Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста
материал

Роль игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст, когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В данной статье рассматривается тот факт, что не остаются без внимания и вопросы влияния игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста, в особенности на коммуникативное развитие детей и их социализацию. Данное направление дополняется также рассмотрением того, что в практике дошкольного воспитания огромное значение отводится сюжетно-ролевой игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

  Центральная психодидактическая технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

  Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности, самореализации, установившей гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе. Накопление ребёнком самостоятельности и необходимого социального опыта под руководством взрослых способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к школе. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте при создании определенных условий процесс социализации проходит эффективно. Одним из особых ведущих средств социализации дошкольников является сюжет-но-ролевая игра.

Возрастные особенности развития определяют основную линию социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Элько-нина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным.

   Между тем, культура игр и игровая культура в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинным источником развития является живое общение и игра. К сожалению, игра современного ребёнка существенно отличается от той игры, которую описывал в свое время Д.Б. Эльконин. Сейчас дети выбирают и называют роли редко, игра отличается однообразием, ограниченностью сюжета, роли представителей различных профессий практически отсутствуют; нет полноценного сюжета, логически развивающегося и отражающего определенную сторону социальной действительности. Причин того, что сюжетно-ролевая игра уходит на «обочину» жизни много. Одной из них является то, что дошкольное воспитание ориентируется, прежде всего, на ускоренное развитие в ущерб его обогащению. Современный ребёнок, несмотря на позитивные изменения в дошкольном образовании, еще редко включается в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Современная система образования и обучения долгие годы отделяла детей и взрослых друг от друга, не включая ребёнка в трудовые и бытовые отношения, лишая его возможности игровой деятельности. Взрослые в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребёнка, не оставляют времени для игр. Большинство детей вынуждены осваивать игровые действия сами, ориентируясь только на игровые материалы, игрушки, которые не могут объяснить какой сюжет выбрать для игры.

Не менее важной причиной разрушения сюжетно-ролевой игры является изменение места ребёнка в системе общественных отношений. Сегодня возникли новые формы деятельности, которые позволяют ребёнку включиться в общество: телевидение, компьютеры, интернет, что также снижает значимость ролевых игр.

   Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

  Исследования многих других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В ней отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. По мнению А.Н. Острогорского, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

  Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

  Можно выделить две позиции в понимании природы, содержания и роли игры. Согласно первой позиции, игра - это инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (А. Фрейд, 3. Фрейд, В. Штерни др.). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребёнка, и игра в данном случае является формой защитного поведения.

  Вторая позиция сводится к тому, что игра понимается как важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Она содержит «идеальную форму» (Д.Б. Эльконин), образец - эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнком форме. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребёнка к будущей жизни.

   Раскрыв характеристику и значение игры для детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть и наиболее важные функции игры, предложенные Т.Ю. Марковой.

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

  Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, обогащает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

   Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

  Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

  Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни - отображение простейших бытовых сюжетов; и, наконец, в старшем дошкольном возрасте - сюжет-но-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры. Безусловно, педагогам необходимо отбросить бытующее сейчас навязывание детям формальных приемов и навыков игры, догматическую диктовку ее темы и условий, распределение ролей, о чем и говорится в ФГОС. Необходимо понимание игры как исторически сложившейся центральной стратегии развития сознания и личности ребёнка и перестройка условий ее организации в детском саду. Приходя к выводу, что социализация дошкольника осуществляется через игру, следует акцентировать внимание на том моменте, что этот процесс начинается и происходит в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. То есть другими словами, «навязывание» педагогами игры не только не создает развивающей атмосферы, но и действует отрицательно на развитие ребёнка. Педагогическое руководство игрой является одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм воспитателя, но и происходит развитие инициативы и творчества дошкольников, а значит и процесс социализации. Таким образом, безусловно, мы можем констатировать, что влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста велико и с внедрением ФГОС приобретает всё более важное и многоплановое значение.

  1. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Москва, 1983.
  2. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "«Влияние игровой деятельности на речь детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи....

Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмо...

"Влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир, название которому – театр!...

Общее влияние игровой деятельности на развитие детей дошольного возраста

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –это игра, в процессе которой формируются личностные качества ребенка. Игра – это естественная форма детского существования. Через игро...

Общее влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –это игра, в процессе которой формируются личностные качества ребенка. Игра – это естественная форма детского существования. Через игро...

Консультация для родителей "Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...