система экологического воспитания дошкольников
методическая разработка (окружающий мир) по теме
Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Как известно уровень экологической грамотности у наших граждан в современном мире находится на низком уровне. Многие из нас даже не догадываются о существовании экологических законов и экологической ответственности. В этих условиях экологическое образование и воспитание приобретает приоритетное значение. Я предлагаю описание системы работы в детском саду по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система экологического воспитания | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по системе
экологического воспитания детей
Актуальность
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет экологическое воспитание. Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Как известно уровень экологической грамотности у наших граждан в современном мире находится на низком уровне. Многие из нас даже не догадываются о существовании экологических законов и экологической ответственности. Если рассматривать эту проблему на ряду с локальным загрязнением окружающей среды, то примеров будет огромное количество. Далеко ходить не надо. Стоит только выйти на балкон своего дома и сразу же в глаза бросаются стоянки машин на зеленом газоне. Человечество мало задумывается, сколько потребуется времени на восстановление почвы после такой стоянки. Многие водители считают, что их машины не принесут вреда, если всего лишь постоят на земле. Как бы не так. Стоянка машин приносит почве вред, на месте долгих стоянок ни какой зеленой травы, которая радует глаз с приходом весны, мы просто не увидим.
В этих условиях экологическое образование и воспитание приобретает приоритетное значение.
Цель работы с детьми –дошкольниками - развитие познавательных способностей:
-воспринимать окружающий мир целостно, осознавать себя как часть природы, проявлять интерес к разнообразию окружающей природы, иметь представление о себе и о ближайшем социальном окружении, элементарные представления о явлениях природы;
-овладение познавательными умениями:
умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности, предлагать пути решения, делать выводы.;
-развитие речи, ее функций: для установки контакта с окружающим, для удовлетворения потребностей, для получения знаний об окружающем.
Задачи:
-вызвать интерес к разнообразию окружающего мира (мир людей, животных, растений, минералов, явлений природы и др.);
-формировать первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам);
-формировать первоначальные экологические представления: люди, растения, животные, питание, взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к среде и сезонным изменениям в природе;
-формировать экологическую культуру, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Участники
При организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию необходимо обеспечить единство целей и преемственности всех участников этой системы:
дети- педагоги- родители- общественные организации.
Ведущая роль при этом отдается педагогам, которые целенаправленно влияют на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении, а также повышают компетенцию родителей в области экологического воспитания. Побуждают родителей находить ответы на детские вопросы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения познавательной литературы, просмотра художественных и документальных видеофильмов. Педагоги, дети и их родители участвуют в совместных мероприятиях по сохранению окружающей среды, в проведении экологических акций. Важно чтобы их усилия были востребованы, тогда просыпается интерес и появляется осознание личной ответственности. А это, в свою очередь, требует внимания общественных организаций. Ведь та основа, которую мы заложим в детей сегодня, станет фундаментом здания недалекого будущего всего человечества, а первые результаты можно будет увидеть уже через несколько лет. Ведь от внутренних убеждений маленького человека, уровня сознательности и ответственности, а главное, от развития его духовной культуры, зависит реальность завтрашнего дня.
Региональный компонент:
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Наиболее эффективно решаются эти задачи с учетом особенностей той местности, где расположено дошкольное учреждение. Так например, МДОУ №52, который находится в п.Березняки Сергиево-Посадского района, имеет все возможности и условия для успешного экологического воспитания.
Улицы поселка украшают стройные ряды деревьев, кустарников. Возле двух и трехэтажных домов жители разбивают мини-цветники. Рядом с детским садом –прекрасный парк с липовыми аллеями, вечнозелеными елями. В 300метрах-водоем, небольшой пруд, вырытый людьми, далее –лес с грибами и ягодами. А если перейти автомобильную дорогу, можно оказаться на колхозном поле и полюбоваться колосящейся рожью, наблюдать за работой комбайна, трактора. В километре от нашей деревни прекрасное озеро Торбеево, любимое место отдыха взрослых и детей в любое время года. А, если проехать еще несколько километров, можно окунуться в водах прекрасного природного явления -водопада Гремячий ключ. Туристы и паломники со всей страны стараются побывать в этих святых местах.
Условия:
Для реализации системы экологического воспитания необходимо создать микро- и макросреды и их составляющие. Микросреда –это внутреннее оформление помещений. Макросреда- ближайшее окружение детского сада. Оборудование таких сред должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста, а также учитывать региональный компонент.
Структура
предметно- развивающей среды
для решения вопросов экологического воспитания.
(на примере детского сада №52 п. Березняки)
Объекты среды | Какую деятельность предполагает |
Зимний сад: коллекция растений разных видов, животные, птицы, аквариумы с рыбами, оборудование для труда, уголок для занятий с песком и водой (экспериментирование),таблицы, картины, схемы, муляжи, коллекции, модели, инсектарий. | наблюдения, трудовые , познавательные занятия, занятия- путешествия, исследовательская деятельность, релаксация. |
Лаборатория : микроскопы, лупы, различные емкости, весы, колбы, подносы, мерные стаканы, стеклянные трубочки идр.. Коллекции камней, почвы, сухих листьев и др. | Поисково-экспериментальная деятельность. |
Мини лаборатории в группах: различные емкости, колбы, подносы, мерные стаканы, стеклянные трубочки и др.. Коллекции бумаги, различных материалов, сухих листьев и др. | Индивидуальные занятия по экспериментированию |
Экологическая тропа- разработанный в соответствии с возрастом и программными требованиями маршрут по работе с объектами природы. | Познавательные, трудовые занятия, игры-путешествия, вечера развлечений, наблюдения, эксперименты |
Уголок природы в группах- комнатные растения, рыбы, уголок труда, календари наблюдений, таблицы, книги, картины | Познавательные, трудовые занятия, наблюдения, индивидуальная работа |
Цветники- коллекция многолетних и однолетних растений: флоксы, пионы, ромашка, астра, космея и др. | Познавательные, трудовые занятия, наблюдения, индивидуальная работа |
Огород- посадки овощей: морковь, лук, огурцы, картофель и др. | Наблюдение за ростом, развитием растений, влиянием человека на эти процессы, трудовые занятия по посеву, уходу и уборке овощей |
Рутарий- коллекция лесных трав и цветущих растений: медуница, копытень, папоротник и др. | Наблюдение за ростом и развитием растений леса |
Уголок лекарственных трав- коллекция лекарственных растений тысячелистник, ландыш, зверобой, малина, пустырник, валериана | Наблюдение за ростом и развитием лекарственных растений , трудовые поручения по их сбору . |
Уголок пряных трав- Пряные травы: укроп, салат, петрушка, сельдерей и др. | Наблюдение за ростом и развитием, трудовые поручения по заготовке трав. |
Альпийская горка- растения, цветущие круглый год с разными сроками вегетации | Наблюдение за ростом и развитием. трудовые поручения по уходу, сбору семян . |
Деревья, кустарники на участке- Посадки деревьев и кустарников | Наблюдение, трудовые и познавательные занятия, релаксация. |
Плодовый сад- яблони, плодовые кустарники | Наблюдения. Сбор урожая |
Формы и виды деятельности с участниками системы:
Работа с детьми:
- наблюдения за ростом и развитием растений;
- познавательные, трудовые занятия;
- игры-путешествия;
- вечера развлечений;
- экологические праздники «День птиц», «День Земли»;
- поисково-исследовательская деятельность;
- трудовые поручения по заготовке трав для животных зимнего сада, сбор семян, участие детей в сборе урожая овощных культур;
Формы работы с родителями:
- информация родителей о ходе образовательного процесса в детском саду: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, организация выставок;
- образование родителей: организация «Маминой школы»,
- совместная деятельность: участие родителей в экологических праздниках, выпуски экологических газет, прогулки и экскурсии в природу, совместное проведение экологических акций «Берегите птиц», «Батарейка», «Полиэтиленовый пакет» и др
Работа с педагогами:
- экологизация видов деятельности дошкольников в группах: интегрированный подход в работе всех специалистов детского сада по вопросам экологического воспитания детей;
- выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках, в группе; фиксация наблюдений в календарях природы, чтение и обсуждение литературы, проведение экологических игр: кольца Лулия, экологический светофор, игры с перфокартами, экологическая башня и др
- выполнение отдельных экологических проектов, например «Почва-живая земля», «Мое дерево», «Умный взгляд на мусор» и др.
- создание условий для экологического образования:организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, природного материала для самостоятельных игр;
- подбор растений и уход за ними;
- работа с родителями;
Ожидаемые результаты:
Предложенная система работы по экологическому воспитанию поможет
дошкольникам больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных, будет способствовать формированию первоначальных представлений о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам). А также положит начало формированию экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Педагогам
повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Родителям
такая система работы позволяет подвести родителей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Понять необходимость развития представлений о самоценности природы, положительному отношению к ней, выработке у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Объем знаний для проведения диагностики по данной теме:
- Неживая природа:
-сформированы основные понятия о неживой природе: вода, воздух, почва, сезоны, камни;
-знает характерные явления неживой природы: дождь, снегопад, гроза, туман;
-понимает сезонные изменения в природе (времена года) и их влияние на состояние живой природы;
-имеет представление о Вселенной;
-ярко выражен познавательный интерес: желание участвовать в наблюдениях, проведении опытов, желание слушать рассказы взрослого;
-отражает свои знания с помощью рисунков, календарей;
- замечает красоту природы в разное время года и проявляет эмоционально-положительную отзывчивость;
-любит заниматься экспериментированием, знает основные приемы работы с лабораторным оборудованием;
2 Растения:
-знает и различает виды растений: дерево, куст, трава, растения сада ит.д.;
-знает и понимает условия, необходимые для роста и развития растений;
-знает строение растений, функции основных частей растений;
-понимает приспособление растений к сезонным и погодным изменениям в природе;
-знает о стадиях роста и развития растений, о способах размножения растений;
-сформирован познавательный интерес к растениям: охотно участвует в наблюдениях, экспериментах, беседах;
-развито эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни;
-связывает красоту растений с условиями их жизни;
-воспринимает растения ,как живые существа, оберегает их;
-проявляет готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий жизни и роста растений(полив, рыхление ит.д.)
3.Животные:
-знает различные виды животных, их характерные особенности;
-сформированы представления о том, что все животные разные и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворении их потребностей (рыбы, птицы)
-классифицирует животных по группам: дикие и домашние, понимает особенности внешнего вида, поведения;
-имеет представление о размножении животных;
-узнает и называет детенышей животных разных видов;
-понимает, что жизнь животных тесно связана с человеком, его деятельностью;
-проявляет интерес к жизни животных, охотно слушает рассказы, сказки;
-проявляет готовность ухаживать за животными, умеет грамотно общаться с разными животными;
-знает, что растения и животные живут вместе и нужны друг другу;
-знает, что животные приспособлены к сезонным изменениям погоды;
4. Человек и природа
-знает, что человек-живое существо, часть природы;
-понимает, в каких условиях человек хорошо себя чувствует;
-знает, как человек использует природные богатства для хозяйственной деятельности;
-знает, как человек охраняет природу;
-оценивает состояние окружающей природной среды: грязно, чисто, легко дышится;
-участвует вместе со взрослыми в природоохранных мероприятиях ;
-сформировано экологически грамотное поведение в природе: не рубить ели, не бросать мусор, подкармливать птиц;
- Речь
- сформирована и развита устная речь: владение звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, богатый словарный запас, развита связная речь, умеет общаться с взрослыми и с детьми;
Литература:
«От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образованияпод.ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.Мозаика-Синтез,2010г
«Наш дом- природа» Н.А.Рыжова
С.Н.Николаева «Юный эколог»Новая школа 1993г
Ушакова О.С. «Развитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система экологического воспитания дошкольников. Презентация.
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию в ДОУ....
Система экологического воспитания дошкольников
В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы воспитать в детях гуманное, эмоционально – положительное, бережное отн...
Проектный метод в системе экологического воспитания дошкольников
Консультация предназначена для воспитателей и содержит основные положения в работе над проектами экологической направленности для развития познавательных интересов ребенка...
Система экологического воспитания дошкольников в детском саду
Цель экологического воспитания-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в отн...
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педаг...
Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обострение экологической обстановки в стране обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Система экологического воспитания дошкольников в рамках работы инновационной площадки «НАШ Зеленый детский сад»
Данна методическая разработка содержит информацию по организации образовательного процесса в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...