Методы воспитания толерантности и терпимости в раннем возрасте как основа формирования здорового социума в стране и в мире в целом
статья по теме

В статье раскрывается актуальность воспитания толерантности и терпимости в раннем возрасте. Также приводится подборка современных методов и форм воспитания терпимости в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киселева Елена Ивановна, воспитатель

МБДОУ "Песчанский детский сад "Аленушка".

Методы воспитания толерантности и терпимости в раннем возрасте как основа формирования здорового социума в стране и в мире в целом

В современном обществе одной из важнейших проблем является межэтнические отношения. Кавказские войны, разногласия между странами после распада Советского Союза, революционная ситуация в Украине – все это глобальная трагедия общества.  Наша страна исторически многонациональное государство, на ее территории проживают более 180 народов, также здесь живут люди из стран бывшего СССР, которых мы считаем «своими», никак не иностранцами.  К сожалению, наша эпоха характеризуется не только насыщенностью мирового пространства межэтническими противоречиями и конфликтами, но и, в первую очередь, расцветом шовинистских настроений в современном обществе. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Поэтому проблема социально-личностного развития ребенка становится особо актуальной, так как именно в детском возрасте формируется отношение к миру и, в частности, к людям. Уязвимая детская психика быстро впитывает информацию, получаемую из окружающего мира и на данном этапе крайне важна качественная составляющая данной информации. Поэтому все острее встает вопрос о поиске эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Толерантность на индивидуальном уровне  является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания  того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды [1, с. 6].

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость как можно раньше воспитывать культуру толерантности. Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [3].

Крайне важно уже с раннего возраста прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам; воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях образовательной среды ДОУ накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в семье, в повседневной жизни.

В условиях раннего возраста самым эффективным способом воспитания и образования детей является игра, основывающаяся на комплексно-тематическом принципе. В процессе игры дети постоянно  сталкиваются с ситуациями, когда необходимо договариваться друг с другом, проявлять доброжелательность к другим участвующим,  уметь играть в команде ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Между ними часто возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, хочет делать по-своему. Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся в  игровой форме дети учатся учитывать интересы других, сочувствовать, уступать, что имеет особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм, формирования умения общаться в коллективе.

Необходимо проводить мероприятия, объединенные общей темой, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия и коммуникации. Практика показала эффективность применения следующих форм воспитания:

 - изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора: проведение костюмированных праздников («Дети мира», «Я к вам приехал в гости из …(название какой-либо страны), «Давай дружить» и т.д.);

- проведение презентаций, показ фильмов/мультфильмов о Родном Крае;

- сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок народов мира;

- художественная литература как мощный источник воздействия на психику ребенка, который пытается подражать героям сказок и рассказов, неосознанно воспринимают модель гуманного поведения, понятие о «добре и зле», о справедливости, прощении, награде и наказании;

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов с этническим содержанием, в которых показано поведение людей в окружающем мире;

- художественные приемы: рисование картин с доброй тематикой, например, «Моя семья», «Животные», «Моя планета», «Друзья», «Я помогаю маме»,  т.п.

Также возможно и желательно использование подвижных игр и физкультурных мероприятий:

- игра «Эстафета», формирует у детей чувство участия и сопереживания за общее командное дело. В процессе все дети взаимодействуют друг с другом;

- разучивание танцев, хороводов под музыку и т.п.;

- трудотерапия: совместная расстановка игрушек по своим местам.

Все эти и многие другие формы воспитания призваны вырастить свободную творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов нашего многонационального государства, способную жить в мире и согласии со всеми людьми Планеты. Таким образом, мы помогаем детям «впитать» правильный положительный набор качеств и ценностей для формирования здорового общества! 

Используемая литература:

  1. Асмолов А.Г. Слово о толерантности / А.Г.  Асмолов // Век толерантности:   Научно-публ. вестн.   2001. Вып. 1. - С. 4-7.
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника - 2008. - №5. - с.40-43
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  4. Игры разных народов (http://www.igrovaia.ru/igryi_razn_narodov.htm)
  5. Маралов В.Г. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям. Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов М., 2009
  6. "Народные подвижные игры, как средство приобщения детей к культуре разных народов" (http://tema.studentochka.ru/85041.html)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации М.: 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Воспитание культурно-гигиенических навыков как основа формирования здорового образа жизни»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой ...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

Методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность р...

«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры  межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В данной статье нам бы хотелось осветить личный педагогический опыт развития сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста в разных видах деятельности....