Система экологического воспитания дошкольников
методическая разработка на тему

Шаймухаметова Любовь Алексеевна

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы воспитать в детях гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом, к родному краю.

С этой целью мной была разработана система экологического воспитания дошкольников, которая включает в себя работу в самых разных направлениях.

Думаю, воспитателям будет полезен мой материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ёлочка» пос. Ис











Система

экологического воспитания

дошкольников







                                                            автор:

воспитатель 1 кв. категории

                                                                      Шаймухаметова Л.А.




2014 год

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгаются ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина.»

В.А.Сухомлинский.

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков:

  • содержание экологического воспитания
  • способы его реализации (методы и технологии);
  • организацию и управление

Задачи экологического воспитания:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Основные направления при построении системы экологической работы :

  • познавательное направление;
  • познавательно-развлекательное;
  • изучение растительного и животного мира;
  • исследовательское направление.

Познавательное направление

включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, участие в городских мероприятиях), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное

ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира

Совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе, родному краю.

Исследовательское направление

осуществляется в рамках следующих мероприятий:

  • проектной деятельности,
  • экскурсий в природу,
  • опытов, которые способствуют развитию мышления,
  •  анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы:

  • создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
  • повышение экологической грамотности педагогов;
  • обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
  • экологическое просвещение родителей.

Система работы с детьми:

  • посезонное планирование занятий;
  • создание эколого-развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
  • организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
  • чтение художественной литературы;
  • совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
  • выращивание зелени в зимне-весенний период («огород  на окне»);
  • игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
  • экология здоровья ( музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
  • создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
  • Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
  • Знакомство с коллекцией камней – самоцветов Уральских недр;
  • В изобразительной деятельности: рисование героев сказов П.П.Бажова; освоение живописи цветным пластилином; лепка украшений уральских мастеров;
  • Посещение краеведческого музея.
  • Посещение музея Исовского геологоразведочного техникума.

      Создание условий:

-Уголок наблюдения за погодой

-Центр природы-комнатные растения и предметы ухода за ними.

-Наглядно – дидактический материал

-Макеты природных зон

-Фотоальбомы-времена года, животные и растения, насекомые, природа родного края и т.д.

-Картотека (прогулки, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры,)

Формы работы с родителями:

  • Доверительные беседы
  • Консультации, папки – передвижки, совместные выставки поделок из природного материала, рисунки на экологическую тематику.
  • Анкетирование
  • Родительские встречи  
  • Совместные мероприятия (спектакли,  развлечения)

Ознакомление с художественной
литературой:

  • Чтение экологических сказок и рассказов
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
  • Рассматривание иллюстраций.

Ожидаемые результаты:

1.Сформированность системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

2.Развитие познавательного интереса к миру природы;

3.Сформированность  первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

 4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; к родному краю;

5. Сформированность умений и навыков наблюдать за природными объектами и явлениями;

6.Сформированность  первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

 7.Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

8. Сформированность  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

9. Сформированность  элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих   действий по отношению к окружающей среде.

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания дошкольников

Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия  в их решении. ...

Система экологического воспитания дошкольников. Презентация.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию в ДОУ....

Проектный метод в системе экологического воспитания дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей и содержит основные положения в работе над проектами экологической направленности для развития познавательных интересов ребенка...

Система экологического воспитания дошкольников в детском саду

Цель экологического воспитания-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в отн...

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педаг...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Система экологического воспитания дошкольников в рамках работы инновационной площадки «НАШ Зеленый детский сад»

Данна методическая разработка содержит информацию по организации образовательного процесса в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...