Доклад «Воспитание культурно-гигиенических навыков как основа формирования здорового образа жизни»
проект (подготовительная группа) по теме

Ивашкова Ольга Михайловна

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всём мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадения хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье, как об отсутствии на данный момент заболевании. До чего же не полно это представление! А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А как же наши дети?

В настоящее время значительно возросло  количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с простудными заболеваниями,  избыточным весом, нарушением осанки. Этот перечень можно продолжать очень долго. Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. А здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-zdorove.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Воспитание культурно-гигиенических навыков, как основа формирования здорового образа жизни.»

Воспитатель: Ивашкова Ольга Михайловна

    Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всём мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадения хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье, как об отсутствии на данный момент заболевании. До чего же не полно это представление! А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А как же наши дети?

В настоящее время значительно возросло  количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с простудными заболеваниями,  избыточным весом, нарушением осанки. Этот перечень можно продолжать очень долго.

 

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. А здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. 

Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья.

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать, какую ценность представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятиях, которые должны стать для них привычными. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях.

Работая с детьми, я заметила что,  у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.  Вот поэтому, я решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков, как основа здорового  образа  жизни»
Поставила перед собой цель:

1) развивать интерес у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании;

2) учить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

3) развивать умение и навыки безопасности жизнедеятельности как средства личной защиты и здорового образа жизни.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Так как у детей не были сформированы культурно-гигиенические навыки, мне нужно было научить их правильно мыть руки. Сначала мы с детьми рассматривали иллюстрации «Последовательность мытья рук», использовали художественную литературу (« Водичка, водичка», «Чумазая девочка» и т.д.). Сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыка. Провела открытие занятие для воспитателей детского сада на тему «Научим Хрюшу умываться», где дети закрепляли последовательность мытья рук.

 Рассказывала детям о том, что необходимо бережно относиться к игрушкам и вещам, учила преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца,  благодарить за работу и уход, чувство симпатии, дружелюбие к товарищам и взрослым. В ходе работы дети научились аккуратно обращаться с игрушками, играть дружно, благодарить за помощь друг друга и взрослых.

 Дети научились  самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать на место после игры игрушки, строительный материал. При этом я отмечала, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учила детей видеть результат  труда.

Немаловажное значение имеет формирование у детей умение самостоятельно обнаруживать недостатки во внешнем виде, в предметах личного пользования, и сразу исправлять их, не ожидая напоминания. Обращала внимание на то, чтобы дети были опрятными, аккуратными, подтянутыми.

С целью ознакомления и укрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности провела занятия на тему «Хочу быть здоровым», «Осторожно лекарства»,  «Путешествия по организму человека» и т.д..

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены  выступало не как требование взрослых, а как правило самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.  Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. На занятиях дети  рассказывали друг другу, что они знают о болезнях, как они чувствовали, когда они болели, что именно у них болело. Давала элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту и что лекарство принимается только при назначении врача.

С детьми работали над проектами «Я и мой организм», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Витамины», «Полезная и вредная еда»,  также проводились беседы на темы «Режим дня», «Что такое микробы», «Откуда берутся болезни» ,опыты(прослушивание пульса, ощущение вкуса и т.д.),  дидактические игры «Личные вещи», «Собери человека», «Крепкие-крепкие зубы», «Что для чего», «Береги свою кожу», «Чтобы уши слышали».

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.

В данной работе определила следующие задачи:

1.Установление доверительно-делового контакта с родителями.

2.Пропаганда здорового образа жизни.

3.Изучение, внедрение передового опыта семейного воспитания.

С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются ярким примером для своих детей.

Для эффективного решения этих задач возможны следующие формы работы с родителями:

- Проведение « Вечера вопросов и ответов»

- Организуем  фотовыставки: «В здоровом теле – здоровый дух»

- Заседание  «круглого стола» на темы: «Способы получения ребёнком знаний о своём организме», «Воспитание любознательности средствами природы», «Лечим простуду народными средствами».

На таких мероприятиях родители  обмениваются своим опытом, выработанным путём экспериментирования , проб и ошибок.

В традиционных «Днях открытых дверей»  даю родителям возможность «погружения» в жизнь нашего  дошкольного учреждения, непосредственного участия  в играх, занятиях. Длительное  наблюдение за ребёнком в новой обстановке, позволяет родителям  иначе взглянуть на него и  на воспитание в домашних условиях.

В приёмной оформлен уголок «Это интересно», где содержаться советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также ящик «Ваш вопрос – наш ответ».

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям их с детьми с цель. Проведения подобных игр – занятий дома.

Со  старшей группе работа по здоровому образу жизни велась по перспективному плану. Дети знают многое об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о здоровье, чтобы не болеть, расти  крепким и здоровым.
         Для того чтобы проанализировать свою работу по формированию здорового образа жизни проводила диагностику. По результатам диагностики заметила что, к концу года знания и умения у детей возросли. В начале работы ( младшая группа) – высокий уровень – 18%.

В конце подготовительной группы высокий уровень – 87%.

Обучая детей, я и сама научилась на много смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Я надеюсь, знания, полученные детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию  с окружающей средой и людьми. Дети  научаться понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

.

Литература

1.Тихомирова Л.Ф. «Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет», Ярославль,2003.

2. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы» – М.,2004.

3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.

4. Сигимова М.Н.  «Формирование представлений о себе у старших дошкольников». Волгоград. 2009.

5. Бочкарева О.И. « Система работы по формированию здорового образа жизни». Старшая группа. Волгоград. 2005.

6. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». М., 1986.

7.Белостоцкая Е. М. « Гигиенические основы воспитания детей от 3-7».-М.: Просвещение, 1991.

8.Афонькина Ю.А.,Урунтаева Г.А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию»,1997.

9. «Воспитателю о работе с семьёй», Н.Ф. Виноградова, 1989.

10.Зебзеева В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ»,2007.

11.Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. «Школа здорового человека», 2006,

(Программа развития).

загрузка...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм как основа формирования здорового образа жизни

статья о формировании здорового образа жизни через туризм, походы, занятиях....

ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Перспективное планирование в младшей группе по формированию здорового образа жизни. МесяцТемаЦельДидактические, оздоровительные игры Сентябрь «Изучаем свое тело»Учить называть органы чувств...

Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками самообслуживания - как основа формирования здорового образа жизни

Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками самообслуживания - как основа формирования здорового образа жизни...

«Создание условий для физического развития детей как основа формирования здорового образа жизни»

«Создание условий для физического развития детей как основа формирования здорового образа жизни»...

Консультации для родителей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни ребенка»

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Конспект совместной деятельности. Игра - квест «Солнечные лучики-лучики здоровья» по основам формирования здорового образа жизни для детей второй младшей группы

Задачи:Образовательная: Учить детей понимать и осознавать понятие здоровый человек; уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены, выяснить назначение мыла, зубной щетки, расчес...