Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Гончарова Ольга Вячеславовна

Тема: «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников».

Задачи:

·        Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области  современных развивающих технологий по интеллектуально-познавательному  направлению развития дошкольников.

·        Расширить теоретические знания, развить практические умения и  навыки по овладению развивающими играми. 

·        Развивать умение педагогов  аргументировано проводить оценку результатов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

Тема: «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников».

Задачи:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области  современных развивающих технологий по интеллектуально-познавательному  направлению развития дошкольников.
  • Расширить теоретические знания, развить практические умения и  навыки по овладению развивающими играми.  
  • Развивать умение педагогов  аргументировано проводить оценку результатов работы.

Оборудование: наборы блоков Дьенеша, игра-головоломка «Змейка» В.В. Воскобовича, полоски бумаги, клей, ножницы, ручки.

                                          Ход  мероприятия.

1. Разминка.

Ведущий: Милые педагоги рада приветствовать Вас на нашей встрече. Для того, чтобы стать друг другу ближе поиграем. Поиграем  в игру «Близкие люди». Правила игры. Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку.  Ведущий хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка – движение по залу продолжается.

Ведущий звонит в колокольчик – играющие  берутся за руки в кругу.

Теперь Вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. Проходите за столы.

2. Постановка проблемы. Возможности использования развивающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Ведущий: В дошкольной дидактике применяются различные развивающие технологии. Всем известны уникальные по своим возможностям развивающие игры Б.П.  Никитина, В.В. Воскобовича, дидактический материал М. Монтессори, Дьенеша, Кюизенера. Постоянно используя их в своей работе, я заметила, что все они решают в комплексе следующие задачи:

* Развивают познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивают речь, умение обосновывать свои рассуждения

* Развивают пространственные представления.

* Воспитывают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Ведущий: Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: Как и где можно  наиболее эффективно использовать развивающие игры?

Хорошо, чтобы  взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям с детьми, педагог должен сам в совершенстве овладеть  предлагаемыми  играми.  

Предлагаю поиграть в наиболее интересные, на мой взгляд, игры.

3. Представление практического опыта использования игр блоков Дьенеша, игры «Змейка», листа «Мёбиуса».

Ведущий: Как показывает практика, эффективными для обучения являются логические блоки венгерского психолога и математика Дьенеша. Набор состоит из 48 блоков различных по цвету, форме, размеру, толщине.

Их можно использовать со 2 младшей группы.  Для каждой возрастной группы  подобраны игры, альбомы с заданиями (предлагает педагогам для знакомства карточки игр). Одну из игр для младшего и среднего дошкольного возраста  я показала на  конкурсном занятии, а в игру для старшего возраста мы сейчас поиграем.

Ведущий: Игра называется «Фабрика»

Цель игры: развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; изменять одно из  свойств заданной фигуры.

Правила игры: Все участники – машины фабрики, которые будут производить фигуры, но менять в них одно свойство из заданной фигуры, т.е. производить новую фигуру. Ведущая распределяет между участниками, ктг какое свойство будет изменять.  

Сначала проведем пробный ход игры. Я беру любую фигуру и называю её свойства, например: красный, квадрат, большой, толстый,  передаю её для изменения следующему  участнику игры, который меняет  её толщину, затем другому участнику, который изменит её размер и т.д.

Игра проводится 2 раза.

Ведущий: Перейдем к играм В.В.Воскобовича. Все знают «Волшебный квадрат», я вам хочу рассказать о возможностях использования «Змейки» и  научить вас моделировать из «Змейки».

Эта игра развивает:  конструктивные навыки, мышление, воображение.

Воспитатели моделируют различные предметы по схемам.

4. Игра «Лист Мёбиуса».

Педагог руководит процессом выполнения действий с бумагой.

5. Обмен мнениями. Обсуждение результатов совместной работы Решение поставленной проблемы. Обмен мнениями об эффективности и полезности проведенного мастер класса.

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе.

Тема занятия: «Путешествие  с Колобком».

Программное содержание:

•        Учить детей сравнивать полоски по длине, используя в  речи слова: длинная, короткая, длиннее, короче.

•        Закреплять счет в пределах трех, умение использовать в речи слова, больше, меньше, поровну.

•        Закреплять умение правильно называть геометрические фигуры,  определять их цвет, форму, величину.

•        Развивать логическое мышление, память, речь, умение моделировать.

•        Воспитывать умение  анализировать собственную деятельность и деятельность товарища,  умение сотрудничать, поддерживать интерес к играм математического содержания.

Демонстрационный материал: Коврограф, разноцветные полоски разной длины (4 цвета), ширма, куклы театра «Колобок», домики разной величины и цвета.

Раздаточный материал: блоки Дьенеша, елочки, цветочки, двухполосные карточки, «Волшебный квадрат» В.В. Воскобовича.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», знакомство с блоками Дьенеша и «Волшебным квадратом» В.В. Воскобовича, решение логических задач, работа с коврографом.

Словарная работа: активизировать в речи слова: меньше – больше, поровну, длинная – короткая, длиннее – короче, квадрат, треугольник, круг.

                                        Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети (хором): Да!

Воспитатель: А какие сказки вы знаете? (дети перечисляют известные им сказки)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке…

Дети: Колобок!

Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку. Кого повстречал Колобок на своем пути?

Дети: Зайца, волка, медведя, лису.

Воспитатель: Что случилось в конце сказки?

Дети: Лиса съела Колобка

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новой сказкой о Колобке, который любит математику:

Я веселый Колобок,

Колобок – румяный бок.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

По дорожке покатился,

В густом лесу очутился.

-        Будет сложная игра

Думай, думай, голова!

(поглаживание лба, затылка)

-        Послушай задание внимательно

И выполнишь обязательно!

(потерли, подергали ушки)

-        Разминка для глаз

Поиграем сейчас!

(посмотрели глазки вверх-вниз, звездочки – глазки мигают)

-        Надо ручки вам размять

Будут пальчики играть!

(потерли, поздоровались с каждым пальчиком, помирились)

На ширме появляется бабка с дедом и плачут.

Воспитатель: Бабушка, дедушка, почему вы плачете?

Бабушка: Колобок от нас убежал. Дети, вы видели по какой дорожке?

Дети становятся возле фланелеграфа,  на котором прикреплены дорожки.

Воспитатель: Ребята сколько полосок? Какого они цвета? Одинаковые ли они по длине? (Ответы детей). Сегодня мы научимся раскладывать дорожки  от самой длинной до самой короткой. Для этого надо каждый раз выбирать самую длинную дорожку.

 - Какая дорожка  длиннее: красная или синяя?

- Какая дорожка короче: синяя или зеленая?

- Какая  дорожка самая короткая?

- Какая дорожка самая длинная?

- Как вы думаете, по какой дорожке покатился колобок?

Бабушка: спасибо, ребята, пойду искать Колобка.

Появляется на ширме Заяц и плачет.

Зайчик: Я Зайка маленький,

    Я зайка серенький

Колобок: Почему ты плачешь?

Мне подарили игру, а я не знаю как играть. Помогите мне разобраться с ней.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем! Посмотрите – это фигуры геометрические. Что это Саша, Петя? (Геометрические фигуры).

-        Какие это фигуры? (большие, маленькие, желтые, красные, синие)

-        Давайте расселим фигуры в домики по цвету. Этот дом какого цвета? (желтого).Здесь будут жить какие фигуры?(Все фигуры желтого цвета)

-        Молодцы! Правильно!

-        Этот дом какого цвета? (красного)

-        Какие фигуры будут жить в этом домике? (все фигуры красного цвета)

-        А здесь будут жить фигуры какого цвета? (все фигуры синего цвета)

-        Почему? (потому что домик синего цвета и фигура такого же цвета)

-        Молодцы!

Воспитатель: Ребята, фигуры можно брать двумя руками по 2-3 штуки. Фигуры кладем рядом с домами.

Воспитатель: А сейчас, посмотрите! Стоят домики с окошками

-        Этот домик с окошком какой формы (круглой). Значит в этом домике будут жить, какие фигуры?(круглые)

-        В этом домике окошко, какой формы? (квадратной). Значит в этом домике будут жить все какие фигуры? (все квадратные) Молодцы! Почему?

-        А у этого домика окошко какой формы? (треугольной). В этом домике будут жить какие фигуры? Правильно, все треугольники. Почему?

-        А еще у нас есть два домика. Посмотрите какие они?(один домик большой, другой - маленький). В большой домик мы расселим большие фигуры. А в маленький домик маленькие.

-        Какие фигуры мы расселим в большом домике? Почему?

-        А маленькие фигуры расселим в какой домик? Почему?

Воспитатель: Фигуры можно брать двумя руками, по 2-3 штуки, фигуры кладем рядом с домами.

-        Давайте посмотрим, какие фигуры живут в большом домике? (Все круги, квадраты, треугольники - большие). Правильно?

-        А в этом домике? (все маленькие квадраты, треугольники, круги).

Заяц: Спасибо, Колобок и дети.

Волк: Я сердитый Волк, Волк

     Я зубами щелк, щелк

Колобок: Волк, а ты почему такой грустный?

У меня в лесу много деревьев и цветов, а я не умею считать. Научите меня считать!

Воспитатель: Поможем Волку посчитать деревья и цветы? (Да)

Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком панно разделенное на 2 части и раздаточный материал: ёлочки и цветы.

Воспитатель: Поднимите правую руку. Молодцы! Какая это рука, Полина, Света? Покажите пальчиком правой руки верхнюю полоску, нижнюю полоску. Ваня, покажи верхнюю полоску. Молодец! Катя покажи нижнюю полоску. Молодец!

-        На верхнюю полоску правой рукой, слева направо положите 3 ёлочки. Сколько ёлочек? (дети обводят вокруг в воздухе). Три. Вани, сколько ёлочек? Маша, сколько ёлочек?

-        На нижнюю полоску, правой рукой, слева направо под каждой ёлочкой положите 2 цветка. Сколько цветов? (дети обводят вокруг цветы в воздухе). Два. Сколько цветов Петя, Маша?

-        А что нужно сделать, чтобы и цветов и ёлочек было поровну? (правильно добавить 1 цветок или убрать 1 ёлочку). Молодцы!

Волк: Спасибо, Колобок и ребята, что научили меня считать.

Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Ребята пока Колобок катится, мы немного отдохнем. Физминутка

У медведя дом большой – ой, ой, ой

(тянутся руками вверх)

А у Зайки маленький – ай, ай, ай

(приседают)

Мишка сам пришел домой – ой, ой, ой

(шагают на месте)

И запрыгал Заинька – ай, ай, ай

(прыгают)

Медведь: Я мишка косолапый,

 Неуклюжий да лохматый

Медведь: Колобок, Колобок помоги мне, пожалуйста, решить задачки.

Колобок: Дети, давайте поможем Медведю

1.        Логическая минутка

-    Сколько лап у воробья? 2 лапы

-        Сколько ножек у стола? 4 ножки

-        Сколько глаз у меня? 2 глаза

-        А у Вари сколько рук? 2 руки

-        А у Ани сколько ног? 2 ноги

-        Что одно у человека? Голова, туловище, рот, язык

Медведь Спасибо Колобок и ребята, что помогли мне разобраться. Я все понял и запомнил.

Лиса: Колобочек, мой дружочек,

За тобой бежать нет мочи.

Колобочек, Колобочек, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою.

Лиса: Не надо, Колобок, мне песню петь, лучше угости меня.

Воспитатель: Ребята давайте сделаем для Лисы угощенья. Какие сладости вы знаете? (печенье, конфеты)

-        Дети садятся за столы и из волшебного квадрата складывают конфеты, печенья…

-        Когда ребенок будет класть в корзинку конфету, печенье, воспитатель уточняет: Какой формы печенье? Какого цвета? Какого цвета конфета?

Лиса: Спасибо, Колобок, спасибо ребята за угощенье. За это я тебя не буду есть.

Колобок: Вот и сказке конец. Что Вам больше всего понравилось? Чему мы сегодня научились?

На ширме появляется бабушка:  Спасибо ребята, что помогли найти колобка. Вот Вам моё угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»

Задачи:Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области  современных развивающих технологий по интеллектуально-познавательному  направлению развития дошкольников.Ра...

Использование развивающих технологий в познавательно - речевом развитии

Проводя работу по познавательно-речевому развитию, стремлюсь  к развитию осознанной и активной речи детей. Так как именно речевая активность...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий  для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в весенний лес ».

Конспектнепосредственно организованной образовательнойдеятельности  педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное ра...