"Роль исследовательской деятельности в социализации детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике
Выступление на городских педагогоических чтениях "Творческое наследие К.Д.Ушинского в измерениях образования 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx | 20.05 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль исследовательской деятельности в социализации детей с ОВЗ
Одной из проблем в дошкольном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема для особенного ребёнка заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
Ведь основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка»
И социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ необходим подход не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
В нашем детском саду одной из форм социализация детей с ОВЗ является форма публичного выступления – детская исследовательская конференция.
И цель данной формы создание условий для социализации ребенка с ОВЗ через исследовательскую деятельность.
Для решения поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
- создание условий для самореализации детей со статусом ОВЗ;
- создание условий для общения;
- развития навыков публичного выступления;
- вовлечение детей с ОВЗ в детский коллектив.
Работая на группе компенсирующей направленности, разработала этапы работы для подготовки детей ОВЗ к публичному выступлению на конференции.
На первом этапе, вовлекаю детей с ОВЗ в исследовательскую деятельность. Организую, деятельность в лаборатории «Эврика», в которой проводим различные опыты с водой, воздухом, солью, песком, глиной, растениями, магнитом и другими материалами, исследуем движения воды и воздуха в природе, а так же условия необходимые для жизни растений. В лаборатории учу детей, сопровождать речью свои действия, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка или карточки с символом, таким образом, обучаю действиям планирования.
Экспериментально – исследовательская деятельность помогает детям выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. А так же предоставляю им возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми, которым это задание по силам. Уважение, доброта, взаимопомощь – именно такие качества, воспитываю в детях.
По окончанию каждого эксперимента обязательно в группе вспыхивает несколько звездочек, для которых работа в лаборатории, принесла радость и удовлетворение, уверенность в собственных силах и желание узнать и сделать еще больше.
На втором этапе с помощью сюжетно-ролевой игры «Мы ученые» ребенок в роли ученого, показывает опыты для детей группы. Темы опытов, дети индивидуально выбирают с помощью родителей, потом самостоятельно в роли «Ученого» показывают эксперимент, и рассказывают, как его проводить. В ходе игры формируются позитивные взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развиваются интеллектуальные, эмоциональные, нравственные качества детей.
На третьем этапе привлекаю родителей. На родительском собрании в форме круглого стола «Познаем, играем, экспериментируем» - познакомила родителей с формой публичного выступления – конференция, какие бывают исследования, как сформулировать проблему, чтобы заинтересовать и предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно – пусть не у всех сразу получится, это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу, свободу поведения.
На четвертом этапе: с помощью родителей выбираем темы для выступления, учитывая индивидуальные способности самих детей.
Дети выступали с темами «Как получить краски из овощей», «Вредные и полезные напитки», «Волшебный уголь», «Лимон пятновыводитель», «Тонет – не тонет», «Почему дерево не тонет», «Как получить радугу»
И во время конференции дети чувствовали себя комфортно, осознанно выступали для других дошкольников, входили в роль юных учённых, рассказывали о своих открытиях и наблюдениях, делали выводы. Выступления получились яркими, интересными и познавательными.
В ходе проведённой работы было отмечено, что дети с ОВЗ:
- проявляли инициативность, самостоятельность в выражение своих мыслей;
- слушали внимательно выступления других детей;
- формировался стойкий интерес к получению новых знаний;
- уважительное общение со взрослыми и детьми.
Таким образом, наш опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в мероприятия с публичным выступлением – конференции. Это способствует социализации и реализации личности. Такие мероприятия дают возможность особенному ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.
Хочется надеяться, что организованная в нашем детском саду, данная форма работы с детьми ОВЗ, способствует глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : создание условий для социализации детей с ОВЗ через исследовательскую деятельность ЗАДАЧИ: - Создание условий для самореализации детей со статусом ОВЗ; - Создание условий для общения; - Развития навыков публичного выступления; - Вовлечение детей с ОВЗ в детский коллектив
1 этап – лаборатория «Эврика»
2 этап – сюжетно – ролевая игра «Мы ученые»
3 этап – «Круглый стол»
4 этап – Детская исследовательская конференция
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских способностей ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь эк...
Роль игровой деятельности в социализации детей в окружающей их жизни
Игра как средство социализации...
Школа для заботливых родителей «Роль исследовательской деятельности в подготовке детей к школе»
Консультация для родителей....
Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей
Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей...
Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста...
Роль изобразительной деятельности в социализации дошкольника в современных условиях
Изобразительная деятельность является одним из главных видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Так же, как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный ми...