Роль игровой деятельности в развитии детей с ОВЗ
статья

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она используется для решения как общеразвивающих, так и коррекционных задач. В процессе игровой деятельности осуществляется умственное развитие: расширение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка, формирование способности действия в воображаемой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrovoy_deyatelnosti_v_razvitii_detey_s_ovz.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой деятельности в развитии детей с ОВЗ

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она используется для решения как общеразвивающих, так и коррекционных задач.

В процессе игровой деятельности осуществляется умственное развитие: расширение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка, формирование способности действия в воображаемой ситуации. Также развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуществляется нравственное воспитание. Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогащению словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи.

В игре осуществляется и трудовое воспитание детей: формирование представлений о труде взрослых, моделирование в игре отдельных видов труда, воспитание положительного отношения к труду взрослых.

Обучение игре проводится со всеми детьми в виде фронтальных и подгрупповых занятиях, регламентированных по времени, в игровой комнате. Обучение игре осуществляется также в виде руководства самостоятельной игрой детей в свободной деятельности. Выбор содержания игры, ее тематика и форма проведения определяются степенью сформированности психофизических предпосылок для овладения теми или иными игровыми действиями и состоянием собственно игровой деятельности ребенка. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и динамику в их развитии, детей распределяют на подгруппы для обучения игре.

Участие в игре, выполнение детьми игровых и предметных действий осуществляется различным способом в зависимости от состояния движения:

  • пассивно-активные действия при понимании ребенком функционального назначения всех предметов и игрушек, темы и сюжета игры;
  • включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью;
  • самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием, оценкой под руководством взрослых.

Индивидуально, а также с небольшой подгруппой детей, проводятся тренировочные упражнения, направленные на формирование предпосылок для развития предметного и игрового действия:

  • формирование манипулятивной деятельности с предметами, с тренировкой акта захватывания и удержания предмета при его различном положении по отношению к ребенку, поиск предметов по звучанию;
  • развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом;
  • отработка отдельных точных действий - развязывание шнурков, завязывание узелков и ботинок, расстегивание и застегивание пуговиц, молний с постепенным введением данных отработанных действий в игровую и практическую деятельность. Во время игровой деятельности речь должна сопровождать игру детей.

Для развития слухового восприятия можно провести игры со звучащими игрушками (свисток, барабан, губная гармошка, бубны и т.п.). Вначале детям следует предложить с открытыми глазами сравнивать звучание двух предметов, резко отличающихся по акустическим характеристикам (тембр, тон, сила звука). Затем они должны узнать оба звука на слух с закрытыми глазами. Когда дети научатся различать эти звуки, необходимо добавлять новую звучащую игрушку. Постепенно задачи на слуховое различение следует усложнять: брать для сравнения игрушки или инструменты с более близким или менее своеобразным звучанием.

В заключение предлагается определить голоса их товарищей, педагогов и родителей, произносивших одну и ту же фразу, записанную на магнитофонную ленту.

В области зрительного восприятия первоочередной задачей является добиться устойчивой произвольной фиксации взгляда, что почти для всех детей с ОВЗ является сложным.

Работу начинают с простейших упражнений: в положении сидя дети осматривают комнату и перечисляют находящиеся в ней предметы. Сначала приходится «делить» между детьми обстановку комнаты «по стенам»: «Скажи, Ваня, что стоит около вот этой стены?.. А ты, Аня, расскажи, что находится вот у этой стены?..» и т.п. Несколько раз это задание видоизменяется: детям после перечисления предлагают закрыть глаза, а в это время тихо уносят или приносят новый предмет, открыв глаза ребенок должен указать, что изменилось в комнате, после этого предлагают отыскать картинки, заданные педагогом: «Найди петушка», «Найди автобус», «Что лежит перед домиком? А после домика?..», «Какие картинки справа от картинки с девочкой?».

Для выработки фиксации взора проводятся игры такого вида: дети, сидя за столом, потягивают или кладут на стол руку. Вкладывают в руку ребенка какой-нибудь предмет, позднее - открытку, картинку, и предлагают посмотреть, узнать и назвать предмет, вложенный в руку.

Трудными являются задания на прослеживание и узнавание движущихся предметов. Их начинают с таких игр: педагог, стоя у стены, приподнимает стул или другой крупный предмет и носит его вправо или влево, а дети должны заметить момент, когда стул будет поставлен, и в это время стукнуть по столу, либо сказать «есть», либо дать другой доступный ребенку сигнал, если нужно, сигнал «принимают» родители, сидящие рядом. Далее игра усложняется направлением движения, величиной передвигаемого предмета и расстоянием от глаз детей: вначале наибольшим в пределах комнаты, затем педагог подходит все ближе. Точно также длительность движения берется со временем все больше, от двух-трех секунд на первых порах, до десяти - пятнадцати. Усложняют также и траектории движения: сначала по прямой, потом в любых направлениях.

Высшей степенью трудности для детей с ОВЗ является динамическая вариация игры-поиска: педагог берет полочку с несколькими игрушками и, расхаживает перед детьми с ней, быстро убирает или ставит новый предмет на полку, а дети должны, если не уловить момент перемены, то хотя бы отметить, что исчезло или прибавилось. Разновидностью этого упражнения является движение отдельных предметов в поле зрения детей без изменения ракурса «движется, но не поворачивается» и с его изменением.

Игровая форма, элементы состязания придают этим упражнениям достаточную эмоциональную насыщенность, так что дети нередко склонны считать эти игры лишь перерывами перед более трудными обязательными занятиями.

Еще одним примером является использование игры для тренировки активного осязания. Типичным упражнением здесь выступает игра в «волшебный мешочек», сшитый из непрозрачной и плотной ткани.

Детям показывают два предмета размером в пределах дециметра, кладут их в мешочек и предлагают различить на ощупь. Первоначально берут предметы, резко различные по фактуре (например, пластмассовую куклу и плюшевого медвежонка). Если у ребенка есть особенно тяжелые двигательные нарушения, то через мешок его руку удерживают родители, помогают водить ею по распознаваемому предмету. В дальнейшем задание усложняется по следующим направлениям: увеличение количества предметов с одного до двух для различения по форме и фактуре (обе вещи - куклы из целлулоида, примерно одной величины, отличавшиеся лишь наличием у одной из них подвижных «суставов»; усложнение задания путем использования предметов, которые не показывались детям предварительно, причем, брать предметы из числа тех, с которыми дети имели уже дело на предыдущих занятиях, а затем использовать знакомые, но забытые вещи с полки для игрушек; использование маленьких предметов до двух - трех и менее сантиметров: кусок мела, карандаш, пуговицы, шарики; заметная трудность для детей заключается  в  сопоставлении  двух  резко  различных  по величине  предметов (пластмассовый «Ванька-встанька» размером 15x10  см и плюшевая обезьянка размерами 6x3 см и т.д.); увеличение количества сравниваемых предметов в «волшебном мешочке» от 2 до 5 штук; усложнение характера задания - наиболее трудным является поиск предмета, заданного педагогом, который требуется вытащить из мешка и показать всем в отличие от остальных.

В дальнейшем, параллельно развитию осязательного восприятия, проводится работа по обогащению запаса общих представлений и понятий о фактуре и механических свойствах вещей: закрепляются понятия «твердый», «мягкий», «жесткий», «крепкий», «теплый», «холодный» и т.д. Таким образом, у детей с ОВЗ формируются, уточняются и расширяются сенсорные навыки в зрительной, осязательной и слуховой модальностях, которые необходимы им в учебной деятельности.

Кроме дидактических игр, особое место в развитии детей занимают и подвижные игры. Используя подвижные игры, решается ряд задач, связанных с формированием двигательных, речевых навыков, развитием познавательной деятельности и личности.

Во время подвижных игр дети стараются запомнить, воспроизвести действия и навыки с опорой на сохранные анализаторы (тактильно- мышечный, двигательный, кинестетический, зрительный), сохраняя все элементы структуры действия, что обеспечивает поэтапное формирование двигательного навыка. Затем дети стараются воспроизводить двигательные действия, содержащиеся в подвижной игре. Усвоенные двигательные и игровые действия дети стремятся с помощью или самостоятельно осуществлять и регулировать. Они также стремятся согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по совместной игре. В качестве ориентиров для игровых действий используются специальные игровые аксессуары.

Взрослые следят за качеством их выполнения, вносят коррективы, а при необходимости повторяют их отдельно с каждым ребенком.

При проведении подвижных игр необходимо сочетать игровую и физическую нагрузку с активным отдыхом, используя для этого веселые аттракционы и игры-забавы.

Проведение сюжетно-ролевых игр также способствуют развитию мелкой моторики действий, ориентировку в пространстве. Содержащиеся в играх двигательные действия, связанные с различными жизненно необходимыми и специальными навыками, повышают уровень физического развития.

В сюжетно-ролевых играх параллельно с физическим развитием развивается и нравственное воспитание, которое осуществляется при определенных условиях: как посредством сюжета ролевого поведения (игровые действия, поступки, речь), условиями и правилами игры, так и посредством подбора и внесения в игровую деятельность детей педагогически значимого социального опыта, сюжетного содержания игры и общего уровня развития в ней, кроме того, существенная роль педагогического управления детскими реальными взаимоотношениями, складывающимися по ходу игры.

Перед началом проведения сюжетно-ролевой игры необходимо разработать специальные сюжеты, близкие по значению детям с ОВЗ, выбрать игровой материал, сформировать группу. В процессе игры рекомендуется детям поочередно меняться ролями.

Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр зависит от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях.

При организации сюжетно-ролевых игр на первом этапе необходимо привлекать внимание детей к игрушкам, демонстрировать заинтересованное, окрашенное положительными знаниями отношение к игрушкам. Обратить внимание детей на оформление комнаты, попросить оказать помощь в подборе игрушек, их расстановке. Совершать игровые действия с игрушками в присутствии детей, сопровождая их речью.

При проведении игр с детьми необходимо учитывать возраст, соответствующий развитию психики и моторики ребенка на данное время. Принимать во внимание его заинтересованность, желание играть. Иногда следует проводить игры под мелодичную, ритмичную, негромкую музыку в медленном и среднем темпах.

В связи с большой отвлекаемостью детей, пугливостью, раздражительностью, необходимо, создавать обстановку оптимальную для них: игры проводить в зале, использовать удобные красивые пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

Роль игровой деятельности в развитии умственных способностей детей

Кустовое методическое объединение логопедов национальных групп...

Доклад на Районном методическом объединении «Роль игровой деятельности в развитии ребенка»

Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана  с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....

Статья "Роль игровой деятельности в развитии ребенка"

Игра - важнейшее средство воспитания и обучения ребенка....

Роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста

Роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста...

Выступление на родительском собрании «Роль игровой деятельности в развитии детей»

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью...