧАЩУ. ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА ТО КАК МНОГО ДЕРЕВЬЕВ. ПРЕДЛАГАЮ ПОСАДИТЬ ЕЩЕ. НА АСФАЛЬТЕ УЖЕ НАРИСОВАНЫ СТВОЛЫ. ВЕТКИ ДЕТИ БУДУТ РИСОВАТЬ БОСЫМИ НОЖКПМИ. ЧАСТЬ ДЕТЕЙ НАРИСУЕТ ЕЖИ, А ЧАСТЬ БЕРЕЗКИ. ИДЕМ ДАЛЬШЕ ПО ЛЕСУ, ВСТРЕЧАЕМ : ЗАЙЧАТ, МЕДВЕЖАТ И ЛИСЯТ ( НАЗЕМЛЕ ЛЕЖАТ МЯГКИЕ ИГРУШКИ, НА ШЕЕ У НИХ КАРТОЧКА С АДРЕСОМ). ЗАЙКИ ЖИВУТ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ, МИШКИ- ВКРУГЕ, ЛИСЯТА- В КВАДРАТЕ. ЗАДАЧА ДЕТЕЙ ПРОВОДИТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ДОМАМ. ДЕТИ ИГРАЯ ЗАКРЕПЛЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМАХ,НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ И ИХ ДЕТЕНЫШЕЙ, УЧАТСЯ ЗАБОТИТЬСЯ О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.ИГРУ МОЖНО ПРОВЕСТИ В ФОРМЕ СКАЗКИ, МИНИ-СПЕКТАКЛЯ. РАССКАЗЫВАЯ СКАЗКУ «РУКАВИЧКА», Я ПРЕДЛАГАЮ МАЛЫШАМ ОБЫКНОВЕННУЮ ШЕРСТЯНУЮ ВАРЕЖКУ, С КОТОРОЙ ОНИ МОГУТ ПОИГРАТЬ, ПОМЕСТИВ ВНУТРЬ ЕЕ МЕЛКИЕ ИГРУШКЩ ЭТО ПЕРСОНАЖИ СКАЗКИ: МЫШКА, ЛЯГУШКА, ЛИСА, ВОЖ, МЕДВЕДЬ), ПОСМОТРЕТЬ КАК ОНА СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ. ОНИ ЗНАКОМЯТСЯ СО СВОЙСТВОМ ПРЕДЛОЖЕННОГО ИМ МАТЕРИАЛА- УВЕЛИЧИВАТЬСЯ В РАЗМЕРЕ, ВИДЯ ПОЛНУЮ И ПУСТУЮ РУКАВИЦЫ. МОГУТ СРАВНИТЬ ЖИВОТНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ: МЫШКА-МАЛЕНЬКАЯ, МЕДВЕДЬ-БОЛЬШОЙ И Т.Д.В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ПРЕДЛАГАЮ ДЕТЯМ УКРАСИТ ЕЛКУ ИГРУШКАМИ. НА УЧАСТКЕ ВЫБИРАЕМ ЕЖУ И УКРАШАЕМ ЕЕ ШАРАМИ К НОВОМУ ГОДУ. ШАРЫ ИЗ БУМАГИ РАЗНОГО ЦВЕТА. ДЕТИ ИХ ВЕШАЮТ , А Я УТОЧНЯЮ, КАКОГО ОНИ ЦВЕТА И КАК ВЫСОКО ВИСЯТ (У КОГО ВЫШЕ, АУ КОГО НИЖЕ). ЕСЛИ НА НАШЕ СЧАСТЬЕ ВЫПАДЕТ СНЕГ, ТО МОЖНО НА СНЕГУ НОГАМИ НАРИСОВАТЬ КРУГ ИЛИ КВАДРАТ. Я СНАЧАЛО САМА ЕГО РИСУЮ , А ПОТОМ ПРЕДЛАГАЮ ТО ЖЕ САМОЕ СДЕЛАТЬ ДЕТЯМ. МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ ИЗ ЦВЕТНЫХ ЛЬДИНОК ВЫЛОЖИТ РИСУНОК ИЛИ УЗОР. ЗАРАНЕЕ В КРЫШЕЧКАХ ИЗ ПОД ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ЗАМОРАЖИВАЕТСЯ ЦВЕТНАЯ, ОКРАШЕННАЯ ВОДА. ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ У ДЕТЕЙ. А ЗАТЕМ НА УЧАСТКЕ ДЕТИ ВЫКЛАДЫВАЮТ УЗОРЫ. ПОМИМО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ ,ОНИ ВВОДЯТ В СВОЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЯ ХОЛОДНО И ТЕПЛО.А КАК МАЛЫШИ ЛЮБЯТ ИГРАТЬ СКУКЛОЙ. ОНА ПОСТОЯННО ПРИХОДИТ К НАМ В ГОСТИ ИЛИ ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ. МЫ ПЬЕМ С НЕЙ ЧАЙ, ОБЕДАЕМ И ПРИ ЭТОМ ЗНАКОМИМСЯ С ПОСУДОЙ. МЫ УКЛАДЫВАЕМ ЕЕ СПАТЬ, ЗНАКОМИМСЯ С ПОСТЕЛЬНЫМИ ПРЕНАДЛЕЖНОСТЯМИ, МЕБЕЛЬЮ. ОНА ПОСТОЯННО, ЧТО ТО ПРИНОСИТ С СОБОЙ, ЧТО ТО ПОКАЗЫВАЕТ . ДЕТИ ИГРАЯ С КУКЛОЙ РАСШИРЯЮТ СВОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, УЧАТСЯ КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ. СНАЧАЛО ОНИ ОБЩАЮТСЯ С КУКЛОЙ,ОТВЕЧАЮТ НА ЕЕ ВОПРОСЫ. ПОТОМ ПО НАШЕЙ просьбе, О ЧЕМ ЛИБО, СПРАШИВАЮТ ЕЕ. ПОСТЕПЕННО ОНИ ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ НАЧИНАЮТ ОБЩАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ. ИГРУШКА ПОМОГАЕТ НАМ ВОЙДТИ В КОНТАКТ С ДЕТЬМИ, ВЫЗВАТЬ УНИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК. Т.Е ВСЕ ЗАНЯТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПРОВОДЯТСЯ В ФОРМЕ ИГРЫ. ИГРАЯ, ДЕТИ ОБУЧАЮТСЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста

Роль игровой деятельности у детей дошкольного возраста. ...

Роль игровой деятельности в развитии детей с ОВЗ

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она используется для решения как общеразвивающих, так и коррекционных задач. В процессе игровой деятельности осуществляется умственное р...

Роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста

Роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста...

Выступление на родительском собрании «Роль игровой деятельности в развитии детей»

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью...

"Роль исследовательской деятельности в социализации детей с ОВЗ"

Выступление на городских педагогоических чтениях "Творческое наследие К.Д.Ушинского в измерениях образования 21 века...

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность, способствующая социализации детей»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных ...