Консультация для воспитателей «Игровая деятельность, способствующая социализации детей»
консультация по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Как помочь детям в данном процессе? Как сделать так, чтобы они смогли общаться друг с другом без конфликтов и ссор, видеть в друг друге хорошие качества и научиться дружить по-настоящему?

Помочь в этом могут игры, направленные на развитие социальной культуры дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игровая деятельность, способствующая социализации детей»

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Алексеева О.В.

http://sch138sz.mskobr.ru/images/image007.jpg

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Как помочь детям в данном процессе? Как сделать так, чтобы они смогли общаться друг с другом без конфликтов и ссор, видеть в друг друге хорошие качества и научиться дружить по-настоящему?

Помочь в этом могут игры, направленные на развитие социальной культуры дошкольников. Вот пример некоторых из них.

1.Игра «Приветствие».

Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении.

У меня в руках мягкая игрушка. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, и каждый, у кого в руках она окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня.

2. Игра «Хорошие новости»

Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении.

Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.

3. Игра «Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

4.Игра «Стиральная машина».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим людям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Почему каждый  достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

 5.  Игра «Десять секунд».

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по длине волос;

по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;

по цвету брюк и юбок;

по цвету глаз;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

6. Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

7. Игра «Дружественная ладошка».

Цель: воспитание у детей дружеских взаимоотношений, желание делать друг другу приятное.

 Детям раздаются листки бумаги.

Воспитатель: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим друзьям по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Вот и мы с вами выполнили задание.  - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

8. «Заиньки» (Предлагаем детям игру в зайчиков)

Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяете за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

 Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки») Сели зайчики в кружок, (присели)

 Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)

9.«Покружимся» (Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения)

Я кружусь, кружусь, кружусь.

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь.

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

10. «Игра с собачкой» (Воспитатель держит в руках собачку и говорит)

Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», говорит ребенку «спасибо!». При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровая деятельность детей 4-5 лет"

В материале представлены особенномти игровой деятельности детей 4-5 лет и перечислена примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций...

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии эффективной социализации детей в ДОУ"

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны проце...

Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста

Роль игровой деятельности у детей дошкольного возраста. ...

Консультация для воспитателей " Игровая деятельность в социально-коммуникативном развитии детей"

В дошкольном  возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому тема " Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности" является актуальной. Ч...