Проектный метод в системе экологического воспитания дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация предназначена для воспитателей и содержит основные положения в работе над проектами экологической направленности для развития познавательных интересов ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчелка»

Козловского района Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

на тему:

 «Проектный метод в системе

экологического воспитания дошкольников»

                                                 

                                                         Подготовила:

                                                                                  Ларионова О.В., воспитатель

                                                                                       I квалификационной категории

Козловка - 2015

 «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В.А. Сухомлинский.

Маленький ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробовать и выявить его ценность. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов. Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания. Лучше всего и понятнее начинать освоение данного метода именно с объектов природного мира потому, что это наиболее понятный и интересный для малышей материал, хотя бы потому, что ребенок с этими объектами встречается в своей еще очень короткой жизни постоянно. Еще до прихода в дошкольное учреждения дети видят воду, небо, свет, камни чувствуют тепло, встречают птиц, кошек, собак и т.д.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Метод проекта в системе экологического воспитания используется:

  • для расширения и углубления экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения,
  • формирования представлений, умений, изучения сезонных изменений в природе.

Безусловно, при использовании метода проектов на педагога ложится дополнительная нагрузка, ведь нужно найти и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, подготовить новые игры по заданной теме, дать консультации для родителей, увлечь их, организовать для совместной деятельности, но с другой стороны это делает жизнь в детском саду более насыщенной и интересной, а родители воспитанников при этом виде деятельности становятся непосредственными участниками жизни детского сада и своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания дошкольников

Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия  в их решении. ...

Система экологического воспитания дошкольников. Презентация.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию в ДОУ....

Система экологического воспитания дошкольников

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы воспитать в детях гуманное, эмоционально – положительное, бережное отн...

Система экологического воспитания дошкольников в детском саду

Цель экологического воспитания-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в отн...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...