Использование развивающих технологий в познавательно - речевом развитии
учебно-методический материал по музыке (средняя, старшая группа) по теме

Агапова Татьяна Валерьевна

 

         Проводя работу по познавательно-речевому развитию, стремлюсь  к развитию осознанной и активной речи детей. Так как именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих технологий на занятиях по познавательно- речевому развитию

В своей работе по познавательно – речевому развитию использую различные технологии.

Одна из таких технологий – это использование игровой деятельности на занятиях. Ведь игра является для ребёнка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно. Игровая задача мотивирует ребенка на достижение положительного результата. Игровые технологии использую на различных занятиях: по развитию речи, грамоте, математике, соц. мира, мира природы.

Такие игры, как «Узнай по звуку»- направлены на развитие слухового внимания. Игра «Не ошибись»- развитие дифференциации звуков. «Похоже- не похоже»- учить детей различать сходные предметы.

К речевым играм относятся подвижные игры, дидактические, словесные, игры с пальчиками. Практически на всех занятиях использую игру «Угадай, что изменилось». С помощью этой игры на занятии по математике те дети, которые плохо знали порядковый счёт, это- Лера, Оля Т., Диана, Настя стали быстрее запоминать и к концу учебного года результаты стали лучше.

Игра «Чудесный мешочек» также часто использую на различных занятиях. Например: на занятии по соц. миру  дети должны были на ощупь определить предмет, описать его, а затем придумать предложение с этим словом. Для Яны было тяжело придумывать различны предложения, но в ходе этой игры у неё стал развиваться словарный запас, включилось внимание и мышление.

Речевые игры на развитие и активизации словаря проводила с мячом. Это такие игры как «Скажи наоборот», придумывание слов на заданный звук, закрепление дней недели и т.д. Эти игры я провожу и со всей группой, и подгруппой, и индивидуально с ребенком. Речевые игры провожу , как часть занятия, так и в режимных моментах.

Следующая технология, которую использую в своей работе- это использование художественного слова и сказок. Цель таких технологий – развитие мышления, памяти, учить связно говорить, использовать в речи прилагательные, наречия, глаголы. Мы знакомимся со сказками, как на занятии, так и в свободное время. Прочитав, ту или иную сказку, мы с детьми вспоминаем главных героев. Дети учатся отвечать на мои вопросы. Я стараюсь, чтобы ответы детей были полными. Читая знакомые сказки, мы решили поменять героев, и тут у детей начинают работать фантазия и мышление. Дети начали менять место действия, сюжет, основных героев. Так например Аня К., Лера Д., Полина Г. придумали свои сказки . Иногда я даю детям лишь направление, что сказки могут начинаться по- разному: В некотором царстве, в некотором государстве…, жили – были…, однажды…  Так же мы пробовали с детьми совмещать героев разных сказок, у детей в следствии  этого получились новые, фантазийные сказки, небылицы. Детям, также было предложено придумать сказку дома и вместе с родителями записать её и нарисовать к ней картинки. Родители активно откликнулись на эту затею, вследствие чего у нас в группе появились книжки, авторами которых стали дети. В результате такой работы многие дети научились придумывать новые выражения, проявлять творчество, фантазию . Так  у Егора стала лучше развита речь, появилось творческое мышление.

На занятиях по развитию речи используем сюжетные картины. Мы рассматриваем с детьми сюжет. Сначала я прошу детей сказать, что они видят на переднем плане, на заднем. Если дети что- то не отмечают в своём рассказе, то я задаю вопросы: «Кто помог девочке?», «Куда делся кролик?» и т.д. Предлагаю детям дать имена, клички героям сюжетных картинок. Когда полностью сюжет картины рассмотрен, предлагаю составить полный рассказ. Чётко, связно и выразительно рассказывают по картине: Лёня, Арина, Аня, Оля Б., Полина Г.  Дёма и  Рома испытывали некоторые трудности, но я направила их с помощью наводящих вопросов. В ходе этих занятий у детей развиваются творческие и мыслительные способности, дети учатся связно говорить,  переходя от одного к другому.

На занятиях по миру природы также используем картины. Например, я задаю детям загадку, дети отгадывают её и я показываю картину с изображением того или иного животного. Например, мы рассматривали ежа, я задаю вопросы: «Кто изображен на картине?», «Где он находится?», «Какой он, что умеет делать, чем питается?». Затем прошу детей полностью рассказать о еже, что они знают.

Или например, играем в загадки. Я показываю одному ребёнку животного, например лису. Этот ребёнок как бы превращается в лису и начинает рассказывать про себя (чем питается, где живёт, какой окрас) другие дети отгадывают, какое животное описывает ребёнок. Такие приёмы также развивают у детей память, внимание, связную речь.

Нередко на занятиях по познавательно- речевому развитию использую метод ТРИЗ. Особенностью данных занятий является наличие в них игровых, сказочных ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы и развивает речь детей.

Например, детям предлагается найти выход из ситуации: « Во время отдыха на берегу озера ночью пошёл сильный дождь- уехать домой нет возможности. Как быть?». Дети стали предлагать свои варианты, чтобы выйти из этой ситуации. Лера предложила взять палки и поставить их в виде шалаша, а затем накрыть сверху ветками, и там переждать дождь. Дёма сказал, что с собой были взяты зонты, и надо спрятаться под ними. Арина придумала, что можно встать под большое дерево, где много веток и листьев, но если будет гроза, то тогда под дерево прятаться нельзя, надо искать кустарник.

Также проводятся игры на развитие творческого воображения «хорошо- плохо», «наоборот», «да- нет». Ещё детям  предлагаю самим придумывать загадки на заданные темы. На тему «животные», Ира придумала такую загадку:  

Живёт в лесу,

Сама рыжая.

И всех хитрее.

(Лиса)

Использую следующий методический приём, игра « Чем это  могло быть?»- цель таких приёмов развивать воображение детей, мысленно дорисовывая  предмет, закреплять знания детей о ранее полученных  знаниях: о деревьях, видах транспорта и т.д.

Например, я русую овал- спрашиваю детей, чем это могло быть? Дети выдают разные версии. Максим предложил, что это будет паучок.  Я рассказываю дальше; шел- шел паучок и вдруг увидел….( рисую три вертикальные палочки), дети фантазируют и предлагают разные варианты. Полина предложила, что это могут быть деревья ( я только дорисовываю крону) . Такие занятия помогают детям развивать фантазию, логическое мышление, дети начинают вспоминать то, что они раньше изучали, также развивается речь ребенка.



Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ детского сада № 162

                                                                                                   Агапова Татьяна Валерьевна  

Весёлая логоритмика

Уважаемые родители!

    В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих  нарушения речи. Между тем речь является основой развития интеллекта ребёнка. Не зря кто-то из древних мудрецов сказал: «Кто ясно говорит, тот ясно мыслит».

          Многими учёными отмечено, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует вывод, что развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные , чёткие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д. Для коррекции и развития речи детей мы используем логопедическую ритмику, которая сочетает слово движение, ритм или музыку и способствует нормализации моторики и темпо-ритмической стороны речи. Логоритмические занятия включают:

  • ходьбу;
  • дыхательные упражнения;
  • речевые двигательные игры
  • игры с палочками
  • песни-игры
  • сказочки-шумелки
  • пальчиковые игры

          Конечно полноценное занятие по логоритмике могут провести только специалисты, но сам принцип сочетания речи и движения и отдельные упражнения можно ввести в занятия с ребёнком дома.

          Самый адекватный раннему возрасту способ развития интеллекта – посредством развития мелкой моторики ребёнка. Ведь при любом двигательном тренинге развиваются не руки, а мозг. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребёнка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

          На втором-третьем году жизни речь ребёнка представляет собой комплекс «слово + движение, действие, жест, мимика. Поэтому сочетание слова и пальчиковой игры активизирует развитие ребёнка. Малыши любят разговаривать, слушать, наблюдать за действиями взрослых и принимать в них участие. Повторяя стишок, взрослый побуждает детей подражать ему и дети с удовольствием делают это.

        Каждый человек в этой жизни исполняет множество ролей. Одна из самых сложных – роль родителя. Миссия взрослого заключается в том, чтобы открыть в ребёнке его огромный потенциал, заложенный природой. Чем раньше начать развивать ребёнка, тем больших успехов можно добиться. Вполне возможно развивать его, играя с ним дома в увлекательные и адекватные его возрасту игры.

Много интересных пальчиковых игр вы найдёте в книге Кислинской Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев.

А так же рекомендую заглянуть на сайт «Болтунишка» http://www.boltun-spb.ru

Приложение «логоритмические и пальчиковые игры»

Осень

Ветер по лесу летал

(дети плавно машут кистями рук)

Ветер листики считал:

(поочередно загибают пальцы)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)

Ветер и листья

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит.

(имитировать движения кисти, будто что-то красишь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

(потереть ладошку о ладошку).

Он повсюду их разносит,

Поиграет, снова бросит

(руки вытянуть перед собой, развести в стороны, соединить, встряхнуть).

Тшш- тшш, тшш-тшш

(опять потереть ладошки).

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит

(поднять руки и покружиться).

Шур-шур-шур, шур-шур-шур

(потереть ладошки).

Соберет в большую кучу

(руками нарисовать кучу),

Убежит и сядет в тучу

(слегка присесть)

Тшш- тшш, тшш-тшш

(приложить палец к губам).

Зимние забавы

Мы на лыжах идем,

Мы взбираемся на холм.

(Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах).

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(Машут руками, словно работают лыжными палками)

Вдруг поднялся сильный ветер,

(Подняли руки вверх)

Он деревья кружит, вертит,

(Вращение туловищем вправо, влево)

И среди ветвей шумит,

Снег летит, летит, летит.

(Руки вытянуты вперед, плавно опускаются)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

(Прыжки по кругу)

Раз – прыжок и два – прыжок-

(Прыжок в круг, прыжок из круга)

Вот и скрылся наш дружок.

(Присели)

Хоть приятно здесь кататься,

Надо в садик возвращаться.

(Ходьба)

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть!

(Имитация игры на разных музыкальных инструментах)

Наши ручки

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то, значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

(«моем руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмём,

(поочередно одну вверху, одну внизу)

Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

(скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)

Массаж ладоней

(с тренажером-шариком)

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть –

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

«Гусеница»

Шла гусеница по дорожке,

У неё в ботинках ножки.

(пальцы одной руки, затем второй идут по столу)

Ротик, нос, а глаза – два

(нарисовать на столе или в воздухе  рот, нос, глаза)

И большая голова

(нарисовать пальцами большой круг на столе или в воздухе)

Желтый, зеленый, красный, синий,

(пририсовывать к голове кружочки)

С улыбкой ты всегда красивый!

(хлопки в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников...

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка

Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной...

«Использование экологических технологий в познавательно – речевом развитии дошкольников»

: учить детей правильному построению предложения, провести артикуляцию звуков с и з....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей ДОУ. Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребенка

Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются  следующие инновационные методы:1.Здоровьесберегающие технологии,2.ТРИЗ-технолог...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЕ"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования), не переводя ее в уче...

Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста...

Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка

Сейчас сложно представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ активно интегрируются в нашу жизнь и систему образования, дошкольного в ...